Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обязанности временного управляющего



2015-11-11 635 Обсуждений (0)
Обязанности временного управляющего 0.00 из 5.00 0 оценок




Временный управляющий обязан:

- принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

- проводить анализ финансового состояния должника;

- вести реестр требований кредиторов;

- уведомлять кредиторов о введении наблюдения.

Арбитражный управляющий ведет реестр требований кредиторов, если ведение реестра не поручено реестродержателю.

Ведение реестра осуществляется согласно Общим правилам ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов. Арбитражный управляющий ведет реестр кредиторов на бумажном и электронном носителях.

Исчисление 30-дневного срока для предъявления кредиторами требования производится с даты опубликования в официальном печатном издании, определенном регулирующим органом, а не с даты включения сведений в ЕФРСБ (п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35).

Временный управляющий обязан созвать и провести первое собрание кредиторов.

Обязанностью временного управляющего является также представление в арбитражный суд отчета о своей деятельности с приложением документов (п. 7 ст. 12) не позднее пяти дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении о введении процедуры наблюдения.

Временный управляющий оценивает финансовое положение должника, с тем чтобы в судебном заседании арбитражный суд вынес объективное решение о судьбе неплатежеспособного должника.

В ходе процедуры наблюдения прежде всего должен быть произведен анализ финансового состояния должника.

Одной из наиболее важных обязанностей временного управляющего в период наблюдения является проведение общего собрания кредиторов. Собрание должно состояться в срок не позднее 10 дней до даты проведения заседания арбитражного суда, на котором должно быть вынесено решение об окончании процедуры наблюдения.

Арбитражный суд основывает свое решение с учетом мнения конкурсных кредиторов, а также уполномоченных органов, однако арбитражный суд вправе, исходя из публичных интересов, инициировать процедуру внешнего управления или конкурсного производства. Статья 75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает основания введения внешнего управления и конкурсного производства по усмотрению суда как при отсутствии решения первого собрания кредиторов, так и вопреки ему.

Процедура наблюдения завершается с момента принятия решения арбитражного суда о признании должника несостоятельным; в этом случае следует введение процедуры конкурсного производства над имуществом несостоятельного должника. Еще одним вариантом завершения процедуры наблюдения является также вынесение определения о введении внешнего управления при наличии достаточных к тому оснований. Наблюдение может завершиться и заключением мирового соглашения.

 

Литература

 

Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003.

Пирогова Е.С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2014.

Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013.

 

2.7.2. Установление размера требований кредиторов должника

 

В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" урегулирована процедура установления требований кредиторов в производстве по делу о несостоятельности (банкротстве) в процедуре наблюдения (ст. 71).

Процедура установления требований кредиторов носит судебный характер.

Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе участвовать в собрании кредиторов в процедуре наблюдения, если их требования будут установлены и внесены в реестр требований кредиторов.

Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе предъявить требования к должнику в пределах 30-дневного срока с даты опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения. Указанный срок исчисляется с даты опубликования сведений о введении процедуры наблюдения в официальном печатном издании, которое определяется регулирующим органом, а не с даты включения сведений в ЕФРСБ (п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35). Кредиторы направляют требования должнику, временному управляющему и в арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности должника.

Срок для предъявления требований кредиторами не подлежит восстановлению. Если кредитор пропустит указанный срок, то он вправе предъявить свое требование к должнику в следующей процедуре (п. 7 ст. 71).

Порядок предъявления и рассмотрения требований кредиторов, установленный ст. 71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", к требованиям работников не применяется (п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29, п. 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35). Трудовые споры между должником и работником рассматриваются в исковом производстве (абз. 2 п. 11 ст. 16).

В том случае, если арбитражный управляющий самостоятельно в разумный срок не включит требование работника в реестр, то работник или представитель работников должника вправе обратиться с заявлением о включении его требования в реестр (п. 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35).

Определение юридической природы установления требований кредиторов или отказа вызывает определенную сложность.

Г.Ф. Шершеневич сравнивает допущение требования к удовлетворению из конкурсной массы с вынесением судебного решения по спору в исковом производстве <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. 2-е изд. Казань: Типография Императорского университета, 1898. С. 414.

 

Если допустить тождественность их юридической силы, то необходимо признать, по мнению Г.Ф. Шершеневича, возможность принудительного исполнения допущенного к конкурсному удовлетворению требования в рамках исполнительного производства после окончания конкурса <1>, что у него вызывает возражения. "Признание конкурсной претензии имеет своей целью исключительно только допущение кредитора к участию в конкурсной массе" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Там же. С. 414 - 415.

<2> Там же. С. 415.

 

Действительно, между должником и кредитором при установлении требования может возникнуть спор, который подлежит разрешению судом, причем в рамках производства по делу о несостоятельности.

Однако кредиторами могут быть предъявлены и бесспорные требования, как не оспариваемые должником, так и такие, по которым спор между должником и кредитором судом уже разрешен и имеется судебное решение, вступившее в законную силу, которое не исполнялось или исполнено не в полном размере вследствие несостоятельности должника.

Кроме того, спор по предъявленному требованию может возникнуть и между кредиторами, когда должник не заявляет возражений по поводу этого требования, а также между кредитором и арбитражным управляющим, кредитором и учредителями (участниками) юридического лица или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые согласно п. 2 ст. 71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) вправе предъявить возражения относительно заявленных кредиторами требований.

Поэтому не имеется достаточных оснований отождествлять установление бесспорных требований кредитора с разрешением спора, поскольку установление требований по содержанию представляет иную деятельность суда, хотя можно утверждать о наличии определенных аналогий.

По мнению С.А. Кузнецова, "проверка заключается в разрешении вопроса о спорности или бесспорности каждого из заявленных требований" <1>. Это утверждение не в полной мере соответствует действующему Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку в нем не предусмотрен исковой порядок разрешения спора вне процедуры несостоятельности, применявшийся в дореволюционном российском законодательстве.

--------------------------------

<1> Кузнецов С.А. К вопросу о порядке установления требований кредиторами в делах о банкротстве // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. N 4. С. 96.

 

Установление требования кредитора означает проверку обоснованности требования и наличие юридических оснований для его включения в реестр требований кредиторов.

Свое требование кредитор может подтвердить как вступившим в законную силу судебным решением, так и иными доказательствами.

Если имеется спор по заявленному требованию, а срок исковой давности истек, то лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявить об истечении срока исковой давности согласно абз. 2 п. 2 ст. 71 Закона, а суд вправе отказать в связи с истечением срока исковой давности в установлении требования, равно как и в исковом производстве. Указанное правило применяется в связи с введением конкурсного иммунитета.

Следует учитывать, что разногласия по требованиям кредиторов, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда в части их состава и размера, не подлежат рассмотрению арбитражным судом, а заявления о разрешении таких разногласий подлежат возвращению без рассмотрения, за исключением разногласий, которые связаны с исполнением судебных актов или с их пересмотром <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 60; Постановление Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2012 г. N 16994/11; Определение ВАС РФ от 2 августа 2013 г. N ВАС-17638/11 по делу N А10-5065/2010 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Судебное решение, на котором основано заявленное кредитором требование, может быть обжаловано кредиторами или арбитражным управляющим, если права кредиторов нарушены судебным актом, а в случае пропуска срока для обжалования суд вправе его восстановить с учетом того, когда предъявившее жалобу лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов (п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35).

При последующей отмене судебного решения, которым кредитор подтвердил существование своего требования к должнику, постановление об установлении его требований может быть пересмотрено по новым обстоятельствам (п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35).

Требование кредитора может быть подтверждено и решением третейского суда; при этом не требуется обязательного наличия определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение такого решения, однако против него может быть предъявлено возражение о наличии оснований для отказа в выдаче исполнительного листа, и если наличие этих оснований будет доказано, требование должно устанавливаться как не подтвержденное судебным решением <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2012 г. N 16994/11 по делу N А40-108901/10-95-503"Б" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" при возникновении спора между должником и конкурсным кредитором или уполномоченным органом, а также между кредитором, заявившим свое требование, и временным управляющим, а также между кредитором, который предъявляет требование, и другими кредиторами, чьи требования уже предъявлены, между предъявляющим требование кредитором и учредителями (участниками) юридического лица - должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия он подлежит разрешению судом, рассматривающим дело о несостоятельности должника.

Возникший спор, по концепции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", разрешается в производстве по делу о несостоятельности. Спор о праве подлежит разрешению, на наш взгляд, в специальной квазиисковой процедуре, урегулированной ст. 71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Процедуры разрешения спора именуются в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35 "обособленными процедурами".

По окончании процедуры арбитражный суд выносит судебный акт - постановление, которое может быть обжаловано в апелляционной и кассационной инстанциях. Правом обжалования постановления об установлении требований кредиторов обладают согласно ст. 257 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, по правилам которого рассматриваются дела о несостоятельности (банкротстве). Круг лиц, участвующих в деле, определен ст. 34 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Поэтому таким правом, в частности, не обладает представитель учредителей (участников) или единственный учредитель юридического лица (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 сентября 2011 г. N ВАС-11611/11 по делу N А08-5718/2010-22Б <1>).

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

 

Кредиторы, которые обратились в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом), не проходят процедуру установления требования в порядке ст. 71, так как их требования проверяются на предмет обоснованности и подтверждаются вступившим в законную силу решением суда (п. 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 15 декабря 2004 г. N 29).

Следует отметить, что в арбитражной практике не признавалось правомерным увеличение денежной суммы, предъявленной заявителем, если кредитор обращался с требованием о взыскании процентов за пользование денежными средствами за период с даты вынесения судебного решения о взыскании долга и до момента введения процедуры наблюдения, указывалось о невозможности изменения размера установленного при подаче заявления требования <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 22 января 2013 г. N 11469/12 по делу N А70-5049/2011 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Однако в абз. 5 п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2013 г. N 88 определено, что указанные проценты по требованию, на котором основано заявление кредитора, могут быть включены в реестр по правилам ст. 71.

Вправе ли кредитор изменить предмет или основание заявленного им требования?

Изменение предмета или основания предъявленного кредитором требования означает по существу предъявление нового требования. В этом случае предъявление требования должно происходить в пределах сроков, установленных п. 7 ст. 71, абз. 3 п. 1 ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

В Рекомендациях Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа рассматривается возможность увеличения или уменьшения размера требования кредитора без изменения их предмета или основания в пределах сроков, установленных для предъявления требований в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" <1>.

--------------------------------

<1> Рекомендации Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа по вопросам применения норм законодательства о судопроизводстве в арбитражных судах, процессуальных норм законодательства о несостоятельности (банкротстве) и норм законодательства об исполнительном производстве (по итогам заседания, состоявшегося 10 - 11 ноября 2011 г. в г. Екатеринбурге) (в ред. от 26 декабря 2012 г.) // Вестник ФАС Уральского округа. 2011. N 4.

 

Допустим ли отказ кредитора от заявленного им требования?

В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" урегулирован случай отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника несостоятельным. Одновременный отказ влечет, согласно абз. 6 п. 1 ст. 57, прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

Представляется, что кредитор из частноправового отношения вправе отказаться от заявленного им требования до момента вынесения судебного акта об установлении требования. После вынесения постановления арбитражного суда о включении требования конкурсного кредитора в реестр отказ от требования допустим в рамках заключаемого между должником и его кредиторами мирового соглашения в форме прощения долга или на основании судебного акта.

 

Формирование реестра требований кредиторов

 

Формирование реестра требований кредиторов включает несколько этапов.

Во-первых, о введении процедуры наблюдения временный управляющий обязан опубликовать сведения в печатном средстве массовой информации и в ЕФРСБ.

Собранием кредиторов или комитетом кредиторов может быть принято решение об опубликовании сведений наряду с опубликованием в официальном издании и в иных средствах массовой информации (п. 7 ст. 28). Состав подлежащих опубликованию сведений установлен п. 8 ст. 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Во-вторых, кредиторы должника должны быть уведомлены временным управляющим о введении процедуры наблюдения (абз. 6 ч. 1 ст. 67).

В-третьих, требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов включаются в реестр после их установления.

Ведение реестра осуществляет временный управляющий или реестродержатель. Привлечение реестродержателя обязательно, если число конкурсных кредиторов, включенных в реестр, превышает 500 (абз. 3 п. 2 ст. 16).

Арбитражный управляющий ведет реестр на русском языке, используя бумажный и электронный носители. При несоответствии записей приоритет имеют записи на бумажном носителе (п. 2 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов).

Реестр состоит из трех разделов, в которых содержатся сведения о кредиторах первой, второй и третьей очереди. В каждом разделе применяется самостоятельная нумерация записей.

Реестр представляет собой сброшюрованные и пронумерованные тетради, каждая страница которых подписана арбитражным управляющим (п. 3 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов).

Третий раздел реестра состоит из четырех частей: в первой части отражены сведения о залогодержателях; во вторую часть включаются сведения о сумме основного долга; в третьей части содержатся сведения о процентах, начисленных на сумму требований кредиторов в ходе процедуры несостоятельности (банкротства); в четвертую часть вносятся сведения о требованиях кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также о взыскании неустоек (штрафов, пеней), иных финансовых санкций.

Требование конкурсного кредитора и уполномоченного органа вносится в реестр на основании определения арбитражного суда о включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов, в котором установлены состав, размер и очередность удовлетворения требований кредитора. Указанное определение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано (абз. 2 п. 5 ст. 71).

Требования работников о выплате выходного пособия и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, вносятся в реестр арбитражным управляющим или реестродержателем на основании представления арбитражного управляющего, а исключаются на основании судебного акта (абз. 2, 3 п. 6 ст. 16).

Разногласия между представителем работников должника и арбитражным управляющим, связанные с очередностью, составом и размером требований о выплате выходных пособий и об оплате труда по трудовому договору, рассматриваются по правилам ст. 60 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"; трудовые споры разрешаются в суде общей юрисдикции.

 

Нормативные правовые акты и федеральные стандарты,

регулирующие формирование реестра кредиторов должника

 

Ведение реестра требований кредиторов регулируется ст. 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в которой отражены основные правила ведения реестра кредиторов, основания внесения записей в реестр, порядок разрешения разногласий, возникающих между арбитражным управляющим и кредитором.

Правила ведения реестра отражены в Общих правилах ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, которые соответствовали редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" до 30 декабря 2008 г.

Нормы Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, касающиеся порядка внесения в реестр требований кредиторов первой и второй очереди, а также залогодержателей, не соответствуют действующему Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)".

Не требуется в реестре отражать ссылки по требованиям кредиторов первой и второй очереди во взаимосвязи с требованиями кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом, поскольку удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди не зависит от времени возникновения залогового обязательства.

Арбитражный управляющий при ведении реестра должен соблюдать Типовую форму реестра. В Типовую форму реестра требований кредиторов включены сведения, которые должны быть внесены арбитражным управляющим в реестр.

Кроме того, Министерством экономического развития РФ утверждены Методические рекомендации по заполнению Типовой формы реестра требований кредиторов, которые содержат общие рекомендации для всех разделов реестра; в них отражены особенности ведения реестра для каждого из разделов, а также даны рекомендации по заполнению полей реестра, передаче реестра и о закрытии реестра.

 

Литература

 

Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003.

Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013.

Шевченко И.М. О правах кредиторов по делу о банкротстве, чьи права приняты к производству, но не установлены определением арбитражного суда // Арбитражные споры. 2014. N 2.

Стрельникова М.В. Возможность увеличения кредиторами размера требований по делам о банкротстве и его правовые последствия // СПС "КонсультантПлюс". 2014.

 

2.7.3. Анализ финансового состояния должника

 

Обязанность проведения временным управляющим анализа финансового состояния должника предусмотрена ст. 67 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Анализ финансового состояния должника в процедуре наблюдения проводится в целях определения достаточности имущества для возмещения судебных расходов по делу о несостоятельности, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника (п. 1 ст. 70).

В Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа определены цели проведения анализа финансового состояния должника, его финансовой и хозяйственной деятельности, а также инвестиционной деятельности и положения на товарных и иных рынках для всех процедур несостоятельности (банкротства):

а) для подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения соответствующей процедуры несостоятельности (банкротства);

б) для определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;

в) для подготовки плана внешнего управления;

г) для подготовки предложения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о прекращении санационной процедуры и переходе к конкурсному производству;

д) для подготовки предложения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению согласно ст. 146 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Финансовый анализ проводится на основании документов, указанных в п. 4 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа.

Временный управляющий использует результаты ежегодной инвентаризации, которую проводил должник (п. 3 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа).

Если ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат обязательному аудиту, то и анализ финансового состояния должника проводится временным управляющим на основании документов, достоверность которых подтверждена аудитором.

Обязательный аудит проводится в случаях, установленных ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 1 декабря 2014 г.) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15; 2014. N 49 (ч. IV). Ст. 6912.

 

Временный управляющий привлекает аудитора в тех случаях, когда у должника отсутствуют документы, достоверность которых подтверждена аудитором.

Оплата услуг аудитора осуществляется за счет средств должника (абз. 2 п. 2 ст. 70). Оплата услуг аудитора производится в размере фактических затрат (п. 2 ст. 20.7).

В остальных случаях анализ финансового состояния должника временный управляющий должен сделать лично, не привлекая других специалистов, поскольку он должен действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. В тех случаях, когда временный управляющий действует недобросовестно, оплата услуг привлеченных им лиц не должна производиться за счет средств должника <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Определения ВАС РФ от 29 октября 2012 г. N ВАС-13339/12 по делу N А56-7782/2010; от 24 февраля 2012 г. N ВАС-2020/12 по делу N А45-17660/2010 // СПС "КонсультантПлюс".

 

При проведении финансового анализа должника арбитражный управляющий рассчитывает коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника:

- коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника (коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности, степень платежеспособности по текущим обязательствам);

- коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника (коэффициент автономии (финансовой независимости)), коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, долю просроченной кредиторской задолженности в пассивах, показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам;

- коэффициенты, характеризующие деловую активность должника (рентабельность активов, норма чистой прибыли).

Анализ хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности должника, его положения на рынках предполагает анализ внешних и внутренних условий деятельности, анализ данных о поставщиках и потребителях, т.е. о контрагентах должника.

Арбитражный управляющий проводит анализ активов и пассивов должника (приложение N 3 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа), а также анализ возможности безубыточной деятельности должника в соответствии с требованиями, установленными в Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа (приложение N 4 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа).

В результате произведенного анализа временный управляющий должен сделать вывод о возможности (невозможности) покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также вывод о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника.

Анализ финансового состояния должника, обоснование выводов, которые должен сделать временный управляющий, отражаются в заключении о финансовом состоянии должника.

Временный управляющий должен самостоятельно принять решение об утверждении заключения о финансовом состоянии должника и подписать его.

В п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 60 уточняется круг полномочий, которые не могут быть переданы третьим лицам, а именно принятие решения об утверждении и подписание заключения о финансовом состоянии должника.

Заключение должно быть представлено временным управляющим за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении о введении процедуры наблюдения (п. 2 ст. 67 Закона).

Действия арбитражного управляющего по проведению финансового анализа могут быть обжалованы участниками производства по делу о несостоятельности (банкротстве) <1>.

--------------------------------

<1> См., например: дело N А76-16112/2009.

 

Определение возможности или невозможности восстановления

платежеспособности должника

 

Временный управляющий на основании анализа финансового состояния должника, результатов инвентаризации имущества должника (при их наличии), анализа документов о государственной регистрации прав собственности определяет возможность или невозможность восстановления платежеспособности должника.

Обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника временного управляющего прилагается к отчету о деятельности временного управляющего, представляемому арбитражному суду за пять дней до даты судебного заседания, указанной в определении о введении процедуры наблюдения (абз. 5 п. 2 ст. 67).

 

Обоснование целесообразности введения

последующей процедуры банкротства в отношении должника

 

На основании проведенного временным управляющим анализа финансового состояния должника временный управляющий представляет экономическое обоснование целесообразности введения последующей процедуры несостоятельности (банкротства).

В судебном заседании по окончании процедуры наблюдения арбитражный суд выносит определение о введении санационных процедур (финансовое оздоровление или внешнее управление), если имеются основания для восстановления платежеспособности должника; при наличии признаков несостоятельности (банкротства) и невозможности восстановления платежеспособности - решение о признании должника несостоятельным и введении процедуры конкурсного производства, если первым собранием кредиторов не принято решения о заключении мирового соглашения.

 

Выявление признаков преднамеренного и

фиктивного банкротства должника

 

Порядок проверки наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства регулируется Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855.

Руководители, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к уголовной ответственности за фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ). Введена уголовная ответственность за фиктивное банкротство и для граждан Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 476.

Проверка проводится за период не менее двух лет, предшествующих возбуждению дела о несостоятельности (банкротстве) должника, а также за период проведения процедур несостоятельности.

Проверка признаков преднамеренного банкротства проводится в два этапа. На первом этапе арбитражный управляющий анализирует значения и динамику коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, в соответствии с Правилами проведения финансового анализа.

При обнаружении существенного ухудшения показателей по двум и более коэффициентам временный управляющий осуществляет более глубокую проверку на втором этапе, в ходе которого проводится анализ сделок, совершенных должником, а также действий органов управления, которые могли послужить причиной такого ухудшения.

В ходе анализа устанавливается соответствие сделок законодательству РФ, а также выявляются сделки, не соответствующие рыночным условиям, которые послужили причиной неплатежеспособности должника.

Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае обращения с заявлением о признании должника несостоятельным. При этом используются коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника в течение исследуемого периода. При отсутствии признаков несостоятельности по коэффициентам арбитражный управляющий должен сделать вывод о наличии признаков фиктивного банкротства.

Арбитражный управляющий составляет заключение по результатам проведенной им проверки. Требования к заключению установлены п. 14 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855.

Заключение представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 дней в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных нарушениях о фиктивном и преднамеренном банкротстве.

 

Нормативные правовые акты и федеральные стандарты,

регулирующие проведение финансового анализа и выявление

признаков преднамеренного и фиктивного банкротства

 

Анализ финансового состояния должника регулируется ст. 70 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в которой определены цели проведения анализа в процедуре наблюдения и порядок проведения анализа финансового состояния должника.

Анализ финансового состояния должника регламентирован Правилами проведения финансового анализа, в которых определены принципы и условия проведения анализа, состав сведений, используемых при проведении анализа, представлены коэффициенты, которые должен рассчитать арбитражный управляющий, и выводы, которые должен сделать арбитражный управляющий в результате проведенного анализа.

Федеральные стандарты, регулирующие проведение финансового анализа, находятся в стадии разработки. Подготовлено несколько проектов федерального стандарта анализа финансового состояния должника.

Проверка арбитражным управляющим наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства регулируется Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855.

 

Литература

 

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. // СПС "КонсультантПлюс". 2014.

Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Фурсов Д.А. Рассмотрение и разрешение дел о банкротстве: Учебное пособие. М.: Статут, 2009.

Заболоцкая И.В. Особенности и проблемы сбора доказательственной базы в сфере незаконного банкротства: Учебно-методическое пособие. Смоленск, 2010.

Кравчук Е.В. Фиктивность (преднамеренность) банкротства в России. М.: Юстицинформ, 2013.

 

2.7.4. Первое собрание кредиторов

 

Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" определен срок проведения первого собрания кредиторов - не позднее чем за 10 дней до окончания процедуры наблюдения (абз. 2 п. 1 ст. 72).

Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были установлены арбитражным судом, рассматривающим дело о несостоятельности (банкротстве) должника, и внесены в реестр требований кредиторов. В первом собрании кредиторов участвуют с правом голоса кредиторы, требования которых обеспечены залогом.

В первом собрании принимают участие без права голоса:

- руководитель должника;

- представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;

- представитель работников должника;

- представитель органа по контролю (надзору).

Если первое собрание кредиторов проведено после завершения процедуры наблюдения, по вопросам, отнесенным к его компетенции, то к нему применяются нормы ст. ст. 72 - 74 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

 

Созыв, компетенция первого собрания кредиторов

 

Первое собрание кредиторов созывает временный управляющий, определив дату проведения собрания. О дате собрания должны быть уведомлены все участники собрания по почте не позднее



2015-11-11 635 Обсуждений (0)
Обязанности временного управляющего 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обязанности временного управляющего

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (635)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)