Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика историографии и научных источников



2015-11-11 1210 Обсуждений (0)
Характеристика историографии и научных источников 0.00 из 5.00 0 оценок




Вторая мировая война длилась 6 лет, 1418 дней длилась Великая Отечественная война, потребовавшая чрезвычайного напряжения сил. Бесспорным является главный вклад СССР в разгром фашизма, бесспорно историческое значение победы. Она определила дальнейшее развитие всего человечества. Другое дело – непомерно высокая цена этой победы и связанные с ней теневые стороны военной истории. До последних лет простое упоминание о них относили к разряду фальсификаций. Однако видеть в войне лишь ее героическую сторону и закрывать глаза на остальное было бы тоже фальсификацией. История Второй мировой и Великой Отечественной войн стала ныне полем острой борьбы мнений авторов научных, мемуарных, публицистических и художественных произведений различных направлений. Можно видеть противоборство привычных представлений о войне с новыми, более достоверными знаниями о прошлом.

Война не может быть оценена однозначно. Великая победа – результат не только разгрома жестоких захватчиков, но и одновременно преодоления пагубного воздействия ничем не оправданных массовых репрессий, просчетов в хозяйственном и оборонном строительстве, непомерного труда миллионов, ошибочной оценки противника и его намерений со стороны Сталина. Все это потребовало от народа невероятных усилий, неизмеримо умножило его страдания и жертвы во время войны. Сегодня наше общество не удовлетворено односторонним, упрощенным освещением событий Великой Отечественной войны. В последние годы происходит переосмысление войны.

Значительный отпечаток на негативное осмысление войны наложили исследования советских историков. Если в первое десятилетие после войны мощным тормозом в ее исследовании был культ личности Сталина, то в последующие годы анализу многих событий мешали рецидивы культа, не отмененные запреты на использование источников и документов. Конечно, положение в исторической науке стало меняться после ХХ съезда КПСС. Была предпринята разработка капитального шести томного труда «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945». Отмечая коньюктурные «переборы» и упущения в шеститомнике, следует сказать, что этот труд все же явился шагом вперед в исторических исследованиях о войне. Он оказал благотворное влияние на историческую науку.

В белорусской научной исторической литературе десятилетиями событийные описания сводились приблизительно к следующей схеме: с одной стороны – зверства нацистов и жалкой кучки их приспешников, а с другой – героическая борьба подпольщиков. Кровь, смерть, пожарища и – «руины стреляют в упор».

В условиях свободы слова и плюрализма мнений появился ряд изданий, в которых проблемы военной истории стали освещаться чуть ли не с полярных по отношению к советской историографии позиций. Известно, что в глубоком тылу и на фронте советские люди преодолевали самые трудные испытания. В экстремальных, порой драматических ситуациях предельно раскрывались лучшие нравственные качества людей: героизм, стойкость, готовность к самопожертвованию. Война обнажила и другие черты характера: страх, растерянность, трусость, предательство, стремление выжить любой ценой. В связи с этим сегодня требуется комплексный подход к исследовательской работе историков, использование всей совокупности фактов и событий, их критический анализ учеными. Однако такого подхода недостает отдельным историкам и публицистам, которые иногда в угоду сенсации или открытой коммерциализации способны отступать от научной этики».

Учебное пособие для школ и высших учебных заведений написан коллективом белорусских ученых под руководством докторов исторических наук А.А. Ковалени и Н.С. Сташкевича. Авторы подчеркивали, что в освещении вопроса участи белорусов в войне они ставили 2 задачи: - с одной стороны – дать развернутую картину подвигов, отразить масштабность содеянного советскими воинами и партизанами, а с другой – полно и объективно рассказать о тяготах и лишениях, которые перенес белорусский народ в годы оккупации. Вторая задача решалась комплексно, охватывала всю широту картины жизни на белорусской территории в 1941-1944 годах. Показан простой белорус, который проводил в Красную Армию своих сыновей, а затем оказывал активное содействие советским партизанам.

Автор данного пособия предлагает в конце каждой темы широкий спектр литературы, в основном последних лет издания. Историография войны очень большая и многоплановая.

Трудность изучения спецкурса заключается в том, что на протяжении 60-ти лет после окончания вышеуказанных войн издано огромное количество научной и публицистической литературы по войне, мемуаров и воспоминаний участников и очевидцев событий, краеведческих материалов. Авторы каждого опубликованного материала претендуют на объективность видения проблемы. В связи с юбилеем Великой Победы продолжается острое противостояние разных школ и концепций на события войны. Нередко данные версии и точки зрения по идеологическим соображениям только усложняют путь к правдивому исследованию истории войны. Это вносит сложность в освоение курса студентами

 

 



2015-11-11 1210 Обсуждений (0)
Характеристика историографии и научных источников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика историографии и научных источников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)