Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КРАТКИЙ ОЧЕРК ТЕОСОФИИ



2015-11-20 366 Обсуждений (0)
КРАТКИЙ ОЧЕРК ТЕОСОФИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Ч. У. Ледбитер

 

Глава I

ВВЕДЕНИЕ

 

Что такое Теософия

 

В течение многих веков люди вопрошали, рассуждали и вели диспуты относительно великих основных истин, касающихся существования и природы Бога, его отношения к человеку и прошедших и будущих судеб человечества. И так радикально расходились люди по этим вопросам, и с такою горечью высмеивали они и нападали на верования друг друга, что возникло глубоко укоренившееся общее мнение, что относительно этих вопросов и не может быть определённого знания, а одни лишь смутные теории, затемнённые целой кучей неосновательных выводов из ложно поставленных посылок. И мнение это укоренилось несмотря на совершенно определённые, хотя нередко вполне невероятные утверждения, установленные относительно этих вопросов различными религиями.

Общераспространённое мнение это, хотя и естественное при существующих обстоятельствах, само по себе совершенно неверно. Имеется слишком много определённых фактов, обладающих неоспоримым значением, которые говорят противное. Теософия даёт нам эти факты; но она предлагает их не так, как это делают религии, не как предметы веры, а как предметы для изучения. Теософия не религия, но она стоит к религиям в таком же отношении, в каком к ним стояла древняя философия. Она не противоречит им, но объясняет их. Всё то, что в них есть неразумного, она отвергает, как недостойное Божества и унизительное для Него; всё же, что есть истинного в каждой из них, она принимает и объясняет, и таком образом соединяет их все в одно гармоническое целое.

Теософия утверждает, что истинное разрешение упомянутых важных вопросов достижимо, и что существует уже и ныне обширное поле относящихся сюда знаний. Она рассматривает все различные религии как изложения одной и той же истины с различных точек зрения, ибо — различаясь по названиям и подробностям, все религии согласны между собой относительно тех важнейших положений, которые одни только и имеют важное значение для жизни; относительно образа жизни, который должен вести хороший человек, относительно тех качеств, которые он должен в себе развивать и тех пороков, с которыми он должен бороться. Относительно этих жизненных вопросов, учения совершенно тождественны как у индусов, буддистов, последователей Зороастра и магометан, так и у иудеев и христиан.

Для начинающих знакомиться с теософией, её можно определить как разумную теорию Вселенной, но для того, кто изучал её, она не теория, а факт; ибо перед нами — действительно определённая наука, доступная для изучения, и все положения этой науки могут быть проверены исследованием и личным опытом всех, кто бы пожелал развить в себе свойства, необходимые для подобного исследования. Теософия имеет дело с великими фактами природы поскольку они известны нам, и она даёт нам очертания плана нашего уголка Вселенной.

 

Как приобретаются эти познания

 

Каким образом может быть узнан этот план? — спросят читатели. Кто открыл его? Нельзя говорить об его открытии, так как в действительности он всегда был известен человечеству, хотя время от времени его и забывали в некоторых частях света. Всегда существовала группа высоко развитых людей не из одной нации, а из всех передовых народностей, которые владели им в полноте; и всегда существовали их ученики, изучавшие этот план в подробностях, тогда как в широких очертаниях он был известен и всему остальному миру. Такая же группа высоко развитых людей существует и ныне, и теософические учения обнародываются для западного мира под их внушением, при посредстве небольшого числа их учеников.

Несведущие в этих вопросах иногда настойчиво утверждают, что если бы это было так, истины эти были бы давно обнародованы; и при этом они бросают обладающим таким знанием несправедливое обвинение в том, что они замалчивают и удерживают его в свою пользу в ущерб всему остальному миру. Им неизвестно, что все, когда-либо искавшие этих истин с серьёзной настойчивостью, всегда оказывались способными находить их, и что западный мир начинает серьёзно искать их только в наше время. В течение нескольких столетий духовная жизнь Европы вращалась в области грубых суеверий; а когда под конец явилась реакция, вызванная нелогичностью и фанатизмом этих верований, она породила период атеизма столь же неразумный и фанатический, только направленный в противную сторону. И лишь в наше время начинают встречаться люди, более скромные и разумные, которые допускают, что они ровно ничего не знают в этих вопросах и что следовало бы поискать в ином месте тех ценных сведений, которых им недостаёт.

Хотя такие разумные исследователи пока ещё составляют незначительное меньшинство, Теософическое Общество было основано, чтобы соединить их воедино, а теософическая литература стала доступной для всех, желающих читать, изучать и внутренне усвоить эти великие истины. Её книги не навязывают своих учений силой, но лишь делают их доступными для тех, кто чувствует в них нужду. По крайней мере, мы не находимся том заблуждении, в котором пребывают бедные надменные миссионеры, отваживающиеся проклинать на вечные времена всякого, кто не исповедует в точности того же, что и они. Мы полностью сознаём, что для тех, кто ещё не увидел свой путь к истине, всё в конце концов идёт к лучшему, как и для охотно её принявших. Всё же знание этой истины позволило нам многим тысячам людей легче переносить жизнь и встречать смерть только одно желание разделить это благо с остальными людьми заставляет нас говорить и писать об этих вопросах.

В общих очертаниях теософические истины были широко распространены в мире в течение тысячелетий, и они известны точно так же и в наши дни. Лишь на Западе, благодаря невероятному самодовольству европейцев, последние не только не знакомы с ними и до сих пор, но и поднимают на смех каждую крупицу этих истин, попадающуюся им на пути. Как и всякая наука, наука духа познаётся во всех подробностях лишь тем, кто посвящает всю жизнь для её изучения. Обладающие полным ведением — те, кого мы называем Адептами — развивали терпеливо в себе те силы, которые необходимы для точного знания в области духа. Существует коренная разница между методами оккультного исследования и методами современной науки; последняя устремляет всю свою энергию на усовершенствование своих орудий, тогда как оккультные методы стремятся к развитию самого наблюдателя.

 

Метод наблюдения

 

Подробные способы развития "наблюдателя" неуместны в этом предварительном очерке. Полное объяснение можно найти в других работах по теософии, сейчас же достаточно будет сказать, что это — лишь вопрос вибраций. Все впечатления, приходящие к человеку извне, достигают до него путём какой-либо вибрации при посредстве органов зрения, слуха, обоняния или осязания. Следовательно, если человек сделает себя отзывчивым к добавочным вибрациям, от откроет себя и для добавочных впечатлений, он сделается тем, что обыкновенно называется "ясновидящим".

Это слово, в обыкновенном его употреблении, означает не что иное, как лёгкое расширение нормального зрения. Но делаясь всё более и более чувствительным к тонким вибрациям, человек может достигнуть того, что его сознание, действующее через вновь развитые способности, проявлялось свободно на новых и высших путях. И тогда перед ним раскроются новые миры, состоящие из более тонкой материи, хотя в действительности он всегда существовали вокруг него как невидимые части хорошо известного ему мира. Он узнает таким путём, что обширная невидимая вселенная окружает его в течение всей его жизни, и что она постоянно влияет на него разнообразными способами, хотя бы он и оставался слепым и бессознательным по отношению к ней. Но когда он разовьёт способности, посредством которых войдёт в сознательное соприкосновение с этими мирами, он получит возможность наблюдать их научным образом, повторять свои наблюдения много раз, сравнивать их с наблюдениями других ясновидящих и делать правильные выводы из этих сравнений.

Всё это уже делалось, и притом не однократно, а тысячу раз. Адепты, о которых я упомянул, производили подобные исследования над невидимыми мирами с возможной полнотой, а в наше время многие из развивших в себе более тонкие способности теософов делали усилия в том же направлении. В результате этих усилий и исследований появилась возможность не только проверить многие из указаний, полученных от Адептов, но также и объяснить, и расширить их в значительной степени.

Зрелище этой невидимой части нашего мира дает нам ряд совершенно новых фактов, которые представляют для человечества глубочайший интерес. Они разрешают многие из наиболее трудных проблем жизни; они выясняют многие тайны мироздания и вызывают в нас убеждение, что последние были тайнами только потому, что мы знали до сих пор лишь небольшую часть из всей совокупности фактов и смотрели на эту небольшую часть снизу, как на отдельные, не связанные между собой отрывки, вместо того, чтобы подняться на высшую точку зрения, с которой отрывки эти становятся понятными, как связные части одного могучего целого. С этой высшей точки зрения выясняются и многие спорные вопросы, как например о продолжающемся существовании человека после смерти. С этой же точки зрения становится возможным объяснить и все дикие и немыслимые заявления церквей относительно неба, ада и чистилища. Проникновение в невидимые миры рассеивает наше неведение и уничтожает наш страх перед неизвестным, раскрывая перед нами разумный и целесообразный план. Каков этот план, я постараюсь изложить в следующих главах этой книги.

 

 

Глава II

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

 

Желая сделать этот очерк Теософии как можно яснее и доступнее, я дам лишь общие начала всех главных отделов Теософии; тех же читателей, которые пожелают дополнить свои сведения, я отошлю к более объёмным книгам или монографиям, посвящённым уже конкретным вопросам. В конце каждой части этого маленького трактата я собираюсь дать список книг, с которыми следует познакомиться, если явится желание войти в глубину этого захватывающего учения.

Начну с перечисления наиболее выдающихся общих принципов, которые лежат в основе теософии. Некоторые из моих читателей могут найти здесь утверждения, которые кажутся им невероятными и совершенно противоречащими их предвзятым идеям. Таких читателей я попрошу не забывать, что всё излагаемое мною я предлагаю не как теорию, не как метафизическое умозрение или моё личное религиозное убеждение, но как положительные факты, доказанные и проверенные много раз не только мною, но и многими другими лицами.

Кроме того, я заявляю, что все эти факты могут быть проверены каждым, кто захочет посвятить время и труд, чтобы сделать себя способным к такой проверке. Я не предлагаю читателю готовую веру, которую можно проглотить, как таблетку — я стараюсь представить ему новый метод изучения, и прежде всего, новый способ жизни. Я не прошу у него слепой веры; я предлагаю, чтобы он рассматривал теософические учения как гипотезу, хотя для меня лично она — не гипотеза, но живая реальность.

Если читатель найдёт её более удовлетворительной, чем другие гипотезы, если она разрешит для него большее количество жизненных проблем, ответит на большее число вопросов, которые неизбежно возникают перед мыслящим человеком, — тогда он сам углубится в её изучение и найдёт в ней — я уверен в том — всё более растущее удовлетворение и ту же внутреннюю радость, которую в своё время испытал и я. Если же читатель, напротив, предпочтёт иную систему мысли, и в этом случае он только выиграет, познакомившись с иными верованиями, с которыми он ещё не в состоянии согласиться; хотя моя собственная непоколебимая вера внушает мне твёрдое убеждение, что рано или поздно пробьёт час когда истины эти будут усвоены всеми, и все узнают тоже, что ныне известно нам.

 

Три великие истины

 

В одной из наших первых теософических книг было указано, что существуют три истины, которые абсолютны и никогда не могут быть утеряны, но трудно поддаются определению за отсутствием подходящих выражений. Эти истины так же обширны, как сама жизнь, и так просты, что доступны самому простому человеку. Я приведу их, так как они превосходно выражают основные принципы теософии.

Затем я дам несколько заключений, естественно вытекающих из ни, и наконец перечислю некоторые из преимуществ, которые неизбежно вытекают из теософических знаний. Сделав схематический набросок этих знаний, я буду брать их одно за другими и постараюсь дать читателю самые краткие объяснения в размере этой маленькой вводной книги.

1. Бог существует и он добр. Он великий жизнедатель, который пребывает в нас и вне нас. Он бессмертен и вечно творит благо. Его нельзя ни слышать, ни видеть, ни осязать, но он может быть познан человеком, который захочет достигнуть такого познания.

2. Человек бессмертен. Слава и величие его будущего не имеют пределов.

3. Божественный закон абсолютной справедливости управляет миром так, что каждый человек есть воистину свой собственный судья, творец своей собственной жизни, наделяющий себя светом и тьмою, наградой или возмездием.

Этим трём основным истинам сопутствуют и некоторые другие, второстепенные и разъясняющие их.

 

Выводы

 

Из первой истины следует:

1. Что несмотря на видимости, все вещи определённо и разумно движутся к лучшему; что все обстоятельства, какими бы нежелательными они ни казались, в действительности представляют собою именно то, что нужно; что всё окружающее нас направлено не к тому, чтобы мешать, а чтобы помогать нам, если мы сумеем верно разобраться в значении этого окружающего.

2. Что раз весь план направлен на благо человека, долг последнего состоит в том, чтобы понять его.

3. Что когда человек его понял, его долг — разумно содействовать его осуществлению.

 

Из второй великой истины следует:

1. Истинный человек — это душа, тело же его — лишь проводник души.

2. Следовательно, человек должен рассматривать всё с точки зрения души, и каждый раз, когда в нём поднимается внутренняя борьба, он должен осознавать своё тождество с высшей частью своего существа, а не с низшей.

3. То, что мы называем жизнью человека, есть лишь один день из его обширной истинной жизни.

4. Смерть — вещь куда меньшей важности, чем это обычно представляют, поскольку это вовсе не конец жизни, а лишь переход с одной её ступени на другую.

5. Человек имеет позади себя огромную эволюцию, изучение которой в высшей степени поучительно и интересно.

6. И он имеет впереди себя светлую эволюцию, изучение которой ещё более интересно и ещё более поучительно.

7. Для каждой души есть полная уверенность в конечном достижении, как бы велико не казалось её отклонение от пути эволюции.

 

Из третьей великой истины следует:

1. Каждая мысль, каждое слово, каждое действие влекут за собой определённый результат, который не является наградой или наказанием, налагаемым извне, а есть результат, этому поступку присущий, и связанный с последним, как следствие бывает связано с причиной, причём поступок и его последствие являются двумя нераздельными частями одного целого.

2. И долг, и интерес человека требуют тщательного изучения этого великого закона для того, чтобы уметь сообразоваться с ним и пользоваться его свойствами, как мы это делаем с другими великими законами природы.

3. Человеку нужно стать полным господином самого себя, чтобы разумно направлять свою жизнь, сообразуясь с этим законом.

 

Преимущества, которые можно извлечь из этого знания

 

Когда знание это вполне усвоено, оно настолько меняет всю жизнь человека, что невозможно перечислить всех преимуществ, проистекающих из него. Я могу лишь упомянуть несколько основных направлений, по которым это изменение происходит, и мысль самого читателя, несомненно, добавит ещё несколько из бесконечных ветвлений, являющихся их неизбежными последствиями.

Но следует понимать, что смутного и неопределённого знания будет недостаточно. Такая вера, с какой большинство людей относится к догматам своей религии, была бы бесполезна, так как она не производит практического воздействия на их жизнь. Но если мы уверуем в эти истины так же, как верим в неизменные законы физической природы, например в то, что огонь жжёт, а вода топит, тогда влияние, которое они произведут на нашу жизнь, будет огромным. Ведь наша уверенность в непреложности законов природы достаточно сильна, чтобы заставить нас согласовать с ними наши поступки. Уверенные, что огонь жжёт, мы принимаем все предосторожности, чтобы избежать прикосновения к огню; уверенные, что вода топит, мы избегаем глубины, если не уверены в своём умении плавать.

Но эта уверенность только потому так определённа и реальна, что она опирается на знании, подтверждаемом ежедневным опытом. По той же причине и верования теософа вполне определены и реальны для него, и оттого из них вытекают живые результаты, к которым мы теперь и перейдём.

1. Прежде всего, мы приобретаем разумное понимание жизни, мы узнаём, как и почему мы должны жить, и постигаем, что жизнь стоит того, чтобы жить, если верно её понимать.

2. Мы учимся управлять собою и этим развиваем себя.

3. Мы учимся как следует помогать тем, кого мы любим и каким образом быть наиболее полезным для всех, с кем мы приходим в соприкосновение, а затем и для всего человеческого рода.

4. Мы научаемся смотреть на всё с более широкой философской точки зрения, а не с той мелкой точки зрения, которая основана на наших личных вкусах.

Из этого следует:

5. Что жизненные испытания перестают быть для нас такими тяжёлыми.

6. Всё, происходящее вокруг нас, на также и наша собственная судьба перестаёт казаться нам несправедливой.

7. Мы совершенно освобождаемся от страха смерти.

8. Наше горе, вызываемое смертью любимых людей, значительно уменьшается.

9. Мы приобретаем совершенно иной взгляд на посмертное существование и начинаем понимать его роль в нашей эволюции.

10. Мы освобождаемся от всех религиозных страхов и беспокойства, как за себя, так и за наших друзей, например беспокойства о спасении души.

11. Всякая тревога, вызываемая неизвестностью нашей будущей судьбы, прекращается, и мы живём с чувством уверенности и ясного спокойствия.

Теперь мы коснёмся затронутых вопросов подробнее и постараемся дать краткое объяснение каждому из них.

 

 

Глава III

ПОНЯТИЕ О БОГЕ

 

Утверждение существования Бога, как первой и величайшей основы нашего миропонимания, вызывает необходимость попытаться и определить: в каком смысле мы употребляем это великое, подвергавшееся стольким искажениям и злоупотреблениям, имя. Попробуем освободить его от узких границ, которыми его окружило невежество неразвитых людей и восстановить тот чудный смысл, который ему придавали все Основатели религий. Ради этого мы поставим различие между Богом, как Бесконечным Бытиём, и раскрытие этого Бытия через проявленного Бога, развивающего и руководящего Вселенной. Лишь к этому, ограничивающему себя проявлению, возможно применить выражение "личный Бог". Чистая идея Бога — вне границ какой бы то ни было личности; Он "во всём и проникает всё", и действительно, Он есть всё. О нём, о Бесконечном, абсолютном, который есть Всё, мы можем сказать одно — "Он есть".

Но для наших практических целей нам не нужно подниматься выше того чудесного и славного проявления Его — несколько менее недоступного для нашего сознания — той великой направляющей Силы или Божества нашей собственной солнечной системы, которую философы называют Логосом. К нему относится всё, что приписывают Богу, т.е. всё доброе; ибо мы не говорим о тех богохульных представлениях, которые приписывают божеству и человеческие пороки. Но всё, что когда-либо высказывалось о любви, мудрости, могуществе, терпении и сострадании Бога, о его всеведении и вездесущности — всё это даёт лишь слабое понятие о Логосе нашей солнечной системы. Воистину мы "в Нём живём, и дышим, и действуем", и это не поэтическое выражение, но — как бы странно это не звучало — мы утверждаем, что это совершенно определённый научный факт. Таким образом, когда мы говорим о Божестве, наша мысль должна прежде всего возноситься к Логосу.

Мы не смутно надеемся, что он есть; мы даже не делаем предмета веры из его существования; мы просто знаем, что он существует, как знаем, что солнце сияет, потому что для каждого ясновидящего Его Могущественное Существование делается абсолютной уверенностью. Не в том смысл, что оставаясь в пределах чисто человеческого развития, мы можем увидеть его непосредственно, но в том смысле, что неопровержимая очевидность его воздействия и его промысла окружает нас со всех сторон, когда мы начинаем изучать жизнь невидимых миров, которые в действительности — лишь высшая часть нашего земного мира.

Здесь мы встречаемся с объяснение догмата, который присущ всем религиям — догмата о Троице. Насколько непонятно звучат для большинства людей объяснения, даваемые по этому вопросу Символом Веры, настолько же они становятся значительными и бросающими яркий свет, когда истина усвоена. По своему проявлению в процессе творчества Логос нашей солнечной системы несомненно троичен; троичен, и в то же время един, как с незапамятных времён учат о том религии; и в тех размерах, в каких разум современного человека в состоянии понять эту кажущуюся тайну, объяснение её можно найти в книгах, которые будут упомянуты ниже.

Что Бог в нас, также как и вне нас, или иными словами, что человек по существу своему божественен, вот другая великая истина, хотя и оспариваемая теми, которые слепы ко всему, кроме земного мира; но для изучающих высшие области жизни истина эта становится абсолютной уверенностью. О составе человека и различных проводниках его души речь будет ниже; здесь достаточно указать на то, что наше божественное происхождение даёт нам уверенность, что каждое человеческое существо рано или поздно несомненно возвратится на уровень Божественности.

 

Божественный план

 

Может быть ни одно из наших утверждений не представит такой трудности для ума среднего уровня, как наш первый вывод из факта действительного существования Бога. Вглядываясь в окружающую жизнь, мы видим столько бурь и насилия, столько тоски и страдания, столько кажущегося торжества зла над добром, что становится почти невозможным поверить, чтобы весь этот видимый беспорядок составлял в действительности часть мудро задуманной эволюции. А между тем, это — истина, в истине этой мы убеждаемся, как только выходим за пределы густых облаков пыли, поднимаемых неустанной борьбой, которая происходит в нашем земном мире, и как только начинаем смотреть на этот мир с высшего уровня на котором царит нерушимый мир и знание истинной сути вещей.

Тогда истинное движение всего сложного механизма делается очевидным. И тогда обнаруживается, что встречное течение зла, которое — казалось — готово одолеть поток прогресса, на самом деле является лишь лёгким волнением поверхности, ничтожными водоворотами, которые — в наблюдаемой точке — производят впечатление обратного движения воды. Но могучий поток продолжает по-прежнему нести свои воды к назначенной цели, унося с собой и все волнения, и все водовороты. Ровно и безостановочно подвигается великое течение эволюции по своему пути, и то, что мы принимаем за страшные бури, в действительности — лишь лёгкая рябь на его поверхности. Ещё одна очень красиво разработанная аналогия дана в "Научных романах" Ч. Х. Хинтона, т. I, с. 18-24.

Воистину, как наша третья великая истина учит нас — абсолютная справедливость царствует во всём, и какие бы обстоятельства не выпали на долю человека, он должен знать, что он сам, а не кто иной подготовил их. Но это не всё. Он может твёрдо уповать на то, что действие эволюционных законов таково, что оно обеспечивает ему наилучшие средства для развития в нём самом именно тех качеств, в которых он наиболее нуждается. Конечно, обстоятельства его жизни совсем не таковы, какие бы он выбрал для себя, если бы выбор этот был в его власти; но можно быть совершенно уверенным, что он нуждается для своего развития именно в этих условиях, а не в иных; и хотя они и представляют для него все виды трудностей, именно они и приспособлены наилучшим образом для его движения вперёд. Жизнь может привести человека к препятствиям и трудностям всякого рода, но они ставятся перед ним для того, чтобы научить его преодолевать их и, следовательно, развивать внутри себя смелость, решимость, терпение, постоянство и другие качества, которых ему недостаёт. Люди часто воображают, что силы природы действуют враждебно против них, тогда как на самом деле всё тщательно направлено на то, чтобы помочь людям в их восходящем движении.

Раз уж есть божественный план, то человеку остаётся попытаться понять его — это вряд ли требует доказательств. Даже если бы это делалось из личного интереса, всё же тем, кому приходится жить в определённых условиях хорошо было бы с ним ознакомиться; когда же человек перестанет руководствоваться одними эгоистическими мотивами и пожелает приносить пользу всем, ему ещё более необходимо понять этот план, дабы он мог помогать более эффективно.

Несомненно, что в полноту этого плана человеческой эволюции входит и сознательное участие самого человека: как только человек умственно разовьётся настолько, чтобы понимать его, и достаточно укрепится в доброй воле, чтобы бескорыстно участвовать в нём, от него зависит внести и своё разумное участие в этот план. Но поистине, божественный план так чудесен и так прекрасен, что раз человек сумел схватить его смысл, он уже не в состоянии поступать иначе, он должен отдать все свои силы на то, чтобы стать его работником, как бы смиренна ни оказалась его собственная доля в общей работе.

Для более полной информации по вопросам, затронутым в этой главе, мы отошлём читателя к "Эзотерическому христианству" и "Древней мудрости" А. Безант, а также к моей собственной маленькой книжке "Христианская вера". "Орфей" Дж. Мида также бросает много света на этот вопрос с точки зрения греков, а "Фрагменты забытой веры" — с точки зрения христиан-гностиков.

 

Старше, зорче становясь, я узнаю,

Что в неправде всякой корень правды есть

Что у всякого страдания есть цель

Зачастую неразгаданная нами

И как солнце утро за собой влечёт

Так же верно, что как есть — так лучше Знаю я, что каждый совершённый грех

Так же верно, как и ночь приносит тень

Где-то, как-то — наказанье принесёт

Хотя час придёт возможно и нескоро

Знаю я, что беспокойство сердца

Иногда душе лишь помогает

И что часто рост — это страданье

Но что б ни случилось — так лишь лучше

Знаю я, что вовсе нет ошибок

В этом плане вечном и великом

И что вещи действуют все вместе

К будущему благу человека

Движется душа моя быстрее

На пути вперёд — великом, вечном

И к земле скажу я, обернувшись

Что бы ни случилось — так лишь лучше

 

 

Это стихотворение появилось анонимно в одной американской газете.

 

Глава IV

СОСТАВ ЧЕЛОВЕКА

 

Черезвычайный практический материализм, к которому мы скатились в нашей стране, ничем не может быть так ярко продемонстрирован, как теми выражениями, которые мы постоянно употребляем в нашей повседневной жизни. Мы говорим как о совершенно понятной вещи, что у человека есть душа, что мы должны "спасти" нашу душу и т.д., очевидно считая физический организм за истинного человека, а душу за его принадлежность, за что-то смутное, составляющее его собственность. С такой идеей, крайняя неточность которой отражается и на нашей речи, нечего удивляться, что многие идут по тем же линиям и далее, и начинают сомневаться, существует ли на самом деле это смутное нечто, называемое душой. Так что похоже, что обычный человек очень часто и не уверен — есть ли у них душа или её нет; и тем более он не сознаёт её бессмертия. И то, что ему приходится оставаться в этом жалком состоянии неведения, представляется странным, тем более что есть много свидетельств — даже во внешнем мире — вполне достаточных, чтобы показать, что человек в состоянии существовать и независимо от своего тела, что он в состоянии отделиться от него на некоторое расстояние ещё при жизни, а после смерти — продолжать жить совсем без него.

Пока мы не освободимся от этой огромной иллюзии, что наше тело и есть мы сами, оценить истинные факты нам будет и вовсе невозможно. А между тем, несколько проведённых серьёзных исследований могло бы немедленно доказать нам, что наше тело есть только проводник, орган, посредством которого мы можем входить в сношения с тем особым типом грубой материи, из которой построен видимый физический мир.

Более того, эти исследования доказали бы нам существование других, более тонких видов материи, и не только эфира, который по признанию науки проникает все известные нам вещества, но и существование других видов материи, которые в свою очередь приникают эфир и настолько же тоньше эфира, насколько последний тоньше твёрдых веществ.

Здесь у читателя может возникнуть вопрос: каким образом может человек узнать о существовании других видов материи, до того чудесно тонких и до того несхожих с физической материей? На это можно ответить, что он может узнать из совершенно тем же путём, каким пришёл к познанию физической материи, т.е. воспринимая их вибрации. Воспринимать эти вибрации он в состоянии хотя бы потому, что эти тонкие виды материи находятся в нём самом, как его составные части; и как физическое его тело служит проводником, посредством которого он входит в сношение с миром физической материи, так и заключающиеся в нём частицы тонкой материи строят для него проводник, способный ввести его в общение с миром, состоящим из той же тонкой материи, недоступной для его обыкновенных физических чувств.

И это вовсе не новая мысль. Читатели вероятно помнят, как св. Павел говорит о том, что "есть тело душевное и есть тело духовное", и как он упоминает отдельно о душе человека и об его духе, никогда не употребляя эти слова как синонимы, что часто делается в наши невежественные дни. Уже из этого можно сделать вывод, что состав человека гораздо более сложен, чем обыкновенно думают, и что не только он являет собой духа, заключённого в душе, но что душа эта обладает различными проводниками возрастающей плотности, и физическое тело — лишь один из них, причём самый плотный. Все эти различные проводники могут быть названы телами по отношению к той ступени материи, с которой связана их деятельность. Можно сказать, что вокруг нас существует целый ряд миров, взаимно проникающих друг друга, и что для каждого из этих миров человек обладает соответствующим проводником, посредством которого он может наблюдать его и в нём жить.

Лишь постепенно научается человек пользоваться своими различными телами, и благодаря этому, он приобретает всё более и более полное понятие о сложном и обширном мире, в котором он живёт, ибо все миры, о которых было упомянуто, представляют часть единого Космоса. Таким путём человек начинает понимать много вещей, которые ранее казались ему таинственной загадкой, он перестаёт отождествлять себя со своим физическим телом и узнаёт, что тело — это лишь одежда, в которую он может облечься или которую может скинуть с себя, или же переменить её на новую, не изменившись при этом сам ни в чём существенном. Повторяем ещё раз, что это не метафизическое умозрение и не благочестивое верование, а точный научный факт, достоверно известный тем, кому удалось личным опытом проверить учения теософии. Как бы для многих ни показалось странным услышать эти положительные утверждения вместо обычных нерешительных гипотез, но я здесь не говорю ничего, что бы не было известно большому количеству исследователей по непосредственным и постоянно повторяемым наблюдениям. Несомненно, "мы знаем, о чём говорим" не только по вере, но и экспериментально, и потому мы говорим с уверенностью.

Этим взаимно проникающим мирам, этим различным ступеням природы, мы даём название планов. Мы говорим о видимом мире, как о "физическом плане", хотя в это понятие мы включаем и газы, и различные степени эфира. Следующее состояние материальности получило название "астрального плана" от средневековых алхимиков, которые хорошо знали об его существовании, и мы приняли их термин. Но кроме астрального плана существует мир, состоящий из ещё более тонкой материи, о котором мы говорим как о "ментальном плане" потому, что субстанции этого плана соответствует то, что мы называем умом (mens) человека. Есть и ещё более высокие планы, но я не стану затруднять читателя перечислением их, так как теперь мы заняты проявлением человека в низших мирах.

Не надо никогда терять из вида, что все эти различные миры отнюдь не удалены от нас в пространстве. В действительности все они существуют совместно, одинаково окружая нас всегда и со всех сторон. В то время, когда наше сознание сосредоточено в нашем физическом мозгу и работает через него, мы сознаём лишь один физический мир, да и то не весь, а только часть его. Но стоит нам научиться сосредоточивать наше сознание в одном из наших высших проводников, как немедленно всё физическое исчезнет из поля нашего зрения, и на его месте мы увидим иной мир, соответствующий по своему составу тому проводнику, который приведён в деятельное состояние.

Вспомните, что материя, по своей сущности, всегда одна и та же. Астральная материя разнится от физической не по существу, а так, как пар отличается ото льда. Это — то же самое, но проявленное в других условиях. Физическая материя может быть превращена в астральную, а астральная материя — в ментальную, если только достаточно расщепить её и вызвать в ней соответствующие по быстроте вибрации.

 

Истинный человек

 

Что же тогда — истинный человек? На самом деле он — эманация Логоса, искра Божественного огня. Дух, заключённый внутри человека по сути своей един с Богом, и этот Дух облекается в его душу как в покров; в покров, который заключает его, индивидуализирует и, для нашего ограниченного ведения, отделяет его на время от остальной божественной жизни. История первичного образования человеческой души и внедрения в неё божественного духа представляет глубокий интерес, но изложение этой истории неуместно в такой элементарной книжке, как эта. Её можно найти во всех подробностях в одной из теософических книг, касающихся этой части учения. Здесь же достаточно сказать, что все три аспекта Божественной Жизни принимали участие в её зачатии, и что образование души является высочайшей точкой той великой жертвы Логоса — жертвы сошествия в материю — которая носит название воплощения.

Так рождается младенческая душа; и так как она создана "по образу и подобию Божию" троичной по аспекту и, подобно ему, троичной по проявлению, — то и эволюция её является отражением Его сошествия в материю. Божественная искра содержит в себе все потенциальности, но только через долгие века эволюции могут все таящиеся в ней возможности достигнуть осуществления. Весь предначертанный процесс эволюции скрытых свойств человека сводится — повидимому — к приобретению способности вибрировать в ответ на воздействия извне. Но на том уровне, где находится дух человеческий, т.е. на высшем ментальном плане, вибрации слишком тонки для того, чтобы они могли в настоящее время пробудить в нём надлежащие ответы; вначале он должен давать ответ на более сильные и грубые вибрации, и лишь тогда, благодаря им, проснётся его дремлющая чувствительность, он сделается всё более и более отзывчивым, пока наконец не приобретёт способность отвечать быстро и точно на всех уровнях на всевозможные частоты вибраций.

Это материальная сторона его прогресса; но с точки зрения субъективной — б



2015-11-20 366 Обсуждений (0)
КРАТКИЙ ОЧЕРК ТЕОСОФИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КРАТКИЙ ОЧЕРК ТЕОСОФИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (366)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)