Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации для преподавателя



2015-11-11 514 Обсуждений (0)
Методические рекомендации для преподавателя 0.00 из 5.00 0 оценок




Организация и проведение лекции.

Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Цель лекции – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала в процессе самостоятельной работы.

Традиционно подготовка вузовской лекции строится по схеме:

- определение цели изучения материала по данной теме;

- составление плана изложения материала;

- определение основных понятий темы;

- подбор основной литературы к теме.

При подготовке лекции важно временное планирование, определение четко по времени каждой структурной части и строгое выполнение этого времени в аудитории. При планировании лекционных вопросов необходимо хорошо продумать и четко обозначить связки между располагаемым в них материалом, чтобы лекция получилась логически выстроенной и органичной. Часть материала рационально давать через схемы, таблицы, рисунки, представленные в презентации.

Лекцию следует начинать со знакомства студентов с целью, планом и основной литературой к теме. Обязательна связь с материалом предыдущей лекции. Читая лекцию, желательно разделять в тексте вопросы плана, чтобы у студентов в конспекте выстроилась четкая структура материала, чтобы легче было ориентироваться в конспекте при подготовке к семинару и зачету. Содержание вынесенных основных терминов и понятий по ходу лекции необходимо обязательно раскрыть. Темп лекции должен быть удобен для конспектирования, однако лекция ни в коем случае не должна превращаться в диктант. Для этого студентам нужно дать методику общепринятых сокращений слов в конспекте. Основные положения и выводы лекции рекомендуется повторять, ибо они и есть каркас любого конспекта.

Интонации голоса лектора должны быть рассчитаны на помещение и акустику лекционной аудитории, дикция четкая, размеренная. Почувствовав усталость студенческой аудитории, лектор может ввести в лекцию небольшие отступления, желательно в русле излагаемого материала. Закончить лекцию необходимо хорошо продуманным четким выводом.

Организация и проведение практических занятий.

Практические занятия проводятся в специально оборудованных учебных аудиториях. Необходимыми структурными элементами занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения практической работы. Выполнению работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания. Необходимо проводить такие работы, которые позволят приходить к четким выводам, помогающим студентам освоить теоретические положения возрастной анатомии и физиологии.

Практические работы по дисциплине носят репродуктивный характер. При их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оснащение, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

При выполнении практических работ возможны фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации студентов. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется подгруппами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

Для повышения эффективности проведения практических работ рекомендуется:

- разработка заданий, сопровождающихся методическими указаниями;

- разработка заданий для тестового контроля за подготовленностью студентов к практическим работам;

- применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;

- подбор дополнительных заданий для студентов, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на практические работы.

Структура оформления отчета по работе определяется требованиями преподавателя. Оценки за выполнение практических работ выставляются в форме зачета по данной теме и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.

 

Проведение зачета как формы итогового контроля

Зачет по дисциплине возможно проводить в двух формах: выполнение тестов (компьютерный или бумажный вариант) и собеседование по традиционной билетной системе. Оба варианта предполагают предварительное знакомство студентов с объемом материала, а первый вариант и с технологией сдачи зачета.

II. Материалы, устанавливающие порядок и содержание текущих и промежуточной аттестаций

 

Изучение курса «Основы сурдопедагогики» предполагает проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.

В процессе изучения курса используются все три формы текущего контроля:

­ входной контроль;

­ рубежный контроль;

­ итоговый контроль.

Входной контроль проводится вначале изучения курса и предполагает проверку знаний в области специальной психологии, специальной педагогики, необходимых для изучения курса. Входной контроль проводится в форме письменного опроса.

Рубежный контроль проводится после изучения раздела «Общие основы сурдопедагогики» в форме контрольной работы.

Студенты письменно отвечают навопросы:

1. Перечислить методы исследования слуха. Обосновать выбор метода исследования слуха ребенка в зависимости от его возраста, уровня владения речью;

2. Определить состояние слуха по аудиограммам.

Итоговый контроль проводится по завершении изучения курса в форме зачета.

При подведении итогов учитывается посещение студентами лекционных занятий, активное участие в практических занятиях, своевременность и качество выполнения самостоятельных заданий, результаты контрольной работы в рамках рубежного контроля. К зачету допускаются студенты, успешно освоившие содержание курса.

 

Примерные вопросы к зачету:

1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики.

2. Принципы и методы дошкольной сурдопедагогики.

3. Взаимосвязь дошкольной сурдопедагогики с другими научными дисциплинами.

4. История общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха в России.

5. Роль Н.А. Рау в организации общественного воспитания и обучения глухонемых дошкольников.

6. Причины нарушений слуха и их диагностика.

7. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха.

8. Основные принципы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха на ПМПК.

9. Содержание психолого-медико-педагогического изучения детей с нарушениями слуха.

10. Принципы комплектования дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха.

11. Раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с нарушениями слуха.

12. Коррекционно-педагогическая работа с детьми младенческого возраста с нарушениями слуха в семье.

13. Воспитание в семье детей раннего возраста с нарушениями слуха.

14. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха в семье.

15. Дошкольные учреждения для глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста.

16. Цели и задачи интеграции дошкольников с нарушениями слуха в дошкольные образовательные учреждения.

17. Формы и условия интегрированного воспитания дошкольников с нарушениями слуха.

18. Задачи воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.

19. Принципы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.

20. Методы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.

21. Использование наглядных методов в коррекционно-педагогической работе.

22. Особенности использования наглядного дидактического материала в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха.

23. Использование технических средств обучения в коррекционной работе с глухими и слабослышащими дошкольниками.

24. Использование звукоусиливающей аппаратуры в коррекционно-воспитательном процессе.

25. Возможности использования компьютерной техники в обучении детей с нарушениями слуха.

26. Использование практических методов в коррекционно-педагогической работе.

27. Использование игровых методов в коррекционно-педагогической работе.

28. Словесные методы в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха.

29. Формы организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.

30. Занятия как одна из основных форм обучения дошкольников.

31. Профессиональная характеристика дошкольного сурдопедагога.

32. Взаимосвязь в работе воспитателя и сурдопедагога.

33. Задачи, содержание и методы физического воспитания дошкольников с нарушениями слуха.

34. Формирование игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха.

35. Нравственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха в игре.

36. Обучение изобразительной деятельности.

37. Эстетическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха.

38. Задачи, содержание, методы трудового воспитания глухих и слабослышащих дошкольников.

39. Умственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха.

40. Сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями слуха.

41. Методы ознакомления с окружающим миром дошкольников с нарушениями слуха.

42. Условия формирования речи дошкольников с нарушениями слуха.

43. Задачи, содержание и организация работы по развитию слухового восприятия.

44. Задачи, содержание и методы работы по обучению произношению.

45. Социально-личностное развитие дошкольников с недостатками слуха в процессе обучения.

46. Формирование взаимодействия ребенка с нарушенным слухом со взрослыми и детьми.

47. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными недостатками в развитии.

48. Организация, содержание и методы коррекционно-педагогической работы в группах для детей со сложными недостатками в развитии.

49. Задачи и содержание подготовки детей с нарушенным слухом к школе.

 

 


Методическое издание

 



2015-11-11 514 Обсуждений (0)
Методические рекомендации для преподавателя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации для преподавателя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)