Цены на денежные средства
К специфическим объектам ценообразования, относятся денежные средства, это сами деньги, валюта, ценные бумаги, другие виды финансовых активов, денежных обязательств. Они являются объектом купли-продажи на финансовых, денежных рынках, поэтому существуют проблемы ценообразования на эти продукты. Особенность денежных средств как объекта ценообразования в том, что, «деньги продаются за деньги». При купле-продаже иностранной валюты, специфика сказывается на механизме ценообразования незначительно. Валютный курс, либо определяется на валютном рынке в результате спроса и предложения валюты, либо назначается государственными органами. Но при назначении цены валюты расчетная формула «цена равна себестоимости товара плюс нормативная прибыль» не срабатывает, тогда исходят из паритета покупательной способности отечественной и иностранных валют или из государственных приоритетов и интересов. Сложнее, когда денежные средства в виде денег и ценных бумаг приобретаются «не навсегда, а на время. Пример - приобретение денег в долг, в кредит - получение и предоставление денежных средств в аренду на некоторый период с последующим возвратом. В отличие от аренды, предоставленные в кредит денежные средства, могут терять ценность в связи с инфляцией, а лицо, продающее средства в кредит, теряет упущенную выгоду - возможность использовать деньги по другому назначению. Эту выгоду должен возместить кредитору заемщик денежных средств, как аналог издержек производителя, продающего произведенный товар за деньги. Кроме возмещения упущенной выгоды продавец кредита должен получить прибыль, эти факторы сказываются при формировании цены на кредитный продукт, денежный товар, предоставляемый взаймы. Аналогично, при продаже ценных бумаг, например облигаций, где покупатель облигаций является кредитором, а продавец заемщик денег. Покупатель облигаций стремится за счет разности между ценой покупки и последующей продажи (погашения) облигаций возместить упущенную выгоду, связанную с отвлечением его денег за этот период, и не важно, как будет возмещена упущенная выгода - оплата купонов к облигациям или за счет покупки облигации по более низкой цене. Продавец облигаций (эмитент) или дилер, продающий облигации на вторичном рынке, вынужден формировать свою цену предложения в виде цены продажи и цены выкупа, выплат по купонам, возместить потери покупателю за отвлечение его денежных средств, и получить прибыль. Иначе покупатель не приобретёт облигации. Если государство заставляет покупать облигации, то цены на них становятся декретными, назначаемыми. Акции, свободно обращающиеся на фондовом рынке, цены на которые устанавливаются в соответствии со спросом и предложением, способностью приносить доход в виде дивидендов, возможность перепродаж. Особенности денежных средств как товара, предмета купли-продажи приводят к тому, что их номинальная стоимость, указанная на банкнотах, ценных бумагах, или рыночная стоимость, ценность могут отличаться от цены, по которой эти средства приобретаются во временное пользование, на срок. Цена на денежное средство представляет долю, часть его стоимости,процент от номинальной цены этого средства, который должен выплачивать его приобретатель, чтобы получить право пользования денежным средством. Цена денежного средства на рынке - процентная ставка,плата за кредит. Спрос на кредитные деньги и предложения кредитных денег, построив кривые спроса и предложения в координатах «объем кредита Q, процентная ставка кредитования — r» Банки, предлагающие деньги в долг, готовы предоставить большую величину кредита Q, чем больше годовая процентная ставка r, по которой заемщики согласны приобрести кредит, купить у продавца заемные деньги (при прочих равных условиях). Эта зависимость отображена кривой S0 рыночного предложения, кредитных денег, а заемщики готовы взять в долг тем больше денег Q, чем ниже годовая процентная ставка кредита,что отображается кривой спроса D0. Привзаимодействия спроса и предложения, торга на рынке достигается равенство спроса и предложения в точке Е0 которой соответствует объем кредита Q0 и равновесная цена (процентная ставка) r0. Рис. Кривые спроса на кредит и предложения кредита Это простейший вид рыночного механизма установления цен на денежные средства на денежном рынке. При изменении условий на рынке, происходит смещение кривых спроса и предложения денежных средств. Например, при увеличении налогов на банковские кредитные операции или норм резервирования банки сместят кривую предложения вверх в положение S,, то есть будут предлагать кредиты по более высоким процентным ставкам. В результате при сохранении спроса на уровне D0 равновесная цена r1 превысит ставку r1. Если уменьшается спрос на кредитные деньги в итоге спада деловой активности, то кривая спроса перемещается вниз в положение D1, и кредитные деньги дешевеют, и предоставляются по более низким процентным ставкам. Процентные ставки могут быть не результатом рыночного торга, а назначаться уполномоченными государственными органами или монополистами денежного рынка. Так, часто Центральный банк устанавливает процентную ставку, по которой он предоставляет кредиты коммерческим банкам, фактически директивным образом, не учитывая спрос коммерческих банков на деньги. Цена фирмы В рыночных отношениях объектом купли-продажи могут становиться предприятия, компании, фирмы. Продается не только имущество предприятия в материально-вещественной форме, но и все ее дело, права на ведение деятельности, а в более широком плане —нематериальные активы в виде прав и объектов интеллектуальной собственности. Установление рыночной иены фирмы в процессе аукционного торга затруднено, поэтому на практике прибегают к приближенной расчетной оценке ее стоимости. Различают два подхода к оценке текущей стоимости фирмы. Первый основывается на расчетеостаточной стоимости имущества фирмы с учетом его материального и морального износа, к которой приплюсовывается разность между денежными активами и пассивами фирмы, то есть устанавливается собственный капитал фирмы в материальной и денежной форме, плюс стоимость нематериальных активов фирмы, оценка которой определяется экспертно. Второй подход к оценке стоимости фирмы базируется на том, что цена фирмы это тот чистый доход, прибыль, которую фирма может принести и в будущем возместить затраты покупателя на приобретение фирмы. Поэтому для определения цены фирмы необходимо оценить, какую прибыль способно приносить приобретаемое дело в течение периода возможного использования, как основных средств, так и имеющихся у нее деловых связей, проектов, прав, льгот. Общая масса ожидаемой прибыли, это и есть оценка текущей стоимости фирмы. Возможно комбинирование первого и второго подхода к установлению ценового ориентира, но если фирма продается,то ее истинная цена будет установлена актом купли-продажи. Для избежания сговора, целесообразна предварительная оценка. Инфляция Инфляция - обесценение денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности. Природа возникновения инфляции - несоответствие между обращением товарной и денежной массы, порождаемое выпуском избыточных наличных и безналичных денег, не обеспеченных товарной массой. Тогда деньги не обладают своей номинальной ценностью из-за отсутствия эквивалентного по стоимости товарного покрытия. В советской экономике инфляция игнорировалась, считалось, что инфляция присуща только капиталистической экономике. В действительности стабильные государственные цены на товары не свидетельствуют об отсутствии инфляции. Если возникает дефицит товаров, то этоскрытая, подавленная инфляция, гдепокупатель не обладает гарантированной возможностью приобрести товар по официальной цене и вынужден приобретать его на «черном» рынке по более высоким ценам. Инфляция в экономике централизованно - государственного типа наблюдается в форме повышения государственных цен на товары и услуги. Следует отметить, что уровень реальной инфляции в Советской экономике был невысоким. Непосредственным проявлением инфляции является рост цен на товары, не обусловленный повышением их качества. В бытовом восприятии количественный уровень инфляции обычно понимается Как показатель, устанавливающий, во сколько раз или на сколько процентов повышаются цены на определенный товар за определенное время. Такой подход позволяет формировать частное, ограниченное суждение, ибо цены на разные товары изменяются в различной степени. К тому же надо иметь в виду, что на уровне роста цен сказывается и региональный фактор, повышение цен может заметно отличаться в отдельных регионах. Более универсальный способ определения уровня инфляции состоит в установлении среднего по стране или по региону индекса роста розничных цен на группу наиболее употребительных товаров - «потребительская корзина». Статистически она должна включать как можно больше товаров, которые приобретаются всем населением.Уровень инфляции - прирост цен в процентах, исчисляется за месяц или год. В международной практике считают, что инфляция в 2-3% в год безопасна и допустима. Когда месячный рост цен достигает нескольких процентов, а предельно допустимым порогом инфляции, за которым она переходит в гиперинфляцию, считается рост цен, превышающий 50% в месяц. Состояние экономики, при котором инфляция сопровождается спадом производства,называют стагфляцией. Если наблюдается снижение цен, это отрицательная инфляция - дефляция. Природа инфляции сложная, выявление причин и способов её подавления требуют многофакторного анализа. Приблизительно ответить на вопрос, почему возникает инфляция и как с ней бороться, можно, по уравнению денежного обращения (Ирвинга Фишера), которое было рассмотрено. MV=PQследует, что цена совокупной товарной массы, реализуемой за год в объеме Q, равна MV/Q.М - средняя масса денег в обращении, а V- скорость обращения денег, равная числу оборотов, совершаемых за год денежной единицей. Рост цены будет, если рост денежной массы М, находящейся в обращении (при постоянстве скорости обращения), превосходит темп роста товарной массы Q, тем более, когда денежная масса растет, а товарная масса убывает из-за спада производства. Ведущую роль в инфляционных процессах играют деньги, поскольку изменение товарной массы происходит медленно, в пределах нескольких процентов, а денежную массу можно в течение года изменить в несколько раз. Так, в России за 1991-1993 годы спад производства товаров и близкое к нему изменение товарной массы в обращении составили 30-40%, а денежная масса за это время увеличилась в сотни раз. Поэтому основная причина инфляции в несоответствии денежной и товарной массы, в выпуске в обращение безналичных и наличных денег, не обеспеченных товарами. Превышение денежной массы над товарной, первый признак обесценивания денег. Инфляция при высоких уровнях - экономическое бедствие. Утверждение, что инфляция никому не нужна не верно. Правительство путем инфляции, выпуском в обращение «бестоварных» денег, увеличивает расходы бюджета и удовлетворяет свои денежные запросы, чем иногда удается оживлять экономику. Так берущий в долг, в кредит и возвращающий их в том же количестве, или с процентами ниже инфляционных, получает денежный выигрыш. Так делают многие банки. Любое лицо, задерживающее выплату, выигрывает от инфляции, поскольку платит более «дешевыми» деньгами. Но в целом инфляция вредна. Универсальный метод борьбы с инфляцией - сдерживание активной денежной массы, направляемой на покупку товаров и наращивании, продаваемой за деньги, товарной массы. Сдерживать денежную массу можно ограничением эмиссии, побуждением к сбережению, чтобы они не сразу поступали в обращение. Иногда применяется ограничение или задержка выплаты денег предприятиям и населению государством. Если не увеличивается производство товаров, использовать выгодный импорт, вовлекать товары и услуги, которые были «бесплатными» (земля, жилье, госимущество). Инфляцию легче вызвать, чем подавить, она подобна джину, вырвавшемуся из бутылки. Таблица Динамика темпов инфляции
В России при переходе к рынку показатели инфляции изменялись резко, что видно из таблицы. Месячные темпы инфляции существенно изменялись в течение одного года. В кризисные годы колебание уровней инфляции, то увеличивались, то уменьшались, рис. Рис. Месячные уровни инфляции в России (1993 г.) В 1996 году приостановили инфляцию до уровня, единиц процентов в месяц, в 1997 году он составил 1%, но в 1998 году, после августовского финансового кризиса, вновь возрос. При инфляции необходим периодический пересмотр стоимости основных средств и исчисляемых на ее основе амортизационных отчислений, при отсутствии переоценки, стоимость зданий, оборудования, имущества в текущих ценах становится в результате инфляции очень низкой.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (590)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |