Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Взаимодействие права и морали




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Общее в праве и морали:

1. относятся к надстройке над экономическим базисом общества, они меняются в связи с изменением экономических отношений;

2. нормы права и морали являются социальными нормами, т. е. регулируют общественные отношения.

2. Различия права и морали:

1. право возникает одновременно с государством, а мораль значительно раньше (существование даже первобытной общины невозможно без морали);

2. нормы права устанавливаются государством, нормы морали возникают стихийно, а иногда в результате религиозного или иного воспитания;

3. мораль включает не только нормы, но и представления чувства;

4. нормы морали охраняются силой общественного мнения, нормы права охраняются государством;

5. право имеет дело только с поведением, выраженным вовне (т. е. с действием или бездействием), аморальными могут быть и мысли.

3. Соотношение норм права и морали по содержанию. Тут есть разные точки зрения. Р. Иеринг, например, считал право «этическим минимумом»

В советском правоведении преобладала точка зрения, что все незаконные действия аморальны уже ввиду того, что они незаконны.

Но при этом, например, организация Социалистической революции в 1917 г. не считалась аморальной. Вообще для марксизма характерен нравственный релятивизм – нравственным считается все, что выгодно рабочему классу в данный момент времени, цель оправдывает средства. Сам этот тезис представляется безнравственным.



4. Возможность несоответствия норм морали и права. Полное соответствие права и морали возможно только в идеальном государстве, а идеальных государств не бывает – это утопия Пример аморального закона – положение уголовного кодекса о добровольном отказе подстрекателя, освобождающем его от ответственности в случае своевременного сообщения им в органы власти о преступлении.

 

28. Право и справедливость.

Справедливость тесно связана с правом и оказывает на него большое влияние. Поэтому категорию справедливости с древних времен исследовали философы, юристы, другие ученые. Например, в Древней Греции то, что соответствовало справедливости, воспринималось как право. Аристотель пытался связать справедливость и закон. Он писал: "Все установленное законом в известном смысле справедливо, ибо все, что положено законодателем, законно, и каждое отдельное постановление его мы считаем справедливым".

Римские юристы полагали, что право вообще справедливо, говорить о справедливости права - это тавтология (Павел, Цельс, II- III вв. и др.). И даже Фома Аквинский, придерживавшийся теологической теории, рассматривал право как действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость, как полагал он, одна из этических добродетелей, которая имеет в виду отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому принадлежащего ему.

Гуго Греции также считал идею справедливости необходимым признаком права. По мысли Г. Гроция, право есть то, что не противоречит справедливости.

Современная юридическая наука относит справедливость к сфере не только морали, но и выделяет три ее аспекта: нравственный, социальный и правовой.

Нравственный аспект состоит в том, что те или иные государственно-правовые явления и процессы оцениваются с точки зрения добра и зла, добродетели, долга и т.д.

Справедливость с социальной точки зрения, или социальная справедливость, предполагает прежде всего многообразные отношения, связанные с экономикой, политикой и духовной сферой. Система социальной справедливости требует соответствия между правами и обязанностями личности, между деянием и воздаянием, между трудом и вознаграждением, равенство людей перед законом и судом и т.д.

Правовой аспект справедливости означает проникновение требований справедливости в ткань законодательства, в принципы и содержание правовых предписаний, в организацию и осуществление правосудия и т.д. Например, в Гражданском кодексе Российской Федерации говорится о принципе справедливости при использовании аналогии права. В Уголовном кодексе специально выделен принцип справедливости как основа применения наказания и иных мер уголовно-правового характера (ст. 6 УК). Справедливым считается наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного.

Таким образом, справедливость представляет собой ценностный ориентир при характеристике общественно значимых действий, поступков, государственно-правовых явлений, соразмерность действий людей требованиям юридических предписаний и ответная реакция на это общества и государства. Данная реакция может выражаться в форме поощрений, вознаграждения, наказания и иных мер воздействия негативного характера. Отсюда вытекает, что право по своей природе есть не только формально равный, но и справедливый масштаб свободы, справедливая мера свободы.

Некоторые отечественные юристы указывают отсутствиет таких приемов юридической техники, которые позволяли бы безошибочно фиксировать, являются ли данные юридические решения справедливыми, согласуются ли отдельные правовые нормы или акты с социальной справедливостью или нет.

Дискуссионен вопрос о том, следует ли справедливость отнести к свойствам норм права или это правовой принцип (некоторые ученые называют его сверхпринципом), который определяет весь строй правовых отношений в демократическом обществе.

Большинство ученых трактуют справедливость как принцип права, как тип (вариант) построения общественных отношений.

Представления о справедливости у разных народов, в разные эпохи неодинаковы. Считается, что понятие "справедливость" - идеологическое явление. Любой класс или группа, стоящие у власти, стремятся навязать обществу свое представление о справедливости. Это объясняется тем, что одним лишь принуждением нельзя обеспечить власть и исполнение законов. Властвующие стремятся оказывать воздействие на поведение и поступки людей идеологическими средствами, например с помощью морали, убеждения, религии, искусства и др.

Вместе с тем существует общечеловеческое представление о справедливости, как и представления, присущие данному обществу или народу, доминирующие в сознании конкретного народа. Если принятый обществом или стоящими у власти масштаб нравственно оправданного и соразмерного соответствует пользе общества, он трактуется как справедливость. Критерий соразмерности всегда присутствует при оценке того или иного явления как справедливого или несправедливого.

Справедливость выступает также критерием прогрессивного развития общества. Если государство использует категорию справедливости для установления меры равного и неравного, в определении правового положения субъектов, в распределении материальных и духовных благ, как принцип права и законодательства, юридически значимой деятельности, то такое общество можно оценить как прогрессивное, демократическое.

Все сказанное позволяет сделать следующие выводы из соотношения права и справедливости:

· справедливость представляет собой ценностное, нормативно-должное свойство содержания норм права;

· право не создает и не определяет справедливости, а лишь отражает ее или не отражает. Отражение может быть точным или искаженным, полным или урезанным. Через право государство как бы возводит справедливость в ранг официальной и защищаемой государством. Через право справедливость приобретает юридически значимый характер, тем самым справедливость приобретает одновременно регулирующее значение;

· в праве справедливость находит свое существование, при этом справедливость как бы трансформируется во внутреннее свойство права. Но такого рода трансформация зависит от того, способна ли норма права осуществлять справедливость в каждом конкретном случае или нет. Иначе говоря, норма должна закреплять такой вариант поведения или деятельности, который не наносил бы ущерба другим лицам, не нарушал их прав и интересов;

· справедливость влияет на форму закрепления содержания права, например будет ли норма права сформулирована в качестве диспозитивного или императивного требования или предписания;

· справедливость тесно связана с равенством, но это не тождественные понятия. Реализуя принцип справедливости, законодатель должен стремиться к установлению единства правового статуса всех граждан, допуская отдельные изъятия лишь при наличии весомых объективных обстоятельств;

· справедливость является одновременно идеей (нравственный критерий) и мерой регулирования поведения и общественных отношений.

Надо отметить, что норма права, правильно отражая справедливость, не всегда автоматически ведет в процессе своей реализации к справедливым результатам. Здесь большую роль играют обстановка законности, демократии, общий климат в стране, способы реализации норм права правоприменительными органами. Важно подчеркнуть, что юридическая справедливость не тождественна справедливости социальной. Иначе говоря, не всякое законное решение выступает как справедливое. Истребования юридической справедливости всегда нацеливают применителя нормы права на принятие справедливого решения, не выходящего за рамки законности.

В юридической литературе отмечается, что проблема справедливости применения правовых норм не возникала бы, если бы законодатель предусматривал для всех жизненных случаев четкие правила поведения и соответствующие санкции за их нарушение. Но действительность богаче всяких схем. Поэтому законодатель предоставляет возможность правоприменительным органам и лицам, разрешающим конкретные дела, учитывать всю совокупность обстоятельств дела, все факторы и условия, влияющие на юридическую ответственность, и выбрать наиболее справедливое при данных обстоятельствах решение.

Таким образом, право и справедливость имеют два аспекта взаимосвязи: воплощение справедливости в законодательстве; справедливость как основной принцип реализации права, в том числе правоприменительной деятельности.

29. Право в системе социальных норм. Технико-юридические нормы.

Социальные нормы – это правила поведения которые:

  1. обращены к индивидуально-неопределенному кругу лиц,
  2. регулируют общественные отношения (т. е. отношения между людьми и их объединениями).

Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества. Различаются между собой способами их установления и обеспечения (охраны).

Виды социальных норм:

Нормы права

устанавливаются и охраняются государством, в том числе и путем государственного принуждения.

Нормы морали

складываются стихийно на основе господствующих в обществе религиозных и этических идеалов, представлений о добре и зле. Охраняются они моральной санкцией (напр., в виде осуждения со стороны окружающих или наложения епитимьи, отлучением от церкви и др.). Наряду со всеобщей моралью имеется профессиональная этика, например врачебная, педагогическая, судейская и т. п. Иногда ее несоблюдение влечет правовые последствия напр., судья может быть отстранен от должности. Для того чтобы аморальный поступок повлек правовые последствия, необходима правовая норма, которая отсылала бы к нормам морали.

Обычаи

складываются стихийно в результате неоднократного повторения. Выполняются добровольно, так как их соблюдение упрощает жизнь человека. Норма обычая может превратиться в правовую норму. ГК РФ предусматривает, что суд применяет обычаи делового оборота, если данное отношение не урегулировано нормативно-правовым актом или договором.

Нормы этикета

складываются стихийно с целью облегчения общения между людьми. Обеспечиваются автоматически, человеку выгодно соблюдать эти нормы, так как несоблюдение этикета усложнит общение.

Нормы традиций

складываются стихийно и никак не охраняются (если не являются одновременно нормами морали, например, воинские традиции).

Нормы ритуалов

могут складываться стихийно, могут устанавливаться религиозными и иными организациями, они могут охраняться установившими их организациями, а могут и вовсе не охраняться.

Корпоративные нормы

устанавливаются общественными объединениями и охраняются этими объединениями.

Технические нормы не являются социальными и регулируют не общественные отношения между людьми, а поведение лица в отношении какого-либо технического устройства. Они содержатся, напр. в инструкции к любой технике. Утверждаются не государством, а изготовителем устройства. Однако несоблюдение этих норм может повлечь правовые последствия. Напр., может быть утрачено право на бесплатный ремонт техники. Иногда несоблюдение технических норм может повлечь и уголовную ответственность, если в результате наступили тяжкие последствия. Но для того чтобы наступили правовые последствия в результате несоблюдения технических норм, необходима правовая норма, устанавливающая такие последствия. В таком случае технические нормы становятся технико-юридическими.

 

30. Нормы права: понятие, признаки, структура.

Норма права – это установленное (или санкционированное) и охраняемое государством общеобязательное правило поведения.

Признаки нормы права:

1. общеобязательность нормы означает, что она -

а) адресована неопределенному кругу лиц;

б) рассчитана на неоднократное применение,

в) является эталоном, «равным масштабом», применяемым к разным лицам и ситуациям;

2. нормы права в своей совокупности образуют правовые институты, отрасли права и право в целом, т. е. нормы права составляют в своей системе содержание права в объективном смысле;

3. норма находит свое выражение в признаваемых в данной правовой системе формах, т. е. источниках права (в зависимости от вида источника норма права либо устанавливается государством, например, путем утверждения нормативно-правового акта, либо санкционируется государством, например, если суд применяет обычай делового оборота);

4. норма права регулирует общественные отношения, т. е. является социальной нормой;

5. в отличие от других социальных норм норма права охраняется государством, в том числе и путем применения мер государственного принуждения;

6. из нормы права вытекают права и обязанности участников правоотношения.

Логической структурой правовой нормы является схема из трех элементов

1. если (гипотеза)

2. то (диспозиция)

3. иначе (санкция).

Гипотеза – указание на условия, при которых применяется норма. Диспозиция – указание на должное или допустимое поведение при таких условиях (т. е. указание на права и обязанности сторон). Санкция – меры принуждения, применяемые в случае невыполнения диспозиции, т. е. меры ответственности (либо меры поощрения – если это поощрительная норма).

Еще в 1960-е годы была подвергнута критике традиционная трехэлементная структура нормы, так как эта система не совпадает с терминологией, используемой в отраслевых науках. Например, в уголовном праве диспозицией именуется указание на состав преступления, а вовсе не на должное поведение. Была предложена ныне широко распространенная двухэлементная структура нормы: регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные – из диспозиции и санкции.

 

31. Классификация норм права. Способы их изложения в статьях нормативно-правовых актов.

1. По отраслям права выделяются нормы конституционного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

2. По функциям: регулятивные нормы и охранительные. На основе этой классификации была предложена ныне популярная двухэлементная структура нормы права: регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные – из диспозиции и санкции.

3. По характеру закрепленных в нормах правил поведения:

1. обязывающие (предписывающие) – устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия;

2. запрещающие – запрещают совершать определенные действия;

3. управомочивающие – предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов.

4. По степени определенности элементов нормы: абсолютно определенные – это нормы которые с абсолютной точностью определяют гипотезу, диспозицию и санкцию (например, при принятии Федеральным Собранием конституционного закона Президент обязан его подписать и не имеет права наложить на него вето); относительно определенные – определяют обычно санкцию, а иногда и иные элементы нормы не абсолютно, а указанием на минимальный и максимальный предел какого-либо из признаков, характеризующих элемент нормы (например, убийство по общей норме наказывается лишением свободы от 6 до 15 лет); альтернативные – это нормы, предусматривающие несколько вариантов в описании их гипотезы диспозиции или санкции (например, убийство при отягчающих обстоятельствах наказывается альтернативно лишением свободы на срок до 20 лет, пожизненным лишением свободы или смертной казнью).

5. По логическому объему нормы бывают общие и специальные. Общая норма всегда логически охватывает специальную. При конкуренции общей и специальной нормы применяется специальная норма. Например, норма об убийстве – общая, норма об убийстве в состоянии аффекта – специальная.

Способ изложения не влияет на содержание нормы, а лишь характеризует форму ее выражения Норма может быть записана полностью в одной статье закона, что встречается редко. Она может быть записана в нескольких статьях и даже в нескольких разных законах (например, Земельный кодекс предусматривает правила охраны земель, уголовная и административная ответственность за их нарушение предусмотрена в УК и КоАП). Несколько норм может быть записано в одной статье, например, ст. 222 УК предусматривает самостоятельные нормы о незаконном обороте огнестрельного и холодного оружия. Возможны комбинации упомянутых вариантов. Норма может быть отсылочной, т. е. отсылать к другой статье закона, она может быть бланкетной, т. е. отсылать к другому нормативно-правовому акту. Норма – это содержание права, а закон – лишь его форма.

 

32. Система права. Понятие и основные элементы.

Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Черты системы права:

1. ее первичным элементом выступают нормы права, которые и объединяются в институты, подотрасли и отрасли;

2. система не сводится к простой совокупности элементов, а подразумевает ихединство, прежде всего функциональное;

3. элементы системы взаимосвязаны благодаря чему система представляет собой определенную целостность;

4. состояние системы права определяется историческими, экономическими и иными внешними факторами, оно объективно обусловлено, а не является результатом произвольного усмотрения законодателя.

Система права не тождественна правовой системе. Первая является лишь частью второй. Правовая система кроме системы права включает в себя правовую доктрину и идеологию, а также юридическую практику. Термин «правовая система» широко используется в сравнительном правоведении при классификации правовых систем по семьям.

Отрасль права – это система норм права, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений характерными для нее методами. Отрасль – наиболее крупное подразделение системы права.

Отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.

Выделяют основные, производные и комплексные отрасли.

К основным относятся:

1. конституционное,

2. гражданское,

3. административное,

4. уголовное,

5. уголовно-процессуальное,

6. гражданско-процессуальное право.

Для основных отраслей характерно внутреннее единство предмета и метода правового регулирования. Это характерно и для производных отраслей, однако их специфика в том, что они исторически обособились от основных, составляли ранее их подотрасли или институты. Например, трудовое право в конце XIX – начале XX вв. произошло от гражданско-правового договора личного найма. Позже от гражданского права обособились семейное и жилищное. От уголовного права обособилось уголовно-исполнительное, от конституционного – муниципальное. Комплексные отрасли объединяют нормы других отраслей права и регулируют однородные общественные отношения различными (характерными для основных отраслей) методами, чаще всего они объединяют нормы гражданского и административного права. Сюда относится земельное, хозяйственное, аграрное, экологическое, финансовое право.

Подотрасль права, как и отрасль, регулирует однородные общественные отношения, однако не имеет, как правило, собственного метода правового регулирования, а использует методы материнской отрасли, составляет ее часть. Например, в рамках гражданского права развиваются подотрасли авторского и патентного права. По существу, подотрасль является крупным и сложным институтом права. Институт права – это совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений в рамках отрасли права.

 

33. Предмет и методы правового регулирования.

В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия:

  1. предмет правового регулирования;
  2. метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права.

Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку:

  1. составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;
  2. одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования.

Таким образом, метод правового регулирования – это совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования:

  1. диспозитивный метод равноправия сторон, основан на дозволениях, т. е. предоставление права на определенное поведение, у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения;
  2. императивный метод является методом властного воздействия на участников общественных отношений, основанным на запретах, обязанностях, наказаниях;
  3. рекомендательный метод является методом совета осуществления конкретного желательного для общества поведения;
  4. поощрительный метод представляет собой метод вознаграждения за определенное поведение, он стимулирует социально полезное, активное поведение.

Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих.Дозволение является возможностью альтернативного поведения, связывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, т. е. пассивность, предусмотренную законом. Ведомственные акты, которые содержат нормы права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, затрагивающие права, устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав (или носящие межведомственный характер), подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Государственная регистрация подразумевает под собой проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, которые прошли государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию. Обычно тексты нормативных правовых актов могут являться примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение с той целью, чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов». Однако и в этом случае порог понимания заставляет употреблять некоторую избыточность, которая выражается, например, в объяснении, расшифровке отдельных терминов в расчете на «среднего» получателя информации. Точность, понятийность и краткость языка закона основывают благоприятные условия для его толкования, понимания, исполнения, соблюдения и применения.

 

34. Источники (форма) права. Решения Конституционного Суда РФ в си­стеме источников российского права.

Источники права – это исходящие от государства или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Официальный характер источник права приобретает:

1. путем правотворчества,

2. путем санкционирования (например, при применении судом обычая).

Виды источников права:

1) нормативные правовые акты – официальные документы, содержащие юридические нормы (т. е. общеобязательные правила поведения), принимаемые государственными органами либо иными уполномоченными органами или лицами. В России в систему нормативно-правовых актов входят:

1. Конституция;

2. законы (федеральные конституционные; простые ФЗ; законы субъекта Федерации, принятые по предмету ведения субъекта Федерации);

3. подзаконные акты (указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; норм, акты федеральных министерств и ведомств; нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ; норм, акты органов местного самоуправления; локальные акты, например правила внутреннего распорядка любой организации).

2) правовые обычаи – обычаи, которым государство придало общеобязательное значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой (например, по ГК, если отношение не урегулировано законом или договором, применяются обычаи делового оборота);

3) судебные и административные прецеденты – это судебные или административные решения по конкретному делу, которым придается сила источника права в странах англосаксонской правовой семьи;

4) нормативные договоры – соглашение двух или более субъектов, содержащее нормы права (Федеративный договор; договоры о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами; международные договоры; коллективные договоры и социально–партнерские соглашения в трудовом праве).

Можно ли считать источником права постановления Пленума Верховного Суда РФ?Преобладает точка зрения, что нельзя. Это не источник права, а вид официального толкования закона. Они являются руководящими разъяснениями и обязательны для судов и иных органов, применяющих право.

А можно ли считать источником права постановления Констуционного Суда РФ?Преобладает точка зрения, что можно. Причем Конституционный Суд иногда признает за ними силу прецедентов и отказывает в принятии к рассмотрению дел если сходное дело уже рассматривалось в отношении конституционности другого закона. Существует точка зрения, что постановления Конституционного Суда РФ нужно рассматривать не в качестве источника права, а в качестве акта применения права (Конституции).

 

35. Понятие и виды нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1. по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2. по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1. закон – одно из основных источников права;

2. установлен особый порядок принятия;

3. принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

4. регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

1. никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

2. другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3. при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

1. федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

2. принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

3. обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

4. особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

 

36. Закон: понятие, признаки, виды.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

5. закон – одно из основных источников права;

6. установлен особый порядок принятия;

7. принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

8. регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

4. никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

5. другие нормативные акты не должны противоречить закону;

6. при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

5. федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

6. принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

7. обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

8. особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

Существует иерархия законов: а) Конституция РФ. Федеральные конституционные законы не должны противоречить Конституции; б) международные договоры являются частью правовой системы РФ. В случае противоречия закона международному договору применяются правила международного договора. Юридическая сила международного договора выше юридической силы конституционного закона, но ниже, чем у Конституции; в) простые федеральные законы (ФЗ) не должны противоречить Конституции и конституционным ФЗ; г) в некоторых кодексах содержатся нормы, согласно которым им придается особая юридическая сила по сравнению с др. простыми ФЗ; д) законы субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ; е) законы субъектов РФ, принятые по предметам ведения субъекта РФ, не должны противоречить Конституции РФ;

3) особый порядок принятия – парламентским путем или путем референдума: а) Конституция была принята путем референдума 12 декабря 1993 г. Ее главы об основах конституционного строя, о правах и свободах человека и гражданина, а также о порядке ее изменения могут быть изменены только путем пересмотра Конституции. Остальные положения – путем внесения поправок; б) федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, по которым Конституция прямо предусматривает принятие федеральных конституционных законов (о судебной системе). Квалифицированным большинством в 3/4 числа членов Совета Федерации и 2/3 депутатов Думы. Президент не имеет права вето при принятии федеральных конституционных законов; в) ФЗ принимаются Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Президент имеет право отлагательного вето. Оно преодолевается квалифицированным большинством в 2/3 голосов в каждой из палат; г) законы субъектов РФ принимаются в порядке, установленном Конституцией или Уставом субъекта РФ;

4) закон регулирует наиболее важные общественные отношения. В частности, ограничение конституционных прав и свобод граждан производится только на основании ФЗ.

 

37. Понятие, субъекты и принципы правотворчества. Его виды.

Одним из важных направлений государственно-властной деятельности является правотворчество, являющееся ведущим зв




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (915)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.079 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7