Методические рекомендации для преподавателя
Организация и проведение лекции. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Цель лекции – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала в процессе самостоятельной работы. Традиционно подготовка вузовской лекции строится по схеме: - определение цели изучения материала по данной теме; - составление плана изложения материала; - определение основных понятий темы; - подбор основной литературы к теме. При подготовке лекции важно временное планирование, определение четко по времени каждой структурной части и строгое выполнение этого времени в аудитории. При планировании лекционных вопросов необходимо хорошо продумать и четко обозначить связки между располагаемым в них материалом, чтобы лекция получилась логически выстроенной и органичной. Часть материала рационально давать через схемы, таблицы, рисунки, представленные в презентации. Лекцию следует начинать со знакомства студентов с целью, планом и основной литературой к теме. Обязательна связь с материалом предыдущей лекции. Читая лекцию, желательно разделять в тексте вопросы плана, чтобы у студентов в конспекте выстроилась четкая структура материала, чтобы легче было ориентироваться в конспекте при подготовке к семинару и зачету. Содержание вынесенных основных терминов и понятий по ходу лекции необходимо обязательно раскрыть. Темп лекции должен быть удобен для конспектирования, однако лекция ни в коем случае не должна превращаться в диктант. Для этого студентам нужно дать методику общепринятых сокращений слов в конспекте. Основные положения и выводы лекции рекомендуется повторять, ибо они и есть каркас любого конспекта. Интонации голоса лектора должны быть рассчитаны на помещение и акустику лекционной аудитории, дикция четкая, размеренная. Почувствовав усталость студенческой аудитории, лектор может ввести в лекцию небольшие отступления, желательно в русле излагаемого материала. Закончить лекцию необходимо хорошо продуманным четким выводом. Организация и проведение практических занятий. Практические занятия проводятся в специально оборудованных учебных аудиториях. Необходимыми структурными элементами занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения практической работы. Выполнению работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания. Необходимо проводить такие работы, которые позволят приходить к четким выводам, помогающим студентам освоить теоретические положения возрастной анатомии и физиологии. Практические работы по дисциплине носят репродуктивный характер. При их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оснащение, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература. При выполнении практических работ возможны фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации студентов. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется подгруппами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание. Для повышения эффективности проведения практических работ рекомендуется: - разработка заданий, сопровождающихся методическими указаниями; - разработка заданий для тестового контроля за подготовленностью студентов к практическим работам; - применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ; - подбор дополнительных заданий для студентов, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на практические работы. Структура оформления отчета по работе определяется требованиями преподавателя. Оценки за выполнение практических работ выставляются в форме зачета по данной теме и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.
Проведение зачета как формы итогового контроля Зачет по дисциплине возможно проводить в двух формах: выполнение тестов (компьютерный или бумажный вариант) и собеседование по традиционной билетной системе. Оба варианта предполагают предварительное знакомство студентов с объемом материала, а первый вариант и с технологией сдачи зачета. II. Материалы, устанавливающие порядок и содержание текущих и промежуточной аттестаций
Изучение курса «Основы сурдопедагогики» предполагает проведение текущего контроля и промежуточной аттестации. В процессе изучения курса используются все три формы текущего контроля: входной контроль; рубежный контроль; итоговый контроль. Входной контроль проводится вначале изучения курса и предполагает проверку знаний в области специальной психологии, специальной педагогики, необходимых для изучения курса. Входной контроль проводится в форме письменного опроса. Рубежный контроль проводится после изучения раздела «Общие основы сурдопедагогики» в форме контрольной работы. Студенты письменно отвечают навопросы: 1. Перечислить методы исследования слуха. Обосновать выбор метода исследования слуха ребенка в зависимости от его возраста, уровня владения речью; 2. Определить состояние слуха по аудиограммам. Итоговый контроль проводится по завершении изучения курса в форме зачета. При подведении итогов учитывается посещение студентами лекционных занятий, активное участие в практических занятиях, своевременность и качество выполнения самостоятельных заданий, результаты контрольной работы в рамках рубежного контроля. К зачету допускаются студенты, успешно освоившие содержание курса.
Примерные вопросы к зачету: 1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики. 2. Принципы и методы дошкольной сурдопедагогики. 3. Взаимосвязь дошкольной сурдопедагогики с другими научными дисциплинами. 4. История общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха в России. 5. Роль Н.А. Рау в организации общественного воспитания и обучения глухонемых дошкольников. 6. Причины нарушений слуха и их диагностика. 7. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха. 8. Основные принципы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха на ПМПК. 9. Содержание психолого-медико-педагогического изучения детей с нарушениями слуха. 10. Принципы комплектования дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха. 11. Раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с нарушениями слуха. 12. Коррекционно-педагогическая работа с детьми младенческого возраста с нарушениями слуха в семье. 13. Воспитание в семье детей раннего возраста с нарушениями слуха. 14. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха в семье. 15. Дошкольные учреждения для глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста. 16. Цели и задачи интеграции дошкольников с нарушениями слуха в дошкольные образовательные учреждения. 17. Формы и условия интегрированного воспитания дошкольников с нарушениями слуха. 18. Задачи воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. 19. Принципы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушенным слухом. 20. Методы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. 21. Использование наглядных методов в коррекционно-педагогической работе. 22. Особенности использования наглядного дидактического материала в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. 23. Использование технических средств обучения в коррекционной работе с глухими и слабослышащими дошкольниками. 24. Использование звукоусиливающей аппаратуры в коррекционно-воспитательном процессе. 25. Возможности использования компьютерной техники в обучении детей с нарушениями слуха. 26. Использование практических методов в коррекционно-педагогической работе. 27. Использование игровых методов в коррекционно-педагогической работе. 28. Словесные методы в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха. 29. Формы организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. 30. Занятия как одна из основных форм обучения дошкольников. 31. Профессиональная характеристика дошкольного сурдопедагога. 32. Взаимосвязь в работе воспитателя и сурдопедагога. 33. Задачи, содержание и методы физического воспитания дошкольников с нарушениями слуха. 34. Формирование игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха. 35. Нравственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха в игре. 36. Обучение изобразительной деятельности. 37. Эстетическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха. 38. Задачи, содержание, методы трудового воспитания глухих и слабослышащих дошкольников. 39. Умственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха. 40. Сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями слуха. 41. Методы ознакомления с окружающим миром дошкольников с нарушениями слуха. 42. Условия формирования речи дошкольников с нарушениями слуха. 43. Задачи, содержание и организация работы по развитию слухового восприятия. 44. Задачи, содержание и методы работы по обучению произношению. 45. Социально-личностное развитие дошкольников с недостатками слуха в процессе обучения. 46. Формирование взаимодействия ребенка с нарушенным слухом со взрослыми и детьми. 47. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными недостатками в развитии. 48. Организация, содержание и методы коррекционно-педагогической работы в группах для детей со сложными недостатками в развитии. 49. Задачи и содержание подготовки детей с нарушенным слухом к школе.
Методическое издание
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |