Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


II. По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Рационалистичный, реалистичный, прагматически ори­ентированный клиент.Стремится к точному знанию информа­ции о себе и окружающих. Обратной стороной такого стремле­ния является то, что он склонен недооценивать, игнорировать все, что касается душевной жизни человека, что трудно подда­ется объективации, рациональному анализу. Эти стороны дей­ствительности как бы дезорганизуют сложившийся склад лич­ности такого человека, поэтому он склонен их игнорировать, относиться к ним скептически, как бы не замечать их, защи­щаться от них. Такого клиента интересуют количественные ха­рактеристики личности, факты, полученные в результате стро­гих научных экспериментов. Он особенно склонен доверять результатам высоко стандартизированных тестовых методик (таких, как MMPI, опросник «16 личностных факторов» Рай­монда Кэттелла). Его интересует не, что говорит в данный мо­мент консультант, а на основании чего он это говорит. Все это необходимо учитывать в работе с таким клиентом, чтобы избе­жать негативного отношения к консультированию.

2. Интуитивно ориентированный, эмоционально-утончен­ный, эстетизированный клиент.Считает личность уникаль­ным, таинственным образованием. Его привлекают качествен­ные, образные, художественные характеристики личности и ее жизненного пути, интересуют глубинные механизмы психики, подсознательная природа человека. Обратной стороной лично­стной ориентации на интуитивное познание является непри­ятие рационального. Рациональное, объективное, полученное в ходе строгих научных экспериментов знание представляется такому человеку поверхностным, ограниченным, неуклюжим, неглубоким, малополезным и малоинтересным. Склонен дове­рять информации, полученной с помощью методик, более ори­ентированных на качественный анализ - тест Германа Рорша-ха, восьмицветный тест Люшера. Такой клиент оценивает то, что говорит консультант, прислушиваясь к своему внутренне­му голосу и как бы взвешивая на своих глубинных внутренних весах, что близко к истине, а что нет. Это необходимо учиты­вать в работе с этим клиентом.



 

III. По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы

1. Клиент, который в ситуации затруднения стремится пе­рестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане.Это наи­более желательный для психологов-консультантов тип клиен­тов.

2. Клиент, который в ситуации затруднения стремится соз­давать многообразные субъективно-личностные версии, при­званные сохранить хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей.Версии неуспешности чаще всего связываются с внешними обстоятельствами либо с низкой личной заинтере­сованностью в данном виде деятельности. Например, студент, не сдавший как следует экзамены и отчисленный из вуза, мо­жет объяснять это невозможностью для него учиться вследст­вие необходимости зарабатывать деньги или же тем, что про­филь вуза не соответствовал его интересам. Недовольство собой, порождаемое низкой самооценкой, может усложнять субъективно-личностную версию. Этот феномен заключается в том, что субъективно-личностная версия начинает расслаи­ваться на несколько — «для себя» (которых может быть много) и «для других». Например, в случае неудачи на экзамене сту­дентка может объяснять себе эту неудачу тем, что попался пло­хой преподаватель, а преподавателю объяснять свою неудачу физическим недомоганием. При этом противоречивость ситуа­ции, которая часто возникает в случае создания субъективно-личностных версий, может не замечаться. Можно говорить о различных приемах работы с клиентами этого типа. Порой бывает полезно использовать прием интерпретации, сделать знание о субъективно-личностных версиях доступным клиен­ту. Можно обратить внимание клиента на противоречия в его рассказе: «Возможно, преподаватель неудачный, но ведь большинство студентов вашего курса сдали ему экзамен и даже многие получили хорошие оценки. Как им это удалось? Почему это не удалось вам?». В случае эшелонированной пси­хологической защиты, когда состояние клиента приближа­ется к невротическому, нет смысла оспаривать субъективно-личностную версию. Эшелонированная психологическая защи-

та связана, как правило, с тем, что клиент не видит путей конструктивного разрешения ситуаций. Создание субъектив­но-личностных версий - единственный известный такому че­ловеку способ справиться с ситуацией. В этом случае целесо­образно принять версию клиента, солидаризироваться с ним. Как это делать, довольно неплохо показывают нам Р. Бэндлер иДж. Гриндер[1994, особенное. 99-100]. Затемможно, напри­мер, использовать прием самораскрытия: рассказать о своем подобном опыте, о том, что чувствовал тогда, о том, как уда­лось разрешить трудности. Можно привести не свой, а про­сто известный психологу-консультанту опыт. Это должно обогатить клиента навыками конструктивного поведения в ситуации. В более тяжелых случаях требуется психотерапия.




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (710)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7