Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономические методы менеджмента



2015-11-11 1924 Обсуждений (0)
Экономические методы менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономические методы управления – это совокупность средств и ин­струментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздей­ствие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, тех­нологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обес­печения его эффективного функционирования и развития в рыночной эконо­мике.

Экономические методы управления и экономический механизм ме­неджмента в целом определяются социально-экономической природой ры­ночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение тре­бований и формирование качественных изменений в деятельности предпри­ятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать. Содержание управленческих воздействий при проведении таких изменений ориентиро­вано на управление предприятием с целью его эффективного функциониро­вания в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концен­трацию и интернационализацию, а также углубление специализации науко­емкого производства и повышение его капиталоемкости. Это связано с необ­ходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции пред­приятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке.

Основными экономическими методами управления, обеспечивающими эффективное функционирование предприятия в рыночных условиях хозяйст­вования, являются:

- коммерческий расчет;

- внутрифирменный расчет;

- ценовая политика и механизмы ценообразования;

- механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкуренто­способности продукции и предприятия в целом.

Коммерческий и внутрифирменный расчет. Экономический механизм функционирования и развития предприятия предполагает использование ме­тода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей, в частности, в области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения капиталовложений и размещения производства; фи­нансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, по­литики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др. Приня­тие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференци­рованным подходом к отдельным подразделениям в зависимости от харак­тера и содержания их деятельности, территориального размещения предпри­ятий и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности фирмы.

Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и эконо­мические рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение за­трат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономиче­ской целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (кон­кретного бизнеса) и предприятия в целом.

Конечной целью коммерческого расчета является определение сово­купности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятель­ности. Важнейшими элементами, реализуемыми централизованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются:

- глобальная политика и инструменты ее реализации в области ценообра­зования и оптимизации издержек производства (в том числе сокра­щение издержек на всех его этапах), обеспечивающие конкурентную пози­цию предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли;

- организация условий устойчивого финансирования (с учетом кредито­вания) производственной деятельности и развития предприятия.

Конкретные механизмы (модели) коммерческого расчета для обеспече­ния эффективного управления функционированием и развитием промыш­ленного предприятия определяются на основе его глобальной политики, це­лей и стратегий, формируемых на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление внутренних взаимосвязей элементов соответствую­щей модели предусматривает необходимость их рассмотрения при централи­зованном управлении.

Необходимость разработки специфических методов и инструментов взаимодействия и расчета между подразделениями предприятия вызвана объективными потребностями создания механизма оптимизации издержек и повышения производительности на всех этапах производственно-сбытовой деятельности, реализуемых его подразделениями, в условиях предоставления им оперативной самостоятельности. Характер отношений между подразделе­ниями предприятия в рамках внутрифирменного расчета во многом зависит от их хозяйственно-экономического и правового положения.

Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с другими отделе­ниями (отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обяза­тельств по количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и ценам. Такие подразделения наделены основными и оборотными средствами и отчитываются по важнейшим показателям рентабельности, прибыли и доле рынка. Вес расчеты ведутся через центральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные счета (субсчета). Эти счета автоматически консолидируются со счетами материнской компании), то есть их прибыли учитываются и облагаются налогом как составная часть прибыли предприятия).

В результате в рамках коммерческого расчета возникла и развилась та­кая форма взаимоотношений внутри предприятия, которую можно назвать внутрифирменным расчетом.

Внутрифирменный расчет реализуется на промышленных предпри­ятиях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяй­ственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли).

Правовые отношения внутри предприятия определяют ответственность за количество и качество поставляемой продукции, и сроки поставок. Хозяй­ственные отношения между отдельными подразделениями строятся на ос­нове условно-расчетных трансфертных цен, которые отражают перемещение (переход) продукта в границах собственности одного предприятия (корпора­ции). В этом случае продукт выступает товаром по форме, не будучи товарам по существу.

Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в обеспечении минимальных затрат на всех промежуточных стадиях произ­водства конечного продукта в рамках предприятия.

В соответствии с принятыми отношениями в рамках внутрифирмен­ного расчета строится система внутрифирменных цен, отчислений и плате­жей. Они выступают как рычаги воздействия на производственную и эконо­мическую деятельность входящих в предприятие (корпорацию) самостоя­тельных отделений, филиалов и дочерних компаний, обеспечили этим роль регулятора издержек производства.

Коммерческий и внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета, что вытекает из общих целей и задач, стоящих перед всей фирмой и ее отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориенти­рован на реализацию целей коммерческого расчета.

Отличительной особенностью внутрифирменного расчета является то, что он осуществляется в границах единой собственности компании, между тем как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и отношений между различными собственниками. Следова­тельно, при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на рынке.

Ценовая политика. Ценам и ценообразованию принадлежит централь­ное место в экономическом механизме управления промышленным предпри­ятием.

В современных условиях существенно изменились условия формиро­вания цен, их роль и значение в экономической деятельности предприятия.

Произошли качественные изменения механизма ценообразования, представляющего сложную систему взаимозависимых действий и функций регулирования и рыночной конкуренции.

Возросла роль факторов, определяющих уровень цен на конечную про­дукцию, не связанных с действием закона стоимости. В силу этого роль цен как регуляторов производства существенно ослаблена. К таким факторам следует отнести управленческие решения, связанные с реализацией функций маркетинга и планирования с наиболее полным учетом потребностей рынка.

Усилилась роль долгосрочных планов и программ развития производ­ства в ориентации на них всей производственной деятельности предприятия, его отделений и дочерних компаний. Это выдвигает требования относитель­ной устойчивости рыночных условий и стабильных цен или стабильных тен­денций в их изменении.

Рыночные цены на большинство товаров мирового рынка устанавли­ваются не в результате стихийной конкуренции, а по согласованию произ­водственной и рыночной стратегии и политики соответствующих предприятий отрасли.

Промышленные предприятия планируют свою политику цен в долгосрочной перспективе и стремятся приспособить предложение товаров к заранее прогнозируемому спросу.

Учитывая эти изменения политика ценообразования должна предопределять краткосрочную и долгосрочную рентабельность продукции и предприятия в целом. Эффективное ценообразование во многих случаях дает возможность увеличить прибыль предприятия. Особое место занимает ценовая политика предприятия в долгосрочном плане его развития.

Цели ценовой политики:

- обеспечение обоснованного планирования и согласованного регулирования цен на базе проведения всестороннего анализа рынка и целевой ориентации производства с учетом оптимизации объемов производства, степени загрузки производственных мощностей, обеспечения необходимых капиталовложений и новаций для повышения производительности, качества и технического уровня производства, достаточных для удержания и укрепления рыночной позиции предприятия в условиях конкуренции;

- создание условий для поддержания единых цен на однотипную продукцию на мировом рынке.

Главная стратегическая задача предприятия заключается в том, чтобы предложить покупателю товар, ценность которого позволяла бы назначить цену, превышающую издержки.

Наиболее известные методы ценообразования приводятся ниже.

1. Самый простой метод ценообразования состоит в установлении цены на уровне себестоимости выполненных работ плюс надбавка. В этом случае формирование цены предусматривает установление себестоимости на основании переменных и постоянных издержек на производство и сбыт продукции (услуг) с учетом объема ее продаж, а также прибавления к себестоимости стандартной надбавки, которая составляет прибыль. Этот метод распространен в сфере услуг, когда цена составляет полную стоимость выполненной работы с включением в нее стандартной наценки

2. Наиболее распространен в современных условиях метод, называемый в экономической литературе «целевым» ценообразованием, ориентированным на себестоимость. Этот метод предполагает установление полной цены с учетом издержек производства и сбыта плюс целевая норма прибыли. При начислении расчетной цены на сложное или комплектное промышленное оборудование устанавливается цена общей поставки и каждой отдельной части с учетом технических услуг по проектированию, монтажу и пуску оборудования в эксплуатацию. Целевое ценообразование является разновидностью более общего (и более трудоемкого) метода на основе принципа безубыточности. Уровень желаемой целевой прибыли в этом случае взаимосвязан с конкретными инвестициями и уровнем производства, реализуемого с учетом его точки безубыточности.

3. Скользящая цена в момент заключения договора может устанавливаться путем пересмотра базисной цены с учетом изменения статей расходов в процессе исполнения этого договора. Особое значение в этом случае приобретает установление структуры цены, определяющей процентное соотношения в ней отдельных статей расходов (постоянных, на материалы, на зарплату и т.д.). Структура цены позволяет судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции на рынке и об источниках прибыли.

4. В условиях жесткой конкуренции все большее число предприятий (компаний) устанавливают цены на основе воспринимаемой ценности. Ключом к ценообразованию в этом случае служит восприятие ценности товара покупателем, а не издержки продавца. Ценообразование на основе ценности означает, что продавец не может проектировать товар и разработать маркетинговую программу, прежде чем будет установлена цена на него.

5. Ценообразование на основе учета конкуренции (поведения конкурентов) может быть реализовано двумя методами: на основе уровня текущих цен и закрытых.

6. Ценообразование в рамках внутрифирменного расчета строится на иных принципах. Цены в этом случае выполняют свои функции в модифицированном виде, так как внутрифирменный расчет не имеет коммерческого характера. По существу внутрифирменные цены являются результатом хозяйственной политики в интересах предприятия (корпорации) в целом и носят в основном расчетный характер.

Обеспечение конкурентоспособности. Конкурентоспособность является экономической категорией (характеристикой), определяющей рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка.

Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих успех этого товара и его производителя на рынке.

Конкурентоспособность конкретного товара определяется сравнительной оценкой его характеристик по отношению к товарам конкурентов. Конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с продуктами-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Следует иметь в виду, что технически сложные товары требуют больших затрат в процессе эксплуатации и их учет необходим при определении предпочтений потребителей. Поэтому общее представление о ценности товара как функции его качества и цены требует в этом случае уточнения в части его стоимости, которая должна учитывать как цену покупки, так и эксплуатационные расходы. Такое уточнение приводит к понятию минимальной цены потребления товара за его срок службы у потребителя. Эта стоимость во многих случаях становится важным показателем конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью показателей, объединенных в три группы: качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели. Число показателей конкурентоспособности конкретного товара (услуги) зависит от его вида, технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели оценки (исследования) и других внешних по отношению к товару факторов. В то же время конкурентоспособность определяется только теми его свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, а также гарантируют удовлетворение конкретной общественной потребности.

Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность. Все качественные показатели можно подразделить на классификационные и оценочные.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной (классификационной) группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара

Оценочные показатели количественно характеризуют свойства, определяющие качество продукции. В зависимости от выполняемой роли при оценке конкурентоспособности оценочные показатели можно разделить на две группы используемые для проверки обязательных условий, которым должна соответствовать продукция (регламентируемые показатели), и используемые для сравнения конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя определенными свойствами (сопоставляемые показатели).

Регламентируемые показатели характеризуют безопасность товара, его патентную чистоту, соответствие национальным и международным стандартам, требования к сертификации товара. Разумеется, что несоответствие продукции требуемому уровню регламентируемых показателей не только пагубно сказывается на конкурентоспособности товара, но и делает невозможным его реализацию.

Организационно-коммерческие показатели определяют конкурентоспособность товара в зависимости от характера и качества исследований рынка, степени эффективности работы по продвижению товара, стимулирования продаж, рекламной деятельности, целевой стратегии предприятия-изготовителя, результативности функционирования сбытовой сети и каналов товародвижения. Они также свидетельствуют о качестве коммерческой работы и включают в себя рациональность торгового контракта, форм и методов поставки, условий и форм платежа, технического обслуживания. Другими словами, данные показатели определяют эффективность маркетинговой и коммерческой деятельности предприятия.

Одним из основных методов оценки конкурентоспособности продукции является рейтинговая оценка, которая широко применяется в мировой экономической практике. Суть рейтинговой оценки заключается в том, что в ходе экспертизы определяются и ранжируются в порядке значимости наиболее важные параметры продукции. После проведения испытаний свойства товара оцениваются по пятибалльной шкале. Средневзвешенная оценка складывается из частных испытаний по определенным разделам. На основе анализа средневзвешенных оценок делается вывод о конкурентоспособности продукции.

Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.

Цель применения этих методов – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему будут решаться организационные и экономические задачи.

Эти методы позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

При помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических – управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе.

Цель социальных методов – управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологиче­ского климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п.

1. Методы управления отдельными групповыми явлениями и процес­сами включают:

- методы повышения социальной активности, которые призваны повышать инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению слу­жебных и общественных обязанностей:

- методы социального регулирования - для упорядочения общественных отноше­ний в коллективах на основе выявления общих целей, интересов;

- методы управления нормативным поведением - упорядочение социальных отношений путем нормирования поведения.

2. Методы управления индивидуально-личностным поведением при­званы обеспечить необходимое производственное поведение персонала в со­ответствии с поставленными целями:

- внушение - непосредственное воздействие на волю индивида в сложных, критических ситуациях;

- методы личного примера рассчитаны на эффект подражания;

- методы ориентирующих условий используются для изменения отношения персонала к труду. Для этого необходимо информировать о ходе выполнения заданий, о доходности и рентабельности, о заработной плате и других пока­зателях деятельности предприятия и индивида.

Цель психологических методов – создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повыше­ния степени удовлетворенности процессом труда в коллективе, на предпри­ятии.

Объектом психологических методов на уровне предприятия является индивид, субъектом – руководитель.

К психологическим методам относятся:

- методы формирования и развития трудового коллектива с учетом пси­хологической и социально-психологической совместимости;

- методы гуманизации отношений между работниками и руководите­лями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руко­водства, этика и культура управления;

- методы психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводи­тельному труду;

- методы профессионального отбора и обучения ориентированы на соот­ветствие психологических характеристик человека выполняемой работе.

Выбор методов во многом определяется компетентностью руководи­теля, организаторскими способностями, знаниями в области социальной пси­хологии.

Познание социально-психологических и индивидуальных особенностей исполнителей дает руководителю возможность сформировать и принять оп­тимальный стиль управления и тем самым обеспечить повышение эффектив­ности деятельности предприятия за счет улучшения социально-психологиче­ского климата и повышения степени удовлетворенности трудом.

 



2015-11-11 1924 Обсуждений (0)
Экономические методы менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономические методы менеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1924)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)