Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Концептуальные основы работы




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Согласно К. Витакеру дисфункциональная семья отрицает те импульсы, которые спонтанно возникают у ее членов, стара­ется эмоции и их выражение втиснуть в уже установленные ра­нее рамки, т. е. общение в ней ригидное, а не спонтанное. Это, с точки зрения К. Витакера, происходит потому, что семья ве­рит в миф, что открытый конфликт может разрушить семью. Это приводит к тому, что семья застревает в какой-то точке сво­его становления и не может дальше совершенствоваться.

Витакер провоцирует семьи на конфликт, считая, что они обладают громадными потенциальными ресурсами для самосо­хранения. Он подводит супругов к тому, что они должны при­нять различия друг друга и их согласовать.

 

Методы работы из арсенала Карла Витакера

 

1. Витакер любит собирать вместе расширенные семьи (по 15-20 человек и более). Люди обычно разъезжаются пото­му, что боятся открытых конфликтных отношений. Однако эти же отношения служат мощным источником личностного роста, составляют ткань подлинной жизни. Уже одно то, что расширенная семья собралась вместе, увеличивает вероят­ность возникновения конфликтов в ней. А значит, повышает­ся вероятность того, что члены семьи получат ценный опыт открытого взаимодействия, впоследствии захотят пережить его еще раз.



2. Витакер внутренне солидаризируется то с одним членом семьи, то с другим. По ходу этой солидаризации он пытается определить, какие претензии мог бы выдвигать этот член семьи по отношению к остальным. И далее он как бы в шутку начинает высказывать версии этих претензий, упреков, поочередно меняя позиции, провоцируя членов се­мьи на открытый конфликт, обсуждение наболевших, но «за­топленных» вопросов.

3. Большое значение Витакер придает восстановлению в семье ведущей роли супруга, отца. Для этого он требует, что­бы отец, супруг был в консультации, обращается именно к нему с вопросами, игнорируя подчас активность матери,

супруги. Подчас Витакер пытается вести себя не совсем адек­ватно, чтобы побудить главу семьи к принятию ответственно­сти за происходящее, используя механизм комплиментарно-сти ролей.

4. Витакер демонстрирует конструктивное поведение, рассказывая подчас интимнейшие подробности своих пережи­ваний, биографии, чтобы побудить к этому остальных членов семьи, вывести, таким образом, семью на опыт открытого об­щения.

5. Симптомы несогласия, затруднений расцениваются как предпосылки к совершенствованию. Данный прием полу­чил название «Позитивная коннотация» (positive connotation) -переопределение симптома, с которым пришла семья, таким образом, чтобы само его осознание производило терапевтиче­ский эффект.

6. Для того чтобы побудить членов семьи к открытому общению, Витакер порой пытается моделировать фантастиче­ские альтернативы для достижения реального ощущения стресса и вовлекает в это творчество всю семью.

7. Подчас Витакер парадоксально увеличивает значе­ние симптомов, усиливает чаяния консультируемых, и в то же время предлагает им самим найти творческое, оригинальное решение, отважиться и рискнуть. Это побуждает клиентов пе­режить в консультации опыт собственного творчества.

Интерпретации Витакером семейных ситуаций и конкрет­ные задачи, которые он ставит перед собой в процессе работы по отношению к семье, вполне согласуются с теоретическими ос­новами структурной модели консультирования семьи.

 

 

Стратегическая модель работы с семьей

 

Основные представители

 

v Хейли Джей (Haley Jay).

v Маданес Клу (Madanes Cloe ) - супруга Джея Хейли.

v Сельвини Палаззоли Мара (Selvini Palazzoli Mara)'}

v Пэпп Пегги (Рарр Peggy).

 

Литература на русском языке

 

  • Саймон, 1996, с. 13-36, 55-65, 144-196.
  • Маданес, 1999. t
  • Хейли, Эриксон, 2001.
  • Пэпп, 1998. ч
  • Браун, Кристенсен, 2001, с. 98-129.
  • Навайтис, 1999, с. 77-87. «
  • Шерман, Фредман, 1997, с. 230-278. «

 

Литература на английском языке

 

  • Haley J., 1985.
  • Selvini Palazzoli M., 1988.
  • Burbatti Guidol, Formenty Laura, 1988.

 

Теоретические воззрения на процессы, происходящие в се­мье, у представителей данного подхода в целом совпадают с теми, которые характерны для представителей структурной модели. Отличия от других подходов заключаются в практике работы. После достаточно длинной и серьезной диагностики се­мьи одному или нескольким членам семьи дается достаточно краткое и понятное инвариантное предписание, т. е. очень чет­кая и не допускающая никаких изменений инструкция относи­тельно того, что и как он должен сделать. И вот эти действия клиента в случае точного их выполнения должны преобразо­вать структуру семьи таким образом, что симптомы затрудне­ний исчезнут.

Подчас это предписание дается в виде парадоксальной инст­рукции: клиенту предписывают делать именно то, что по рас­хожим представлениям, согласно логике здравого смысла в этой ситуации делать не следовало бы. Делается это для того, чтобы конструктивно использовать сопротивление клиента оказанию воздействия. Например, если девушка употребляет

наркотики с целью отстоять свою самостоятельность и незави­симость от родителей, то ей предписывается продолжать их принимать и дальше, даже в больших количествах, потому что, как ей объясняется, ее пристрастие к наркотикам спасает роди­телей от скуки и деструктивных конфликтов между собой. Де­лается же это, конечно, совсем не для того, чтобы девушка про­должала принимать наркотики, а для того, чтобы она назло родителям и терапевту, который рекомендовал ей продолжать принимать наркотики, решила их не принимать, т. е. стала де­лать совсем не то, чего требует терапевт. Конечно же, парадок­сальные техники - не панацея от всех бед, но подчас умелое и к месту использование парадокса приносит свои положительные

результаты.

М.С. Палаззоли описала тип семьи с мягким, поклади­стым отцом и активной, напористой матерью. Дети в такой семье склонны делать вывод, что мать постоянно нападает на отца, а отец не знает, как от нее защититься. Ребенок решает помогать отцу и начинает своим девиантным поведением де­монстрировать отцу, как ему надо бороться с матерью. Для коррекции девиантного поведения ребенка родителям в та­ких семьях тайно от ребенка дается инвариантное предписа­ние: в определенное время и на определенный срок, с опреде­ленной степенью регулярности, никому и ничего не объяс­няя, покидать семью. По возвращении родители также не дают никаких объяснений. Ребенок оказывается перед фак­том: родители на самом деле заодно, у них есть общие интере­сы, общие дела, общие тайны. Это побуждает его перестать бороться с матерью на стороне отца и начать, наконец, жить своей собственной, независимой от отношений родителей эмоциональной жизнью. В результате девиантное поведе­ние, если оно действительно определялось спецификой опи­санной выше семейной ситуации, значительно сокращается или вообще сходит на нет.

 

 


Приложение 1

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7