Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История возникновения термина «идеология» и его трактовки. К. Маркс и Ф. Энгельс, К. Манхейм об идеологии



2015-11-11 1987 Обсуждений (0)
История возникновения термина «идеология» и его трактовки. К. Маркс и Ф. Энгельс, К. Манхейм об идеологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Идеология– это одна из форм общественного сознания. Термин «идеология» имеет древнегреческое происхождение и дословно означает «учение об идеях» (idea – идея, образ, logos – учение).

Идеология это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.

В научный оборот его ввел французский философ-просветитель Антуан Дестют де Траси (1754-1836). В концепции де Траси идеологияпредставлена как система идей, призванная, с одной стороны, привести в единую систему достижения различных наук, с другой стороны, поставить на научную основу решение задач этики и практической политики. Мыслитель рассматривал идеологию как социально полезную форму знания, которая должна быть такой же точной, как естественные науки.

Карл Маркс(1818-1883)и Ф. Энгельс(1820-1895) переняли у де Траси понятие идеологии, но само его учение подвергли критике за этический субъективизм и буржуазный индивидуализм. В работе «Немецкая идеология» (1845-1846), К. Маркс, Ф. Энгельс изложили собственный взгляд на идеологию, которая представлена в их творчестве как «наивное» или «ложное» сознание, необходимое для того, чтобы сделать реальные властные отношения невидимыми и тем самым оградить их от публичной критики.

Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция социолога Карла Мангейма(1893-1947), автора книг «Идеология и утопия» (1936) и «Диагноз нашего времени» (1943). По его мнению, идеология – это способ социально-группового мышления, который создает различные концепции социального мира и превращает мышление в орудие коллективного действия. Носителями идеологии в учении Мангейма выступают не классы, как у Маркса, а профессиональные слои, поколения и иные группы, объединенные совместной коллективной деятельностью.

Мангейм делил идеологии на тотальные и частичные. Тотальные идеологииохватывают все мировоззрение, определяют характер всей структуры сознания соответствующей эпохи или группы. Они способны всецело упорядочивать индивидуальные картины мира. Частичные идеологиипроявляются лишь на психологическом уровне или отображают отдельные фрагменты реальности, такие как форма правления, функции государства, избирательная система и др., не влияя на все мировоззрение.

В ХХ веке теория Маркса была пересмотрена и развита В.И. Лениным (1870-1924), который впервые использовал понятие «научная идеология». Носителем подлинно научной идеологии является не любой, а лишь самый передовой и сознательный класс – пролетариат. Его борьба за освобождение опирается на последние достижения науки, культуры и прогрессивной общественной мысли. Воплощая учение Маркса на практике, авангард рабочего класса не только реализует законы истории, но и просвещает массы, превращая научное знание в орудие политической борьбы. В предшествовавших марксизму идейных системах тоже имелись отдельные научные элементы, но по-настоящему научной идеологией является только марксизм, поскольку в нем высшая и строжайшая научность соединена с революционностью. Благодаря Ленину идеология как явление духовной жизни начала оцениваться в гносеологических категориях – как истинная или ложная. Тем самым ленинизм ознаменовал возвращение тезиса де Траси об идеологии как о социально полезном истинном знании. На протяжении всей советской истории марксистско-ленинское учение рассматривалось, с одной стороны, как научная основа коммунистического движения, с другой стороны, как идейное средство революционного преобразования общества.

Параллельно с тезисом о научности идеологии развивались противоположная позиция, выразителем которой стал социал-демократ Эдуард Бернштейн(1850-1932), утверждавший, что классовая борьба – это борьба интересов, а не принципов познания. Социализм, будучи революционным движением, не может обладать монополией на истину. Стремление партии подчинить свои действий целям идеального общества будущего провоцирует действия, целесообразность которых не доказуема, и тем самым превращает социализм в неосуществимый проект.

После II мировой войны накал идеологической борьбы значительно убавился. В 50-60-е годы ХХ в. идеологические конфликты крупнейших политических партий в странах Запада трансформировались в менее драматичные разногласия по вопросам эффективности управления на основе ряда принципов социально-экономического устройства общества, ставших предметом всеобщего согласия. Анализируя эту тенденцию, ряд западных философов (Д. Белл, Э. Шилз, С.М. Липсет, К. Поппер, Р. Арон,З. Бжезинский, Р. Арон, Дж. Гэлбрейт) выработали концепцию деидеологиации. По их мнению, старые идеологии «левых» и «правых» утратили свою значимость под влиянием тех изменений в природе капитализма, которые привели к демократическому участию рабочего класса в политике и росту благосостояния населения. Западным обществам, которым удалось решить свои прежние социальные проблемы, все больше свойственны согласие и прагматический подход к стоящим перед ними проблемам.

В силу ряда причин, во второй половине 70-х годов ХХ в. деидеологизация на Западе сменилась реидеологизацией– политическим курсом, направленным на возвращение идеологии роли регулятора социальных отношений. Большая заслуга в разработке этого курса принадлежала неоконсерваторам, стремившимся к преодолению духовного вакуума и созданию популярных концепций капитализма (Д. Белл, М. Новак, И. Кристолл, С. Хантингтон и др.).

Процесс глобализации, которым ознаменовался рубеж ХХ-XXI веков, поставил перед человечеством новые проблемы, для осмысления которых на уровне массового сознания еще не выработано лучших средств, чем политические идеологии. Идеологическое творчество сегодня стало лишь более произвольным и приспособленным к практическим задачам идеологов и политиков. В связи с этим современный этап развития идеологий характеризуется диверсификацией их теоретического содержания и обновлением понятийного аппарата. Возникают новые идейные течения, такие как либертаризм, неофеминизм, коммунитаризм, различные интерпретации экологизма и др.

 

2. Идеология и ее общественное предназначение Современное понимание идеологии. Функции идеологии.

 

Возникновение политической идеологии как способа социально-группового мышлениятесно связано со становлением современного индустриального общества. Выражая интересы социальных групп, формулируя политические проблемы различного уровня сложности на доступном для рядового избирателя языке, идеологии способствуют демократизации общества и политизации граждан. Плюрализм идеологий и мнений является основой развития демократии. При наличии соревновательной партийной системы идеологии обеспечивают коммуникацию между обществом и государством. Оформление идеологических предпочтений различных групп общества способствует упорядочению механизмов выражения их интересов в процессе выработки государственной политики. Любые идеологические системы имеют готовые шаблоны решения социальных проблем, в силу чего любой курс правительства может быть рассмотрен сквозь призму идеологии.

Как правило, новые идеологические системы возникают в условиях общественных кризисов, когда перед обществом возникают такие проблемы, которые еще не получили должного осмысления в общественном сознании. Идеологическим творчеством занимаются такие социальные силы, которые заинтересованы в изменениях существующего социального строя, либо наоборот, вынуждены искать новые идейные основания для его сохранения. При этом целью любой идеологии является воздействие на сознание, а через него – на поведение людей.

Идеология имеет два важнейших аспекта. С одной стороны, это теоретически оформленное знание о социальном бытии и способах его изменения. С другой стороны, идеология – это система ценностей, задающих ориентиры социального действия.

Структура идеологии:

1. Политические теории и учения. Благодаря им идеология служит целям познания, необходимого для социально-политической и мировоззренческой ориентации.

2. Ценности и нормы, позволяющие не только описать, но и объяснить социальную действительность, оценить ее и выработать к ней определенное отношение. Ценность – это стандарт, посредством которого субъектами отбираются цели своих действий. Норма – это предписание, служащее общим указанием для социального действия.

3. Элементы утопии – совокупность самоценных идеалов, способных влиять на человеческую мотивацию в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, американская мечта в американском либерализме).

4. Проекты и программы политического действия, служащие сплочению групп вокруг планов воплощения общественных идеалов.

5. Мифологическое начало присутствует в идеологии за счет того, что поведением людей предопределяется не только интеллектуальными и рассудочными факторами, но также и психологическими, связанными с чувствами, стереотипами и верованиями.

Уровни идеологии. Процесс внедрения идеологии в массовое политическое сознание всегда наталкивается на своеобразное сопротивление среды, т.е. массового сознания. В зависимости от степени близости идеологических систем к повседневной жизни можно выделить три их уровня: теоретико-концептуальный или элитарный; программно-политический (пропагандистско-просветительный), актуализированный (житейский).

Функции идеологии:

1. Легитимизационная.Оправдает власть или притязания на власть.

2. Интегративная.Объединяет людей в группы, консолидирует общество.

3. Мобилизационная (организационно-мобилизационная). Приводит социальные силы в движение, превращает идеи в действия.

4. Когнитивная (познавательная).Способствует просвещению участников политики и их более четкой самоидентификации.

5. Нормативная.Очерчивает критерии оценки политических явлений, событий, норм социального поведения.

6. Коммуникативная.Организует общение, взаимопонимание внутри социальных групп и между ними.

7. Конструктивная (прогностическая).Служит постановке целей и задач, являющихся ориентирами для политических действий.

8. Социально-психологическая (компенсаторная).Создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью.

Существует множество классификации идеологий. Остановимся на некоторых из них.

По отношению к социальным изменениям можно выделить охранительные идеологии, контридеологии и реформистские идеологии.

Охранительные идеологииобосновывают поддержание status quo, защищают существующую систему социальных отношений. Как правило, такие идеологии являются господствующими.

Контридеологиине приемлют того, что есть и требуют радикальных преобразований (прогрессивных или реакционных).

Реформистские идеологиивключают в себя черты первых двух, т.е. обосновывают постепенные изменения, обновление общества через приспособление его к новым условиям жизни при сохранении фундаментальных ценностей.

По месту в идейно-политическом спектре идеологии бывают правые, левые и центристские. Правые идеологии выступают за частную собственность, конкуренцию, рыночную экономику. Левые идеологии отстаивают равенство, солидарность, обобществление собственности, использование государственных механизмов регулирования экономических отношений.

По содержанию, т.е. в зависимости от иерархии ценностей все существующие идеологии можно разделить на либеральные, консервативные и социалистические (например, марксизм и социал-демократизм), а также их модификации и различные сочетания.



2015-11-11 1987 Обсуждений (0)
История возникновения термина «идеология» и его трактовки. К. Маркс и Ф. Энгельс, К. Манхейм об идеологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История возникновения термина «идеология» и его трактовки. К. Маркс и Ф. Энгельс, К. Манхейм об идеологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1987)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.075 сек.)