Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цены на денежные средства



2015-11-11 590 Обсуждений (0)
Цены на денежные средства 0.00 из 5.00 0 оценок




К специфическим объектам ценооб­разования, относятся денежные средства, это сами деньги, валюта, ценные бумаги, дру­гие виды финансовых активов, денежных обязательств. Они являются объектом купли-продажи на финансо­вых, денежных рынках, поэтому существуют проблемы ценообразования на эти продукты.

Особенность денежных средств как объекта ценообразования в том, что, «деньги продаются за деньги».

При купле-продаже иностранной валюты, специфика сказывается на механизме ценообразования незначительно. Валютный курс, либо определяется на валютном рынке в результате спроса и предложения валюты, либо назначается государственными органами. Но при назначении цены валю­ты расчетная формула «цена равна себестоимости товара плюс норма­тивная прибыль» не срабатывает, тогда исходят из паритета покупа­тельной способности отечественной и иностранных валют или из государственных приоритетов и интересов.

Сложнее, когда денежные средства в виде денег и ценных бумаг приобретаются «не навсегда, а на время. Пример - приобретение денег в долг, в кредит - получение и предоставление денежных средств в аренду на неко­торый период с последующим возвратом. В отличие от аренды, предоставленные в кредит денежные средства, могут терять ценность в связи с инфляцией, а лицо, продающее средства в кредит, теряет упущенную выгоду - возможность использовать день­ги по другому назначению. Эту выгоду должен возместить кредитору заемщик денежных средств, как аналог издержек производителя, продающего произведенный товар за деньги. Кро­ме возмещения упущенной выгоды продавец кредита должен полу­чить прибыль, эти факторы сказываются при формировании цены на кредитный продукт, денежный товар, предоставляемый взаймы.

Аналогично, при продаже ценных бумаг, например обли­гаций, где покупатель облигаций является кредитором, а прода­вец заемщик денег. Покупатель облигаций стремится за счет разности между ценой покупки и по­следующей продажи (погашения) облигаций возместить упущенную выгоду, связан­ную с отвлечением его денег за этот период, и не важно, как будет возмещена упущенная выгода - оплата купонов к облигациям или за счет покупки облигации по более низкой цене. Продавец облигаций (эми­тент) или дилер, продающий облигации на вторичном рынке, вынужден фор­мировать свою цену предложения в виде цены продажи и цены выкупа, выплат по купонам, возместить поте­ри покупателю за отвлечение его денежных средств, и получить прибыль. Иначе покупатель не приобретёт облигации. Если государство заставляет покупать облигации, то цены на них становятся декретными, назначаемыми.

Акции, свободно обращающиеся на фондовом рынке, цены на которые устанавливаются в соответствии со спросом и предложением, способностью приносить до­ход в виде дивидендов, возможность перепродаж.

Особенности денежных средств как товара, предмета купли-продажи приводят к тому, что их номинальная стоимость, указанная на банкнотах, ценных бумагах, или рыночная стоимость, ценность могут отличаться от цены, по которой эти средства приобретаются во временное пользование, на срок.

Цена на денежное средство представляет долю, часть его стоимости,процент от номинальной цены этого средства, который должен выплачивать его приобретатель, чтобы получить право пользования денежным сред­ством. Цена денежного средства на рынке - процентная ставка,плата за кре­дит.

Спрос на кредитные деньги и предложения кредитных денег, построив кривые спроса и предложения в координатах «объем кре­дита Q, процентная ставка кредитования — r»

Банки, предлагающие деньги в долг, готовы предоставить большую величину кредита Q, чем больше годовая процентная ставка r, по которой заемщики согласны приобрести кредит, купить у продавца заемные деньги (при прочих равных условиях). Эта зависимость отображена кривой S0 рыночного пред­ложения, кредитных денег, а заемщики готовы взять в долг тем боль­ше денег Q, чем ниже годовая процентная ставка кредита,что отображается кривой спроса D0. Привзаимодействия спроса и предложения, торга на рынке достигается равенство спроса и предложения в точке Е0 которой соответствует объем кредита Q0 и равновесная цена (процентная ставка) r0.

Рис. Кривые спроса на кредит и предложения кредита

Это простейший вид рыночного механизма установления цен на денежные средства на денежном рынке. При изменении условий на рынке, происходит смещение кривых спроса и предложения денежных средств. Например, при увеличении налогов на банковские кредитные опе­рации или норм резервирования банки сместят кривую предложения вверх в поло­жение S,, то есть будут предлагать кредиты по более высоким процентным ставкам. В результате при сохранении спроса на уровне D0 равновесная цена r1 превысит ставку r1. Если уменьшается спрос на кредитные деньги в итоге спада деловой активности, то кривая спроса перемещается вниз в положение D1, и кредитные день­ги дешевеют, и предоставляются по более низким процентным ставкам.

Процентные ставки могут быть не резуль­татом рыночного торга, а назначаться уполномоченными государ­ственными органами или монополистами денежного рынка. Так, часто Центральный банк устанавливает процентную ставку, по которой он предоставляет кредиты ком­мерческим банкам, фактически директивным образом, не учиты­вая спрос коммерческих банков на деньги.

Цена фирмы

В рыночных отношениях объектом купли-продажи могут ста­новиться предприятия, компании, фирмы. Продается не только имущество предприятия в материально-вещественной форме, но и все ее дело, пра­ва на ведение деятельности, а в более широком плане —нематериальные активы в виде прав и объектов интеллектуальной собственности. Установление рыночной иены фирмы в процессе аукционного торга затруднено, поэтому на практике при­бегают к приближенной расчетной оценке ее стоимости.

Различают два подхода к оценке текущей стоимости фирмы.

Первый основывается на расчетеостаточной стоимости имущества фирмы с учетом его материального и морального износа, к которой при­плюсовывается разность между денежными активами и пассивами фирмы, то есть устанавливается собственный капитал фирмы в материальной и де­нежной форме, плюс стоимость нематериальных активов фирмы, оценка которой определяется экспертно.

Второй подход к оценке стоимости фирмы базируется на том, что цена фирмы это тот чистый доход, прибыль, которую фирма может принести и в будущем возместить затраты покупа­теля на приобретение фирмы. Поэтому для определения цены фирмы необходимо оценить, какую прибыль способно приносить приобретаемое дело в течение периода возможного использования, как основных средств, так и имеющихся у нее деловых связей, проектов, прав, льгот. Общая масса ожидаемой прибыли, это и есть оценка текущей стоимости фирмы.

Возможно комбинирование первого и второго подхода к установлению це­нового ориентира, но если фирма продается,то ее истин­ная цена будет установлена актом купли-продажи. Для избежания сговора, целесообразна предварительная оценка.

Инфляция

Инфляция - обесценение денежной единицы, уменьшение ее покупатель­ной способности. Природа возникновения инфляции - несоответствие между обра­щением товарной и денежной массы, порождаемое выпуском избыточ­ных наличных и безналичных денег, не обеспеченных товарной массой. Тогда деньги не обладают своей номинальной ценностью из-за отсутствия эквивалентно­го по стоимости товарного покрытия.

В советской экономике инфляция игно­рировалась, считалось, что инфляция присуща только капиталис­тической экономике.

В действительности стабильные государственные цены на товары не свидетельствуют об отсутствии инфляции. Если возникает дефицит товаров, то этоскрытая, подавленная инфляция, гдепокупатель не обладает гарантированной возможностью приобрести товар по официальной цене и вынужден приобретать его на «черном» рынке по более высоким ценам. Инфляция в экономике централизованно - государствен­ного типа наблюдается в форме повышения государственных цен на товары и услуги. Следует отметить, что уровень реальной инфляции в Советской экономике был невысоким.

Непосредственным проявлением инфляции является рост цен на товары, не обус­ловленный повышением их качества.

В бытовом восприятии количественный уровень инфляции обычно понимается Как показатель, устанавливающий, во сколько раз или на сколько процентов повышаются цены на определенный товар за определенное время. Такой подход позволя­ет формировать частное, ограниченное суждение, ибо цены на разные товары изме­няются в различной степени. К тому же надо иметь в виду, что на уровне роста цен сказывается и региональный фактор, повышение цен может заметно отличаться в отдельных регионах.

Более универсальный способ определения уровня инфляции состоит в установ­лении среднего по стране или по региону индекса роста розничных цен на группу наиболее употребительных товаров - «потребительская корзина». Статистически она должна включать как можно больше товаров, которые приобретаются всем населением.Уровень инфляции - прирост цен в процентах, исчисляется за месяц или год.

В международной практике считают, что инфля­ция в 2-3% в год безопасна и допустима. Когда месячный рост цен дости­гает нескольких процентов, а предельно допустимым порогом инфляции, за которым она переходит в гиперинфляцию, считается рост цен, превышающий 50% в месяц.

Состояние экономики, при котором инфляция сопровождается спадом произ­водства,называют стагфляцией.

Если наблюдается сниже­ние цен, это отрицательная инфляция - дефляция.

Природа инфляции сложная, выявление причин и способов её подавле­ния требуют многофакторного анализа.

Приблизительно ответить на вопрос, почему возникает инфляция и как с ней бороться, можно, по уравне­нию денежного обращения (Ирвинга Фишера), которое было рассмотрено. MV=PQследует, что цена совокупной товарной массы, реализуемой за год в объеме Q, равна MV/Q.М - средняя масса денег в обращении, а V- скорость обращения денег, равная числу оборотов, совершаемых за год денежной единицей.

Рост цены будет, если рост денежной массы М, находящейся в обращении (при постоянстве скоро­сти обращения), превосходит темп роста товарной массы Q, тем более, когда денежная масса растет, а товарная масса убывает из-за спада произ­водства. Ведущую роль в инфляционных процессах играют деньги, поскольку изменение товарной массы происходит мед­ленно, в пределах нескольких процентов, а денежную массу можно в течение года изменить в несколько раз. Так, в России за 1991-1993 годы спад производства товаров и близкое к нему изменение товарной массы в обращении составили 30-40%, а денежная масса за это время увеличилась в сотни раз.

Поэтому основная причина инфляции в несоответствии денежной и товарной массы, в выпуске в обращение безналичных и наличных денег, не обеспеченных товарами. Превышение денежной массы над товарной, первый признак обесценивания денег.

Инфляция при высо­ких уровнях - экономическое бедствие. Утверждение, что инфляция никому не нужна не верно. Правительство путем инфляции, выпуском в обращение «бестоварных» денег, увеличивает расходы бюджета и удовлетворяет свои денежные запросы, чем иногда удается оживлять экономику. Так берущий в долг, в кредит и возвращающий их в том же количестве, или с процентами ниже инфляционных, получает денежный выигрыш. Так делают многие банки. Любое лицо, задерживающее вы­плату, выигрывает от инфляции, поскольку платит более «дешевыми» деньгами. Но в целом инфляция вредна.

Универсальный метод борьбы с инфляцией - сдерживание активной денежной массы, направляемой на покупку товаров и наращивании, продаваемой за деньги, товарной массы. Сдерживать денежную массу можно ограничением эмиссии, побуждением к сбережению, чтобы они не сразу поступали в обращение. Иногда применяется ограничение или задержка выплаты денег предприятиям и населению государством. Если не увеличивается производство товаров, использовать выгодный импорт, вовлекать товары и услуги, которые были «бесплатными» (земля, жи­лье, госимущество).

Инфляцию легче вызвать, чем подавить, она по­добна джину, вырвавшемуся из бутылки.

Таблица Динамика темпов инфляции

                   
Годовой темп инфляции, %                  

В России при переходе к рынку показатели инфляции изменялись резко, что видно из таблицы.

Месячные темпы инфляции существенно изменялись в течение одного года. В кризисные годы колебание уровней инфля­ции, то увеличивались, то уменьшались, рис.

Рис. Месячные уровни инфляции в России (1993 г.)

В 1996 году приостановили инфляцию до уровня, единиц процентов в месяц, в 1997 году он составил 1%, но в 1998 году, после августов­ского финансового кризиса, вновь возрос.

При инфляции необходим периодический пересмотр стоимости основных средств и ис­числяемых на ее основе амортизационных отчислений, при отсутствии переоценки, стоимость зданий, оборудования, имущества в текущих ценах становится в результате инфляции очень низкой.



2015-11-11 590 Обсуждений (0)
Цены на денежные средства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цены на денежные средства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (590)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)