В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
В современной литературе по истории социологии сложив- шиеся социологические направления подразделяются на две боль- шие группы в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта. Такое разделение мы находим прежде всего у весьма авторитетного ис- торика социологии Джеффри Александера. Теории Маркса, Ве- бера, Парето, а из ныне живущих - Дарендорфа с этой точки зрения рассматриваются как те, в которых проблематика кон- фликта занимает доминирующее место при объяснении социаль- ных процессов и изменений. Дюркгейм, Парсонс, Смелсер пре- имущественное внимание в своих теоретических построениях уделяют проблеме стабильности и устойчивости. Их теории ори- ентированы не столько на изучение конфликта, сколько на обо- снование консенсуса. Это деление направлений социологических теорий можно при- знать верным лишь с определенной долей условности. Главным образом оно основывается на противопоставлении функциона- лизма и социологии конфликта, сформулированном Ральфом Да- рендорфом. Дарендорф формулирует две системы постулатов и сопостав- ляет их между собой. Тал/со/и/и Парсонс 1. Каждое общество - относительно устойчивая и стабильная структура. 2. Каждое общество - хорошо интегрированная структура. 3. Каждый элемент общества имеет определенную функцию, т. е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы. 4. Функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем ста- бильность и интеграцию. Ральф Дарендорф 1. Каждое общество изменяется в каждой своей точке, соци- альные изменения - вездесущи. 2. Каждое общество в каждой своей точке пронизано рассо- гласованием и конфликтом, социальный конфликт - вездесущ. 3. Каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезин- теграцию и изменение. 4. Каждое общество основано на том, что одни члены обще- ства принуждают к подчинению других. Справедливости ради следует отметить, что Дарендорф не ут- верждает, что одна из обозначенных им позиций является более верной или истинной в сравнении с другой. Строго говоря, - считает он, - обе предложенные модели <валидны>, полезны и необходимы для социологического анализа. Они различаются тем, что первая делает акцент на сотрудничестве, а вторая - на конфликте и изменении. Но оба компонента взаимодействия - сотрудничество и конфликт - постоянно присутствуют в обще- ственной жизни в тех или иных сочетаниях (1). Более внимательный подход к теоретическим работам веду- щих социологов позволяет, однако, утверждать, что представите- ли социологии конфликта анализировали вопросы консенсуса и стабильности, равно как и теоретики <консенсуального> направ- ления отнюдь не игнорировали проблематики, связанной с соци- альной напряженностью, конфликтами, причинами социальных взрывов и возмущений. Более того, взгляды ведущих представи- телей социологии не оставались неизменными. В разные перио- ды своего творчества они уделяли разное внимание соответству- ющим аспектам социологической проблематики. Во всяком слу- чае можно сказать, что сама по себе дихотомия: <конфликт - консенсус> или <напряженность - стабильность> сохраняется как важнейшая проблема всех более или менее значительных теоре- тических построений социологии Х1Х-ХХ вв. Без уяснения взгля- дов соответствующего теоретика по этому вопросу вряд ли мож- но себе представить его взгляды с достаточной полнотой. Тем более, что то или иное решение этой проблемы тесно связано с пониманием причин и форм социальных изменений. В данной главе мы проанализируем взгляды по этому вопросу М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелсера, Р. Дарендор- фа. Мы отобрали их потому, что эти авторы внесли наиболее су- щественный вклад в развитие социологической теории вообще и социологии конфликта или социальной напряженности в частности. 1. ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ МАКСА ВЕБЕРА Проблема конфликта пронизывает все три главные направле- ния творчества выдающегося немецкого социолога: социологию политики, социологию религии и социологию экономической жизни. Наиболее очевидна проблематика конфликта, разумеется, в социологии политики, прежде всего в связи с анализом трех иде- ально-типических форм господства - подчинения или форм осу- ществления власти: традиционной, харизматической и рациональ- ной. При анализе властных отношений для Вебера преимущест- венное значение имеют не столько акции насилия, сколько меха- низмы согласия с властными полномочиями. А это значит, что страх за жизнь и имущество не являются, по его мнению, единст- венным основанием принятия власти: в разных реальных поли- тических структурах и разных исторических преобразованиях про- являются различные констелляции материальных и идейных ин- тересов, побуждающих индивидов к согласию с властями или, наоборот, к протесту против них. Ход цивилизации вырабатывает все более сложные формы политической мотивации, хотя он и не делает людей более свободными от давления общественных струк- тур и политических институтов. Для современного общества, по Веберу, наиболее адекватны рациональная система права, согласие с властью, основанное на законе, наличие конституционных основ правопорядка и развито- го гражданского самосознания, что не исключает глубокого поли- тического конфликта между классами и статусными группами, составляющими данное общество. Особую роль в современном политическом конфликте играет бюрократия, превращающаяся в слой с особыми интересами и имеющая возможность проводить свою волю через систему госу- дарственных учреждений. Вебер не высказывал морального него- дования по поводу бюрократического произвола. В полемике со сторонниками социалистических преобразований и революцион- ного обновления мира он лишь утверждал, что <диктатура проле- тариата несомненно переродится в диктатуру бюрократии>. Фор- мулируя идеально-типические черты бюрократии: законопослуш- ность, беспристрастное отношение к тем, кто обращается в учреж- дение, рационализм и т.д., Вебер прекрасно понимал, что эти ка- чества чиновника могут формулироваться в качестве общих прин- ципов и требований, но они не являются реальными свойствами лиц, занимающих соответствующие должности. Конфликт между нормативными предписаниями и реальной психологией был для него частью социальной реальности, степень и формы этого кон- фликта подлежали эмпирическому исследованию. Не меньшую роль проблематика конфликта играла и в вебе- ровской социологии религии. Здесь конфликт касался не вопро- сов распределения и перераспределения властных полномочий, а прежде всего мировоззренческо-ценностных установок, закрепляв- шихся в соответствующих типах религиозного мировоззрения. В ис- следованиях религиозных систем древних Китая, Индии, Израиля Вебер преимущественное внимание обращает на проблему соот- ношения религиозных верований и статусных и властных приви- легий (положительного и отрицательного характера) групп, состав- ляющих общество. Кроме того, он анализировал деятельность ли- деров соответствующих религиозных движений, которые сфор- мулировали идейное ядро соответствующих мировых религий. Вли- яние этого ядра - степень его приятия и поддержки - не может быть выведено из условий способа производства. Это влияние можно объяснить взаимодействием двух обстоятельств: во-пер- вых, оно есть результат реакции на материальные и идеальные интересы вполне определенных социальных групп, а во-вторых, это результат творческого воздействия религиозного вдохнове- ния и харизматической личности, которые действуют как <неза- висимые переменные>. С точки зрения Вебера, мировоззренческие установки миро- вых религий созданы вполне определенными социальными груп- пами, занимавшими четко обозначенное социальное положение и обладавшие соответствующим статусом в обществе. Это - конфу- цианские ученые, индусские брахманы, еврейские левиты и про- роки, христианские святые. Каждая из этих групп имела свой <стиль жизни> и утверждала определенную совокупность религиозных убеждений. Особое внимание Вебера привлекал вопрос о том, ка- ким образом взгляды нескольких человек, одаренных харизмати- ческим вдохновением, превращались вначале в <стиль жизни> не- которой статусной группы, а затем, в конце концов, в доминирую- щую ориентацию всей цивилизации. Именно отсюда и проистека- ли основные вопросы, которые он изучал при сравнении соответ- ствующих цивилизаций в тот момент их становления, когда воз- никали соответствующие религиозные убеждения. Теоретические позиции Вебера при этом имеют явно выра- женную конфликтную направленность. Выдающийся исследова- тель творчества Вебера Р. Бендикс утверждает, что исходная пози- ция Вебера состоит в том, что всякое общество можно понять как состоящее из позитивно и негативно привилегированных статус- ных групп, которые озабочены прежде всего тем, чтобы сохранить в неизменности или упрочить влияние ныне сложившегося <стиля жизни> путем установления социальной дистанции и исключи- тельности, с одной стороны, и монополизации экономических возможностей - с другой. Чтобы разобраться в стабильности и динамике какого-либо общества, мы должны попытаться понять усилия этих групп в их соотношении с идеями и ценностями, рас- пространенными в обществе. Мы можем выбрать и другой путь исследования: найти для каждой данной идеи или ценности те статусные группы, материальный и идеальный образ жизни кото- рых упрочивается благодаря этим ценностям и идеям. Таким образом, Вебер подходит к изучению религиозных идей с точки зрения их отношения к коллективным действиям и прежде всего с точки зрения изучения тех социальных процессов, благо- даря которым прозрение и вдохновение нескольких становится убеждением множества людей. Он полагает, что каждая социаль- ная группа характеризуется склонностью к идеям определенного направления, соответствующим их образу жизни: крестьяне склон- ны к поклонению природе и магии, христианское благочестие представляет собою типичный феномен городской буржуазной культуры, военная аристократия, как и другие политически доми- нирующие группы, обладает специфическим чувством чести, ко- торое несовместимо с идеализацией смирения и т.д. Обе линии исследовательской деятельности имеют в своем ос- новании общее допущение, состоящее в том, что общество являет- ся совокупностью статусных групп, идеи и интересы которых в как, й-то части расходятся, а в какой-то части совпадают. При этом расхождение идей и интересов является реакцией на расхождение статусных ситуаций, а перекрещивание или совпадение их идей и интересов может быть объяснено при изучении прошлых конфлик- тов и способов их разрешения, которые воплотились в сложив- шихся формах господства и согласия. Понимание общества как некоторого баланса противостоящих сил дает ключ к пониманию того, почему Вебер отказывается от попыток рассматривать социальные структуры в качестве чего-то целого. Социология, с его точки зрения, это изучение сознатель- ного (ипаегйапааЫе) поведения индивидов в обществе, а такие коллективные образования, как государство, нация, семья, не <действуют>, не <поддерживают себя> и не <функционируют>. Между индивидами существует важная связь, которая может спо- собствовать стабилизации общества. Действие каждого человека ориентировано на действия других, и люди придают специфичес- кую ценность тем коллективным образованиям, в которых они участвуют. Но это не значит, что эти коллективности существуют в виде некоторых целостностей высшего порядка. С точки зрения Вебера, общество - это арена действия борю- щихся между собою статусных групп, каждая из которых имеет свои собственные экономические интересы, амбиции, понимание мира и других людей. Он использует этот подход при анализе зе- мельной аристократии, поднимающейся буржуазии, бюрократии и рабочего класса в имперской Германии. Тот же подход использует- ся и в сравнительных исследованиях религии. Успех каждой из мировых религий явился результатом длительной борьбы. Каждая из лидирующих статусных групп встречала сопротивление одной или нескольких групп, которые преследовали свои материальные и идеальные интересы во имя сохранения и утверждения исключи- тельности и привилегированности их собственного <стиля жизни>. Конфуцианские ученые должны были бороться с магией, мисти- кой таоизма и с буддистскими монахами; брахманы-хиндуисты с притязаниями кшатриев, с буддизмом и джайнизмом, равно как 4-690 и с различными неортодоксальными направлениями внутри брах- манизма; иудейские пророки вели борьбу с огромным числом царских пророков, оракулов и с различными группами левитов. Внимание к постоянной борьбе между различными социальны- ми группами было сердцевиной веберовского мировоззрения. Он полностью отдавал себе отчет в том, что определенные конфликты, в основе которых лежит противостояние конечных ценностей, не могут быть устранены никакой аргументацией или разъяснением позиций. Его исследования в области социологии религии эмпири- чески подтверждают эту точку зрения. Конфуцианство, брахманизм и иудейская религия - совершенно несовместимы друг с другом в мировоззренческом смысле. Человек не может последовательно отстаивать сразу две из этих систем верования и действия. Но, с другой стороны, это отнюдь не означает, что общество характеризуется постоянной нестабильностью. В своих исследова- ниях Китая и Индии Вебер показал, что статусные группы в лице конфуцианских ученых или брахманов становятся <носителями культуры>. Это означает, что их образ жизни содействует стабиль- ности общества. Как бы ни были условны соответствующие взгля- ды, но если они получают поддержку со стороны господствующей в обществе группы, то они принимаются как само собою разумею- щаяся позиция, которая санкционирует одобрение и неодобрение тех или иных действий и высказываний. В исследовании древнего иудаизма Вебер раскрывает роль религиозного инноваторства. Именно здесь он выясняет, каким образом вдохновение отдель- ных людей становится доминирующей ориентацией раввинов после исхода, еврейского народа в целом и при некотором изменении формы основанием Западной цивилизации. 2. КОНФЛИКТ И ДЕВИАНГНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ Если для Вебера в центре внимания находится конфликт мате- риальных и идеальных интересов различных статусных групп, ха- рактеризующихся собственными экономическими интересами, амбициями и определенной системой жизненных ориентации, то для Дюркгейма в большей мере свойствен иной подход, связан- ный с проблемой взаимоотношений общества и личности. Для Вебера проблема существования общества в качестве субъекта дей- ствия остается открытой. Действует на самом деле индивид, по- ложение которого связано с определенным социальным стату- сом. Связь между индивидами опосредована системой значений, на основании которой каждое действующее лицо оценивает воз- можную реакцию на свои действия со стороны других. Дюрктейм исходит из прямо противоположной посылки. Для него общество есть <реальность аш епеп5>. Оно, несомненно, сто- ит над человеком, каждый индивид, появляющийся на свет, заста- ет общество и его институты в готовом виде. Более того, поколения людей сменяют друг друга, а система общественных институтов - родственные связи, семья, культы и обряды, государство с его уста- новлениями, нравственные требования -остается неизменной. Вся совокупность общественных связей и институтов, считает Дюрк- гсйм, скрепляется коллективным сознанием, которое и есть лишь другое название для общества. Коллективное сознание существует независимо от индивидуального, более того, оно не может быть сведено и к сумме индивидуальных сознаний и представлений. Общество, по Дюркгейму, имеет более фундаментальную основу своего существования, нежели индивид. Индивид черпает свои представления об окружающем мире благодаря тому, что общество создает средства восприятия этого мира: основные понятия, фор- мирующие сознание человека, закреплены в речи, в языке и сами они представляют собою определенную проекцию общественных отношений в индивидуальном сознании. В сознании каждого индивида существует как бы два созна- ния: <одно, общее нам со всей нашей группой, которое представ- ляет собой не нас самих, а общество, живущее и действующее в нас; другое, наоборот, представляет собой то, что в нас есть лич- ного и отличного, что делает из нас индивида> (2). В этой двойст- венности индивидуального сознания заключаются решающие предпосылки личностного конфликта, который постоянно нахо- дится в поле зрения Дюркгейма. Важнейшей категорией социологии Дюркгейма является по- нятие солидарности. Это то, что соединяет индивидов, превращает их в некоторую целостность. Дюркгейм выделяет два вида солидар- ности - механическую и органическую. Первая имеет в своей ос- нове одинаковость отношения индивидов к обществу. Здесь отно- шения между коллективным и индивидуальным сознанием подоб- ны отношению человека к вещи, которой он обладает. <Индивиду- альное сознание, рассматриваемое с этой точки зрения, полностью подчинено коллективному типу... В обществе, где эта солидарность очень развита, индивид не принадлежит себе; это буквально вещь, которой распоряжается общество. Поэтому в таких социальных типах личные права еще не отличимы от вещных> (3). Органическая солидарность, напротив, основана на глубоко эшелонированном разделении труда. Она предполагает не оди- наковость индивидов, а их различия. Единство организма тем боль- ше, чем отчетливее дифференциация частей. Особое место в социологии Дюркгейма занимает проблема нрав- ственности, которую он в определенной мере противопоставляет отношениям, основанным на интересе. Если интерес и сближает людей, то лишь на несколько мгновений, - считает Дюркгейм. Интерес создает между людьми лишь внешнюю связь. При обмене различные стороны остаются вне друг друга и, совершив сделку, каждый оказывается снова один. Сознания индивидов в этом слу- чае приходят только в поверхностное соприкосновение. <Если по- смотреть глубже, - пишет Дюркгейм, - то окажется, что во вся- кой гармонии интересов таится скрытый и только отложенный на время конфликт. Ибо там, где господствует только интерес, ничто не сдерживает сталкивающиеся эгоизмы, каждое <я> находится от- носительно другого <я> на военном положении, и всякое переми- рие в этом вечном антагонизме не может быть долговечным> (4). Действительная природа органической солидарности, по мне- нию Дюркгейма, связана, с одной стороны, с развитой системой права, а с другой, с нравственным самосознанием. При этом нрав- ственность рассматривается Дюркгеймом в качестве конкретной совокупности норм, воздействующих на реальное поведение ин- дивидов через понимание ими своих прав и обязанностей. <Каж- дый народ вырабатывает свою систему нравственности, опреде- ляемую условиями, в которых он живет. Поэтому невозможно навязывать ему другую нравственность, - как бы высока она ни была, - не дезорганизуя его; а такие потрясения не могут не ощущаться болезненным образом отдельными людьми>. В то же время в нравственных требованиях, как и во всякого рода иной деятельности, важно соблюдать меру. <Нравственность, - под- черкивает Дюркгейм, - не может повелевать сверх меры про- мышленными, торговыми и тому подобными функциями, не па- рализуя их, а они, между тем, имеют жизненное значение. Так, считать богатство безнравственным - не менее гибельная ошиб- ка, чем видеть в нем благо по преимуществу> (5). Фундаментальные понятия социологии Дюркгейма - нормаль- ное и патологическое состояние общественных отношений. Они не отождествляются с нравственными оценками: нормальное не есть хорошее, а патологическое не совпадает с плохим. Для каж- дого типа социальных отношений имеется своя социально допус- тимая норма патологии или отклонения. Так, преступления, само- убийства, психические заболевания или несчастные случаи - по- жары, дорожные происшествия - все это явления нежелательные. Но общество пока еще не нашло средств от них избавиться. Они повторяются с определенной частотой и периодичностью. Если собрать статистические данные, касающиеся этих фактов, то ока- жется, что они обладают определенной устойчивостью. Для каж- дого общества существуют свои нормы социальной патологии - преступлений, самоубийств, которые фиксируются социальной статистикой. Метод Дюркгейма состоит в том, чтобы накапливать социальные факты и анализировать их в качестве своего рода есте- ственнонаучных данных. Особое внимание Дюркгейма привлекает феномен самоубий- ства. В рамках его теории статистика самоубийств должна выявить степень нравственной солидарности членов общества. В своей книге, посвященной этой проблеме, он впервые проводит срав- нительное исследование статистики самоубийств на протяжении XIX в. в европейских странах. Дюркгейм подразделяет самоубий- ства на три группы: эгоистические, альтруистические и основан- ные на аномии, т.е. на потере главных ценностных ориентиров в жизни, разрушении смысла существования в результате личност- ного кризиса. Как правило, констатирует Дюркгейм, анемические самоубийства совершаются в условиях нравственного кризиса, разрушающего коллективное сознание в обществе. Далеко не все социальные потрясения, как показывает Дюркгейм, порождают нравственный кризис в обществе. Война, например, ведет к усиле- нию патриотических чувств, к усилению солидарности и внутрен- ней сплоченности общества. Эти периоды характеризуются резким уменьшением самоубийств и даже психических заболеваний. Весьма интересны в этой связи рассуждения Дюркгейма о ха- рактере кризиса нравов, которое переживало европейское общест- во в начале XX в. Истоки и природу этого болезненного состояния Дюркгейм видит в том, что <за небольшой промежуток времени в структуре наших обществ произошли глубокие изменения; они ос- вободились от сегментарного типа со скоростью и в масштабах, подобных которым нельзя найти в истории. Поэтому нравствен- ность, соответствующая этому типу, испытала регресс, но другая не развилась достаточно быстро, чтобы заполнить пустоту, остав- ленную прежней нравственностью в нашем сознании. Наша вера поколеблена; традиции потеряли власть; индивидуальное суждение освободилось от коллективного. Но, с другой стороны, у функций, разъединившихся в ходе переворота, еще не было времени для вза- имного приспособления, новая жизнь, как бы сразу вырвавшаяся наружу, еще не смогла полностью организоваться... Если это так, то лекарство от зла состоит не в том, чтобы стараться во что бы то ни стало воскресить традиции и обычаи, которые, не отвечая более теперешним социальным условиям, смогут жить лишь искусствен- ной и кажущейся жизнью. Что необходимо - так это прекратить аномию, найти средства заставить гармонически сотрудничать органы, которые еще сталкиваются в беспорядочных движениях, внести в их отношения больше справедливости, все более ослабляя источник зла - разного рода внешнее неравенство. Первейший долг в настоящее время - создать себе нравст- венность. Такое дело невозможно осуществить посредством имп- ровизации в тиши кабинета; оно может возникнуть только само- произвольно, постепенно, под давлением внутренних причин, бла- годаря которым оно становится необходимым. Рефлексия же может и должна послужить тому, чтобы наметить цель, которой надо достигнуть> (6). Существенный компонент новой нравственности - как ее по- нимает Дюркгейм, - заключается в регулировании конфликтов. Народы, пишет он за полтора десятилетия до начала первой миро- вой войны, взывают к состоянию, когда отношения между обще- ствами будут регулироваться мирно. Но эти естественные челове- ческие устремления могут быть удовлетворены лишь тогда, когда все люди образуют единое общество, подчиненное одним законам. <Точно так, как частные конфликты могут сдерживаться только регулирую- щим действием общества, заключающего в себе индивидов, так и интерсоциальные конфликты могут сдерживаться только регулиру- ющим действием одного общества, заключающего в себе все дру- гие. Единственная сила, способная умерять индивидуальный эго- изм, - это сила группы; единственная сила, способная умерять эгоизм групп, - это сила другой, охватывающей их группы> (7). Можно сказать, что социологическая теория Дюркгейма созда- ла рационалистическую теорию разрешения макроконфликтов. Поколениям политиков, жившим после него, нужно было сделать немногое: усвоить его теорию и следовать ей на практике. Но ир- рациональные стремления оказались сильнее и через некоторое время слова его стали гласом вопиющего в пустыне... 3. СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ В ТЕОРИИ Читайте также: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (498)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |