Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Космологический смысл учения В.И. Вернадского



2015-11-11 2849 Обсуждений (0)
Космологический смысл учения В.И. Вернадского 4.67 из 5.00 3 оценки




Владимир Иванович Вернадский родился в 1863 г. и после окончания университета занялся минералогией и геохимией. Изучение эволюции земной коры привело его к проблемам изучения роли живого вещества в эволюции земной оболочки и биосферы. В отличие от большинства геологов Вернадский видел связь минералов и кристаллов с жизнью земной коры, атмосферы, природных вод. Он рассматривал минералы как динамичные подвижные структуры, подвластные времени. Поэтому он не мог не отметить роль жизни на Земле: "Органический мир как целое является тем своеобразным фактором, который разрушает минеральные тела Земли и использует их энергию". В конце XIX в., читая курс минералогии в Московском университете, Вернадский говорил о круговоротах некоторых химических элементов и подчеркивал, что Солнце поддерживает через растения эти круговороты. За два последующих десятилетия многие ученые подошли вплотную к учению о геологической роли живого вещества и о биосфере. Была опубликована книга американского океанолога Д. Меррея, содержащая краткое, но емкое описание биосферы. Известный русский геолог-географ И. Д. Лукашевич отстаивал идею геологической вечности жизни. А. Е. Ферсман писал о колоссальной и интенсивной химической жизни Земли. Французский ученый В. А. Анри отмечал, что жизнь есть не что иное, как постоянное задержание и накопление химической и лучистой энергии. Но целостное учение о биосфере создано лишь В.И. Вернадским.

Вернадский ввел понятие живого вещества – совокупности всех организмов. Он начал изучать живую природу так же, как минералы и горные породы. Говорят, чтобы оценить нечто, надо это потерять. По этому принципу Вернадский предположил вариант отсутствия жизни на планете: "Лик Земли стал бы также неизменен и химически инертен, как является неподвижным лик Луны, как инертны осколки небесных светил ... и проникающая небесные пространства космическая пыль".

Вернадский первым стал исследовать жизнь как своеобразное живое вещество, характеризующееся весом, химическим составом, энергией и геохимической активностью. Форма организмов в миграции элементов земной коры почти совершенно стушевывается, проявляется вещество организмов, движение его молекул, его энергия. "Живое вещество охватывает и перестраивает все химические процессы биосферы, действенная его энергия по сравнению с энергией косного вещества в историческом времени огромна.Живое вещество есть самая мощная геологическая сила биосферы, растущая с ходом времени. Оно не случайно и независимо от нее в ней живет, но есть проявление физико-химической организованности биосферы". Он подчеркивал, что за геологическую историю организмы осваивали новые области планеты, приспосабливаясь к многообразным природным условиям и участвуя в их изменении.

Он был одним из первых, кто понял, что весь лик Земли, ее ландшафты, химизм океана, структура атмосферы – это порождение жизни. В книге "Биогеохимия" он рассмотрел эволюцию биосферы с момента ее возникновения и до настоящего времени. Вернадский специально не занимался проблемой возникновения жизни, взял это как эмпирический факт. Считал, что жизнь имеет достаточно древнее происхождение, соизмеримое с возрастом земной коры.

Вернадский полагал жизнь космическим явлением, естественным этапом развития материи: "Жизнь является не случайным явлением в мировой эволюции, но тесно с ним связанным следствием". Он первым из ученых понял космическое значение факта возникновения жизни на Земле и начал систематическое исследование ее влияния на развитие планеты, представляя жизнь "буфером" между космосом и "косным", т.е. неживым веществом Земли, способным использовать космическую энергию для преобразования планетарного вещества. Жизнь становится катализатором процесса развития планеты. Пленка жизни, возникшая на поверхности планеты, многократно ускоряла все процессы ее эволюции за счет способности поглощать и утилизировать энергию космоса, прежде всего Солнца, и трансформировать с ее помощью неживое вещество. Сравнение ровесниц Земли и Луны наглядно демонстрирует эффективность живого вещества как катализатора мирового процесса развития.

Таким образом, по Вернадскому, наша планета и космос представляются ныне как единая система, в которой жизнь, живое вещество связывают в единое целое процессы, протекающие на Земле, с процессами космического происхождения. В течение всей истории Земли количество живого вещества согласно оценкам Вернадского было практически постоянным. За счет энергии Солнца возникали так называемые геохимические циклы, или круговорот веществ в природе, в который вовлекались все новые и новые массы первичной материи. Начали возникать толщи осадочных пород, которые были преобразованы затем в результате геологических и геохимических процессов.

Эта грандиозная картина общепланетарного развития включала в себя и появление человека – носителя разума, который еще раз многократно ускорил все процессы, протекающие на планете. Породив человека, природа избрала еще один могучий катализатор мирового процесса развития. Вернадский дал ответ на вопрос о месте человека в этой картине общего планетарного развития.

Человек, заселяя биосферу, преобразует ее облик. Вернадский сформулировал три вывода о месте человека в биосфере:

1. "Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени".

2. Человек во всех его проявлениях составляет закономерную часть строения биосферы.

3. "Взрыв" научной мысли в ХХ столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении. Цивилизация "культурного человечества" – поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, – не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически, сложившейся организованности биосферы".

Вернадский был убежден, что история человечества не есть что-то случайное и она неразрывно связана с развитием биосферы.

Уже в первые годы ХХ в. он начал говорить о том, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро он превратится в основную геологообразующую силу. И, как следствие, он необходимо должен будет взять на себя ответственность за будущее развитие природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума – в ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным – направляемым силой Разума.

Идеи В. И. Вернадского, существенно обогатившие представление о сущности жизни, не получили должной оценки в 1920-1930-е гг. Более того, ряд философов (Деборин, Максимов, Новогрудский) выступили с резкой критикой биогеохимических работ Вернадского, обвиняя его в создании какой-то специфической формы витализма, названной ими геохимическим витализмом. Они объявили их несоответствующими материализму.


УЧЕНИЕ В.И.ВЕРНАДСКОГО О БИОСФЕРЕ



2015-11-11 2849 Обсуждений (0)
Космологический смысл учения В.И. Вернадского 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Космологический смысл учения В.И. Вернадского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2849)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)