Методика «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой»
Методика разработана Н. В. Журиным и Е. П. Ильиным для выявления степени удовлетворенности учителей своей профессией и различными сторонами профессиональной деятельности. Инструкция Просим вас ознакомиться с данной анкетой (опросником) и ответить на содержащиеся в ней вопросы; выберите один из вариантов ответа («да», «не знаю», «нет»), который совпадает с вашим мнением, и поставьте под ним знак «+». Текст опросника
Обработка результатов За ответ «да» начисляется + 1 балл, за ответ «не знаю» — 0 баллов, за ответ «нет» начисляется - 1 балл. Производится суммирование всех баллов с учетом их знака. Выводы Степень удовлетворенности работой (по всем 17 позициям) оценивается как высокая, если обследуемый набирает + 11 баллов и выше, средняя — если набирает от + 6 до + 10 баллов, низкая — от + 1 до + 5 баллов. Степень неудовлетворенности работой оценивается как низкая, если обследуемый набирает от - 1 до - 5 баллов, средняя, если набирает от - 6 до -10 баллов и высокая — при - 11 баллах и выше. Методика «Мотивация выбора медицинской профессии* Методика представляет собой модификацию теста мотивов учебы Хеннин-га, сделанную А. П. Васильковой. Проведение тестирования Опрашиваемый должен произвести сравнение 9 утверждений, написанных попарно на отдельных карточках (всего 36 пар), и отдать предпочтение одному утверждению в каждой паре. Текст опросника «Что побудило вас выбрать медицинскую специальность? 1. Желание лечить людей. 2. Желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков и детей. 3. Возможность заботиться о здоровье своих близких. 4. Престиж профессии и семейные традиции. 5. Желание решать научные медицинские проблемы. 6. Возможность заботиться о своем здоровье. 7. Возможность оказывать влияние на других людей. 8. Доступность медикаментов. 9. Материальная заинтересованность. Обработка результатов Проводящий тестирование оценивает степень предпочтительности одного из двух утверждений величиной от 1 до 3 баллов. Производится суммирование баллов по одинаковым утверждениям, содержащимся во всех карточках. Выводы Чем больше выборов того или иного утверждения и набранных по нему баллов, тем большую значимость для опрашиваемого имеет та или иная причина при выборе медицинской специальности. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В предлагаемом варианте методики В. В. Бойко мною оставлены только те шкалы, которые имеют отношение к мотивации трудовой деятельности. Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т. е. к равнодушию). Инструкция Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны — то знак «-» («нет»). Текст опросника 1. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. 2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). 3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть* дело. 4. Моя работа притупляет эмоции. 5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе. 6. Работа приносит мне все меньше удовлетворения. 7. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность. 8. Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено. 9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе. 10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей. 11. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами. 12. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. 13. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы. 14. Я очень переживаю за свою работу. 15. Коллегам по работе я уделяю внимания больше, чем получаю от них. 16. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. 17. Последнее время меня преследуют неудачи на работе. 18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела. 19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души. 20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. 21. Успехи в работе вдохновляют меня. 22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной. 23. Я часто работаю через силу. 24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье. 25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. 26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. 27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив. 28. Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день кончился. 29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. 30. Моя работа меня очень разочаровала. 31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. 32. Моя карьера сложилась удачно. 33. Если предоставляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил. 34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес. 35. Моя работа плохо на меня повлияла — обозлила, притупила эмоции, сделаланервным. Обработка данных Признаки, включенные в тот или иной симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку — 10 баллов — получили от компетентных судей те признаки, которые наиболее показательны для симптома. Ниже приводится «ключ» к методике — перечисляются симптомы и соответствующие им номера утверждений (признаков). Знак перед номером означает ответ еда» (+) или «нет» (-); в скобках указаны баллы, проставляемые за данный ответ. В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем — сумма по всем симптомам, т. е. его итоговый показатель. Симптом «Неудовлетворенность собой»: -1 (3), + 6(2), + 11 (2),-16 (10),-21 (5),+ 26(5),+ 31 (3) Симптом «Загнанность в клетку»: + 2(10), + 7 (5), + 12 (2), + 17 (2), + 22 (5), + 27 (1), -32 (5) Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»: + 3 (5), + 8 (5), + 13 (2), -18 (2), + 26 (3). + 28 (3), + 33 (10) Симптом «Эмоциональная отстраненность»: + 4 (2), + 9 (3), -14 (2), + 19 (3), + 24 (5), + 29 (5), + 34 (10) Симптом «Личностная отстраненность (деперсонализация)»: + 5 (5), +10 (3), + 15 (3), +20 (2), + 25 (5), + 30 (2), + 35 (10) Выводы Сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так: 9 и менее баллов — несложившийся симптом, 10-15 баллов — складывающийся симптом. 16 и более баллов-— сложившийся симптом. Соответственно сумма баллов по всем симптомам, равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания», сумма баллов от 50 до 75 — о начинающемся «выгорании», сумма 80 баллов и выше — о имеющемся «выгорании». «Опросник на "выгорание"» MBI Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек—человек». Данный вариант адаптирован Н. Е. Водопьяновой. Инструкция Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто»,«каждый день». Текст опросника 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным. 2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон». 3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу. 4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела. 5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним). 6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего. 7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами. 8. Я чувствую угнетенность и апатию. 9. Я уверен, что моя работа нужна людям. 10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю. 11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня. 12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. 13. Моя работа все больше меня разочаровывает. 14. Мне кажется, что я слишком много работаю. 15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами. 16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. 17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе, 18. Во время работы я чувствую приятное оживление. 19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного. 20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе. 21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами. 22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. Обработка результатов Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов — «никогда», 1 балл — «очень редко», 3 балла — «иногда», 4 балла — «часто», 5 баллов — «очень часто», 6 баллов — «каждый день». Ключ к опроснику Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника. «Эмоциональное истощение» — ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов — 54). «Деперсонализация» — ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов — 30). «Редукция личных достижений» — ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19,21 (максимальная сумма баллов — 48). Выводы Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал. Читайте также: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2692)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |