Кварцевые автогенераторыКварцевая пластина обладает пьезоэлектрическим эффектом, суть которого заключается в следующем. Если на кварцевую пластину воздействовать электрическими колебаниями, то на гранях пластины возникают механические напряжения, приводящие к механическим колебаниям пластины. И, наоборот, переменные механические деформации пластины кварца приводят к появлению на гранях пластины переменных электрических напряжений. Так как кварцевая пластина является упругим телом, то возникающие в ней колебания имеют собственные частоты. Если частота ЭДС, приложенной к пластине кварца, равна собственной частоте кварца, то наступит электрический и механический резонанс, и ток во внешней цепи будет максимальным. Механическая система в радиотехнике заменяется эквивалентной колебательной (рис. 3.20). С0–(5 ¸ 50) пф – емкость кварцедержателя; LК–(3Гн ¸ 15мкГн) – характеризует инерционные свойства пластины; СК–(0,01 ¸ 0,05) пф – характеризует упругие свойства; rК–(3 ¸ 200) Ом – сопротивление, определяющее потери в пластине на трение.
а)
б)
Рис. 3.20. Условное обозначение кварцевого резонатора (а), эквивалентная схема его замещения (б) Такой порядок параметров приводит к высокой добротности эквивалентного контура QК = (3 ¸ 30) × 104. Кварцевую пластину в кварцедержателе называют кварцевым резонатором. Так как кварцевый резонатор эквивалентен сложному параллельному контуру (III вида), то существуют 2 резонансные частоты (рис. 3.21) f посл.рез. fk1 = 1 / 2p(LkCk)1/2,
fпар.рез. fk2=1/[2p(LkCkC0 / (Ck+C0))1/2]
= fk1(1+qk)1/2 = fk1(1+qk/2), где qk = Ck / C0 – параметр управляемости кварца. Частота параллельного резонанса выше частоты последовательного резонанса. В интервале fk1 ¸ fk2 кварц эквивалентен индуктивности. Так на частоте fk1 выполняется условие последовательного резонанса (реактивные сопротивления равны) wLk = 1 / wCk, т.е. wLk – 1 / wCk = 0. При увеличении частоты индуктивное сопротивление растет, емкостное сопротивление уменьшается, значит, цепь носит индуктивный характер.
Рис. 3.21. Зависимость реактивного сопротивления кварцевого резонатора от частоты Некоторые схемы кварцевых автогенераторов приведены на рис. 3.22 – 3.24.
Рис. 3.22. Схема кварцевого автогенератора с кварцем в цепи коллектор-база В автогенераторах кварц необходимо использовать как индуктивность, т.е. между частотами fk1 ¸ fk2, по следующим причинам. Если использовать кварц как емкость, то в случае пробоя кварца он может сохранить электрические свойства, но с другим значением емкости, т.е. АГ будет вырабатывать автоколебания, но с другой частотой.
Рис. 4.23. Схема кварцевого автогенератора с кварцем в цепи коллектор-эмиттер
Рис. 3.24. Схема кварцевого автогенератора с кварцем в цепи база-эмиттер Схемы кварцевых генераторов классифицируются в зависимости от того, между какими электродами включается кварц. Напомним, кварц используется в качестве индуктивности. Возможно подключение кварца к полупроводниковому триоду: между коллектором (стоком) и базой (затвором), коллектором (стоком ) и эмиттером (истоком), эмиттером (истоком) и базой (затвором). Наиболее распространенной является схема автогенератора с кварцем в цепи коллектор-база. Реже используется автогенератор с кварцем в цепи коллектор-эмиттер. Недостаток заключается в том, что кварц шунтируется выходным сопротивлением транзистора, которое в общем случае комплексно, а также кварц шунтируется резистором Rk. Кварцевый автогенератор с кварцем в цепи база-эмиттер используется редко из-за сильного шунтирования кварца малым входным сопротивлением транзистора, что приводит к уменьшению эквивалентной добротности колебательной системы, к снижению ее эквивалентного сопротивления.
3.2.Состав курсовой работы. Техническое задание на проектирование LC-автогенераторов. Содержание пояснительной записки Состав курсовой работы. Курсовая работа состоит из одного графического листа формата А1 (59 На листе чертежа приводятся: -техническое задание на проектирование; -схема измерения LC-автогенератора гармонических колебаний; -зависимости выходного сигнала автогенератора; -спектральный состав генерируемого колебания; -любые другие результаты, иллюстрирующие итоги проектирования. Техническое задание на проектирование Номер варианта (N) задать согласно подразделу 2.2 1. Тип LC-автогенератора задать следующим образом: при 00 ≤ М ≤ 33 проектировать LC-автогенератор с ёмкостной обратной связью; при 34 ≤ М ≤ 66 - LC-автогенератор с автотрансформаторной обратной связью; при 67≤ М ≤ 99 - LC-автогенератор с трансформаторной обратной связью. 2. Тип усилительного элемента выбрать из приложения А согласно номеру варианта с учётом последней цифры (L) числа, обозначающего порядковый номер текущего года. Если L –чётная цифра, то при 00 ≤ М ≤ 49 задать транзистор биполярный, а при 50 ≤ М ≤ 99 – транзистор полевой; если L – нечётная цифра, то при 00 ≤ М ≤ 49 задать транзистор полевой, а при 50 ≤ М ≤ 99 – транзистор биполярный. 3. Частота генерации f г=[5.005.К +0.525.N+0.025.L] МГц, где К – последняя цифра индекса учебной группы. 4. Температура окружающей среды от (-25 - N)0С до (+30 + N) 0С. Провести анализ влияния температуры на фор- му и спектральный состав генерируемых колебаний. 5. Напряжение источника питания – ≤ 5 В. Исследовать влияние напряжения питания на частоту генерации колебаний. 6. Исследовать влияние напряжения положительной обратной связи на генерацию колебаний. Содержание пояснительной записки Рукопись текста пояснительной записки должна содержать: -титульный лист; -техническое задание на курсовое проектирование; -содержание; -введение; -принципиальную схему автогенератора высокочастотных гармонических колебаний, пояснения назначения каждого элемента; а также следующие разделы: -получение гармонических колебаний; -определение спектрального состава генерируемых колебаний; -исследование влияния температуры на частоту генерируемых колебаний; -исследование влияния напряжения питания на частоту генерации колебаний; -исследование влияния положения рабочей точки на частоту генерации колебаний; -исследование влияния напряжения положительной обратной связи на генерацию колебаний; -заключение; -библиографический список. В содержании приводится перечень разделов и подразделов пояснительной записки с указанием страниц, на которых размещается начало матери ала разделов, подразделов и пунктов, если они имеют наименование.
Читайте также: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (671)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |