Раджа Видья Ража Гуйха Йога
Благой Господь сказал:
1. А теперь еще большую тайну Я тебе сообщу, верный бхакт Мой; этим знаньем и различеньем ты очистишь себя от скверны.
2. Это вечное знанье дхармично, средь наук и средь тайн - как владыка; оно всех чистотой наделяет. Ты его без труда постигнешь.
3. Вновь и вновь возвращаются люди, на дорогу сансары и смерти; это те, кто Меня не достигли от неверия к этой дхарме.
4. Мною весь этот мир пронизан, но не явлен миру Мой образ; все живое во Мне существует, но Я, Партха, не в нем пребываю.
5. Впрочем, и не во Мне все живое: такова Моя дивная йога. К жизни всех вызывает мой Атман. Он несет их; но знай - не в них Он.
6. Вездесущий великий ветер непрерывно веет в эфире; так и все существа, Арджуна вечным вихрем во Мне кружатся.
7. К Моей пракрити вечной все твари устремляются с гибелью мира; когда ж новый век мира приходит, Я их вновь из себя порождаю.
8. Я рождаю снова и снова всех существ, несметные толпы, в своей пракрити их зачиная, их, бессильных, Моею силой.
9. Но не сковывают, Дхананджая, Меня действия узами кармы; их совершая, Я к ним не привязан, словно зритель - всегда безучастен.
10. Под Моим наблюденьем природа неживое с живым рождает; такова здесь причина, чьей силой колесо обращается мира.
11. Такова Моя высшая сущность всех владыки существ; но невежды презирают Меня в смертном теле, этой сущности вечной не зная.
12. Их надежды и действия тщетны, тщетно знание разумом бедных; по природе своей они лживы, словно ракшасы или асуры.
13. Но Меня почитают махатмы, богоравной природой, сияя, видя вечный существ источник лишь во Мне, на иное не глядя.
14. Постоянно тверды в обетах, те подвижники, йоги достигнув, своей бхакти Меня почитают, чистым сердцем хвалу воздавая.
15. Совершением жертвы знанья почитают Меня иные как единого, многообразно обращенного к миру предметов.
16. Жертва - Я, Я - ее совершенье, возглас "свадха", священная куша, заклинание, чистое масло, Я - огонь, Я - в него приношенье.
17. Мира этого мать и отец Я, Я - опора его, прародитель, тех кто знает Меня, - очищенье, Я - слог ОМ, Я - Рик, Саман, Яджус.
18. Цель, держава, владыка, свидетель, Я - жилище, прибежище, друг Я. Я - рождение, устойчивость, гибель, Я - сокровище, вечное семя.
19. То, что жжет, - Я, и что увлажняет, Я - преграда и Я - излиянье, смерть, бессмертие - Я, Я - сущее и не-сущее также, Арджуна.
20. Знатоки трех Вед Меня молят о рае, жертвы жертвуют, сому вкушают, грех изгладив, в божественный шествуют мир, там богов обретая услады.
21. Насладившись великим миром небес, они входят в мир смертных, заслуги истратив; так, желая желаний, дхармой трех Вед они движимы, зная лишь плод преходящий.
22. Но всем тем, кто Меня почитают, ни о чем ином не помышляя, постоянно обузданным в йоге, Я дарю плодов сохраненье.
23. Даже те, кто исполнены веры, жертвы прочим богам приносят – и они, смысла жертв не зная, лишь Меня почитают, Партха.
24. Ибо всех этих жертв владыкой и вкусителем Я пребываю; но, не зная Моей природы, отпадают от истины люди.
25. Духов чтущие - к духам уходят, предкам жертвуя, Партха, - к предкам; к божествам - кто богов почитает; Мои бхакты - ко Мне приходят.
26. У того, кто Мне благоговейно лист, цветок, плод иль воду приносит, у того, кто Мне, Партха, предан, Я вкушаю любви приношенье.
27. Если действуешь ты иль вкушаешь, если жертвуешь, дар если даришь, если ты совершаешь аскезу – делай это как Мне приношенье.
28. Так разрушишь ты цепи кармы, плоды злых-добрых дел покинешь; отрешеньем и йогой обуздан, став свободным, ко Мне придешь ты.
29. Я ведь ровен ко всем в этом мире: нет любезных Мне, нет ненавистных; те ж, кто чтят Меня благоговейно, пребывают во Мне, и Я - в них.
30. Даже если ужаснейший грешник Меня чтит безраздельной любовью, то и он именуется "садху", ибо он рассудил безупречно.
31. Скоро будет душою он в дхарме и достигнет умиротворенья: бхакт ведь Мой никогда не гибнет; твердо помни об этом, сын Кунти!
32. Порождения лон нечистых – вайшьи, женщины, даже шудры – все, кто с верой ко Мне припадают, - и они к высшей движутся цели.
33. Что ж сказать Мне о брахманах чистых, о царях-мудрецах - Моих бхактах! Мир ведь тщетен, безрадостен; ты же чти Меня, если в нем оказался.
34. Прилепись ко мне сердцем, о бхакт Мой! Жертвуй мне, лишь Меня восхваляя! Ни на что не взирая иное, став обуздан, со мною пребудешь.
Глава 10 Вибхути Йога
Благой Господь сказал:
1. Слушай дальше, могучерукий, от Меня высочайшее слово; для тебя, о Мой бхакт, говорю Я, лишь о благе твоем радея.
2. Мой источник тайный неведом ни богам, ни великим провидцам: ведь во Мне и провидцы, и боги обретают свое начало.
3. Тот, кто знает, что Я - нерожденный, безначальный мира владыка, - он один средь людей, незаблудший, от грехов всех себя очищает.
4. Мудрость, знание, здравый рассудок, терпеливость, воздержанность, правда, радость, боль, безмятежность, рожденье, страх, бесстрашие и умиранье,
5. неврежденье, покой, довольство, щедрость, тапас, бесславие, слава – от Меня лишь все разнообразье состояний существ происходит.
6. Моему бытию сопричастны, рождены Моим манасом древле семь провидцев и четверо Ману, а от них - существа в этом мире.
7. Кто Мои проявленья и йогу познает сообразно их сути, тот, в своей упражняясь йоге, не колеблется; нет в том сомненья.
8. Всего сущего Я - источник, все, что есть, от Меня происходит; зная это, ко Мне устремившись, мудрецы Меня почитают.
9. Утвердив на Мне мысль и дыханье, обо Мне просвещая друг друга, обо Мне говоря постоянно, они мир обретают и радость.
10. Этих вечно обузданных бхактов, что Меня почитают с любовью, Я одариваю йогой мысли; они ж ею ко Мне приходят.
11. Побуждаемый к ним состраданьем, в глубине их существ пребывая, светом знания Я разрушаю от незнанья в них мрак рожденный.
Арджуна сказал:
12. Высший Брахман! Вместилище мира! Чистоты запредельный источник! Нерожденным Пурушей вечным, Первобогом, дивным Владыкой
13. все провидцы Тебя именуют – муни Нарада богоравный, риши Вьяса, Асита Девала; сам Ты мне это ныне поведал.
14. Все то истина - я полагаю, - что Ты мне говоришь, Кешава; ведь Твоих, Господин, проявлений ни асуры, ни боги не знают.
15. Лишь своим вечным Атманом, Кришна, сам себя Ты познать способен; Ты - существ царь, их осуществленье, бог богов Ты, мира Владыка!
16. Так поведай мне без остатка – ибо сил Твоих дивны явленья, - что за силы, которыми мир весь Ты, пронизывая, пребываешь?
17. О Тебе размышляя всечасно, как познать Тебя мне, о Йогин? И в каких, Господин, состояньях мне помыслить Тебя возможно?
18. Свою йогу, свои вибхути вновь поведай Ты мне подробно, ибо нектаром этих учений не насыщен мой слух, Дхананджая.
Благой Господь сказал:
19. Хорошо! О своих вибхути Я поведать готов, Арджуна, лишь о главных: Моим чудесам ведь нет предела, Врагов Губитель.
20. Всех существ Я душа, Гудакеша, в самом сердце Я их пребываю; Я - начало их, Я - середина, и конец всех существ Я также.
21. Среди адитьев Я есмь Вишну, среди светил Я - лучистое Солнце, средь марутов зовусь Маричи, средь созвездий на небе Я - месяц.
22. Средь священных Я Вед - Самаведа, средь великих богов Я - Индра, у разумных существ Я - сознанье, а средь органов чувств Я - манас.
23. Шива Я средь ужасных рудров, Я средь ракшасов, якшей - Кубера, очищающий Агни - средь васу, а средь гор высочайших – Меру.
24. Средь домашних жрецов Я - главный, знай, по имени Брихаспати, среди всех полководцев Я - Сканда, а из всех водоемов - море.
25. Средь великих провидцев Я - Бхригу, средь слогов Я - слог ОМ священный, средь молитв Я - стихов повторенье, Гималаи - средь скал недвижных.
26. Средь деревьев Я, знай, ашваттха, Нарада - средь божественных риши, средь гандхарвов Я - Читраратха, а средь сиддхов Я - муни Капила.
27. Средь коней Я, знай, Уччайшравас, из амриты чудесно рожденный, Айравата средь царских слонов Я, средь людей Я - на троне владыка.
28. Средь оружий Я - страшная ваджра, средь коров Я - корова желаний, средь рождающих - бог любви Я, средь ползущих на брюхе - Васуки.
29. Я - Ананта средь змеев-нагов, среди чудищ морских - Варуна, Арьяман - средь ушедших предков, средь смирителей Я - бог смерти.
30. Среди демонов Я - Прахлада, среди тех, кто считает, - время, среди тварей Я - лев, их владыка, среди птиц Я - великий Гаруда.
31. Чистоту средь дающих Я - ветер, среди воинов - сын Дашаратхи, средь подвижных Я - макара-рыба, а средь всех потоков - Ганга.
32. У творений Я - их начало, середина и окончанье; среди знаний Я - самопознанье, а в устах говорящих - слово.
33. Среди звуков Я - "а", звук краткий, средь составленных слов Я -"двандва", Я поистине вечное время, Устроитель всего всюдузрящий.
34. Я - та смерть, что уносит тварей, Я - для будущих всех источник, среди женских существ Я - удача, память, речь, мудрость, стойкость, слава.
35. Средь напевов Я - брихат-саман, гаятри среди метров стиха Я, среди месяцев Я - маргаширша, среди года времен - весна Я.
36. Игра в кости - среди хитрецов Я, среди славных Я - великолепье, Я - решимость, Я также - победа, а у добрых - сама доброта их.
37. Среди рода вришнийцев Я - Кришна, среди Панду сынов - Арджуна, среди мудрых молчальников - Вьяса, Ушанас Я - среди поэтов.
38. Среди тех, кто колотит, - дубина, у идущих к победе - хитрость, среди тайных вещей Я - молчанье, Я для знающих - знанье, Партха.
39. То, что семя существ растущих, - это тоже Я, знай, Арджуна: ни живущего, ни неживого существа без меня не бывает.
40. Все ж конца невозможно достигнуть Моих дивных вибхути, Партха; этих форм все многообразье Я назвал тебе лишь для примера.
41. Если кто-нибудь здесь полон силы, необорной мощи иль счастья, это все рождено в нем частицей Моего, знай, великолепья.
42. Впрочем, в знаньи многообразном пользы Я для тебя не вижу; знай одно: этот мир пребывает бытия Моего лишь частицей.
Глава 11
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |