Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание 3. Анализ соотношения объёма продаж, себестоимости, прибыли и точки безубыточности



2015-11-20 690 Обсуждений (0)
Задание 3. Анализ соотношения объёма продаж, себестоимости, прибыли и точки безубыточности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Анализ соотношения объёма продаж, себестоимости и прибыли заключается в определении точки безубыточности – такого соотношения трёх перечисленных показателей, которое обеспе­чивает безубыточное функционирование предприятия. Настоящий материал посвящен расчётам точки безубыточности для предприятий, выпускающих различ­ный ассортимент продукции, т.е. являющихся многономенкла­турными.

В качестве примера рассмотрим методику определения точки безубыточности для многономенклатурного предприятия, отра­жающую наиболее распространенный подход к решению этой за­дачи.

Точку безубыточности в натуральном выражении предлагает­ся рассчитывать двумя способами. По первому способу для опре­деления точки безубыточности рассчитывается коэффициент (Кт), показывающий соотношение постоянных затрат (Зпост) и маржинального дохода (Дм) от реализации всего ассортимента продукции за анализируемый период:

(3.1)

Тогда для i-го вида продукции объём продаж, обеспечиваю­щий безубыточность (Ккрi), можно определить как произведение коэффициента КТ на объём продаж i-го вида продукции за анали­зируемый период в натуральном выражении (кi).

Ккрi = Кт * кi (3.2)

По второму способу расчёт точки безубыточности ведется в стоимостном выражении, т. е. определяется величина выручки от реализации в точке безубыточности (Вкр).

Вкр = Зпостдм = Зпостм * Вр , (3.3)

Кдм = Дмр., (3.4)

где Кдм – коэффициент маржинального дохода;

Вр – выручка от реализации всего продаваемого ассортимента, руб.

Ккр = Врт/∑кi * цi (3.5)

 

Ккрi = Ккр * кi , (3.6)

 

где цi – цена единицы продукции i-гo вида, руб.;

Ккр – коэффициент, отражающий соотношение объёма реализации в точ­ке безубыточности к общему объёму реализации.

Недостатком предлагаемой методики является предположение, что структура производства и реализации продукции, сложившаяся в рассматриваемом периоде, сохранится в перспективе, что маловероятно, поскольку меняется спрос, объём заказов, номенклатура изделий.

Рассмотрим расчёт точки безубыточности для многономенклатурного предприятия на примере, исходные данные для которого отражены в таблице 1.

 

Таблица 1

Исходные данные для расчёта точки безубыточности для многономенклатурного предприятия

Показатели Количество, единиц Цена единицы, руб. Стоимость, руб.
1. Продажи
1.1 Продукция А
1.2 Продукция Б
1.3 Продукция В
1.4 Продукция Г
1.5 Итого х
2. Переменные затраты
2.1 Продукция А
2.2 Продукция Б
2.3 Продукция В
2.4 Продукция Г
2.5 Итого х
3. Маржинальный доход
Всего (стр. 1.5 - стр. 2.5)
4. Общие постоянные затраты

 

Рассчитаем точку безубыточности по первому способу, используя формулы (3.1) и (3.2):

КТ = Зпостм = 3000000/2300000 = 1,304

Ккрi = КТ * кi

КкрА = 1,304 * 500 = 652 ед.

КкрБ = 1,304 * 800 = 1043,2 ед.

КкрВ = 1,304 * 1000 = 1304 ед.

КкрГ = 1,304 * 200 = 260,8 ед.

Проведём расчёт точки безубыточности по второму способу, используя формулы (3.3), (3.4), (3.5), (3.6):

Кдм = Дмр = 2300000/8000000 = 0,2875

Вкр = Зпостдм = 3000000/0,2875 = 10434782,61 руб.

Ккр = Врт/∑кi * цi = 10434782,61/8000000 = 1,304

Ккрi = Ккр * кi

КкрА = 1,304 * 500 = 652 ед.

КкрБ = 1,304 * 800 = 1043,2 ед.

КкрВ = 1,304 * 1000 = 1304 ед.

КкрГ = 1,304 * 200 = 260,8 ед.

Для проверки правильности проведённых расчётов можно использовать таблице 2.

 

Таблица 2.

Проверка правильности расчётов точки безубыточности для многономенклатурного предприятия

Показатели А Б В Г Всего
Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого
1. Выручка от реализации
2. Переменные затраты
3. Маржинальный доход
4. Общие пост. расходы                
5. Прибыль                 ≈ 0

 

По данным таблицы видно, что, как и следует из определения точки безубыточности, при критических объёмах продаж видов продукции А, Б, В, Г и затратах на их производство и сбыт, прибыль равна нулю.

Для достижения безубыточного функционирования предприятия рекомендуется производить продукцию А объёмом не менее 652 единиц, продукцию Б объёмом не менее 1043 единиц, продукцию В объёмом не менее 1304 единиц, продукцию Г объёмом не менее 261 единиц.

Третий способ определения безубыточного объёма осуществляется путем распределения постоянных затрат между видами продукции пропорционально переменным затратам.

Определение безубыточного объёма производства может осуществляться в несколько этапов. На первом из них общая сумма постоянных затрат распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения, за которую в данном случае принята величина переменных затрат. На втором этапе рассчитывается безубыточный объём производства и реа­лизации по каждому виду продукции (Ккрi) по формуле:

Ккрi = 3постi/(цi - Зперi), (3.7)

где Зпостi – сумма постоянных расходов, относящихся к i-му виду продукции, руб.

Такой подход устраняет отмеченный выше недостаток и поз­воляет решить задачу определения безубыточного объёма продаж предприятия с многономенклатурным производством.

Проведём расчёт по данному методу, используя данные табл.

1. Распределим постоянные затраты пропорционально переменным затратам между видами продукции: (стоимость продукции i-ого стоимости по переменным затратам * постоянные затраты).

А = 500000/5700000 * 3000000 = 263158 руб.

Б = 1200000/5700000 * 3000000 = 631579 руб.

В = 400000/5700000 * 3000000 = 210526 руб.

Г = 3600000/5700000 * 3000000 = 1894737 руб.

2. Проведём расчёт точки безубыточности по каждому виду продукции:

Ккрi = 3постi/(цi - Зперi) (3.8)

КкрА = 263158/(1800 – 1000) = 263158/800 = 328,95 ед.

КкрБ = 631579/(2000 – 1500) = 631579/500 = 1263,16 ед.

КкрВ = 210526/(700 – 400) = 210526/300 = 701,75 ед.

КкрГ = 1894737/(24000 – 18000) = 1894737/6000 = 315,79 ед.

Проверка правильности расчётов проведена в таблице 3.

 

Таблица 3

Проверка правильности расчётов точки безубыточности по каждому виду продукции

Показатели А Б В Г Всего
Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого
1. Выручка от реализации
2. Переменные затраты
3. Маржинальный доход
4. Общие пост. расходы                
5. Прибыль                 ≈ 0

 

По данным таблицы видно, что, как и следует из определения точки безубыточности, при критических объёмах продаж видов продукции А, Б, В, Г и затратах на их производство и сбыт, прибыль равна нулю.

По данному методу для достижения безубыточности работы всего предприятия рекомендуется производить продукцию А объёмом не менее 329 единиц, продукцию Б объёмом не менее 1263 единиц, продукцию В объёмом не менее 702 единиц, продукцию Г объёмом не менее 316 единиц.

Далее рассмотрим проблему определения объёма продаж при запланированной величине прибыли на примере многономенклатурного предприятия. Если руководство предприятия ставит задачу получить определенную сумму прибыли, то выручку от ре­ализации (Вп) при заданной величине прибыли (П) можно рас­считать по уже известной формуле:

(3.9)

Объем производства и реализации продукции в натуральном выражении (Кт), при котором предприятие получит прибыль в запланированной величине, тогда составит:

(3.10)

 

Методика определения объёма продаж при запланированной сумме прибыли для многономенклатурных предприятий состоит в следующем.

1. Объём продаж в стоимостном выражении, соответствую­щий запланированной величине прибыли (Вп), определяется по формуле:

Вп = (3пост + П)/Дм0 * В0, (3.11)

где В0 – объём реализации в базисном периоде, руб.;

Дм0 – маржинальный доход в базисном периоде, руб.

2. Объём продаж в натуральном выражении, необходимый для получения запланированной прибыли (Кпi), равен:

Кпi = К * кi , (3.12)

где К = (3пост + П)/Дм;

кi – объём продаж i-го изделия в натуральном выражении, ед.

 

Используя данные таблицы 1 и условие, согласно которому запланированная сумма прибыли должна составить 200000 руб. (до её налогообложения), определим объём продаж в стоимостном выражении, соответствующий запланированной величине прибыли.

Вп = (3пост + П)/Дм0 * В0

Вп = (3000000 + 200000)/2300000 * 8000000 = 11130434,78 руб.

Рассчитаем индекс роста маржинального дохода (К) по плану по отношению к базисному периоду.

К = (3пост + П)/Дм

К = (3000000 + 200000)/2300000 = 1,391

Тогда можно определить величину объёма продаж в натуральном выражении по каждому виду выпускаемой и реализуемой продукции, чтобы получить запланированную сумму прибыли:

Кпi = К * кi

КпА = 1,391 * 500 = 695,5 ед.

КпБ = 1,391 * 800 = 1112,8 ед.

КпВ = 1,391 * 1000 = 1391 ед.

КпГ = 1,391 * 200 = 278,2 ед.

Проведя проверку, подставляя запланированный объём продаж, получаем запланированную прибыль.

 

 

Таблица 4

Проверка правильности расчёта объёма продаж, соответствующего запланированной величине прибыли

Показатели А Б В Г Всего
Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого
1. Выручка от реализации
2. Переменные затраты
3. Маржинальный доход
4. Общие пост. расходы                
5. Прибыль                 ≈ 200000

 

Для того, чтобы предприятие получило запланированную прибыль в размере 200000 рублей, необходимо производить продукцию А объёмом не менее 696 единиц, продукцию Б объёмом не менее 1113 единиц, продукцию В объёмом не менее 1391 единиц, продукцию Г объёмом не менее 278 единиц.

 




2015-11-20 690 Обсуждений (0)
Задание 3. Анализ соотношения объёма продаж, себестоимости, прибыли и точки безубыточности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание 3. Анализ соотношения объёма продаж, себестоимости, прибыли и точки безубыточности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (690)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)