Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Меры и программы по трудоустройству и профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснокамском муниципальном районе Пермского края




 

В настоящее время в крае все больше внимания уделяется вопросам социальной адаптации и профессиональной социализации выпускников образовательных учреждений интернатного типа. Приоритетным направлением работы в части организации жизнедеятельности несовершеннолетних является решение вопросов, связанных с их профессиональной ориентацией и подготовкой, созданием условий для трудоустройства.

В г.Краснокамске находится Государственной казенное образовательное учреждение «Краснокамский детский дом», количество детей, в котором, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту - детей ОБПР), составляет 132 человека. В 2013 году в летний период в детском доме стали выпускниками 37 человек из числа лиц детей-сирот и детей ОБПР [45].

Так же на территории Краснокамского муниципального района воспитываются в замещающих семьях (опека, приемная семья) - 24 человека, из которых 8 стали выпускниками в 2013 году [47].

Данные наглядно представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. – Количество детей-сирот и детей ОБПР, проживающих в ГКОУ «Краснокамский детский дом» и замещающих семьях [45]

Количество детей –сирот и детей ОБПР, всего Количество детей –сирот и детей ОБПР в Краснокамс-ком детдоме Количество детей –сирот и детей ОБПР в замещающих семьях Количество выпускников из числа детей –сирот и детей ОБПР, всего Количество выпускников из числа детей –сирот и детей ОБПР Краснокамс-кого детдома Количество выпускников из числа детей –сирот и детей ОБПР из замещающих семей

 

Профессиональная ориентационная работа, которая на территории Краснокамского муниципального района осуществляется целенаправленно, состоит из трёх уровней: первичный, муниципальный, краевой. Каждый из которых имеет свои задачи и направления деятельности. Система характеризуется наличием широких партнерских связей. Качество работы в рамках системы и эффективность ее функционирования обеспечивается специальными организационно-управленческими мерами, нормативно-правовыми документами и информационно-методическими материалами.

В рамках многоуровневой региональной системы обеспечена доступность получения всех видов помощи профессионально-ориентационного сопровождения: информационной и консультационной - школьникам, в том числе детям, оставшимся без попечения родителей; методической помощи - специалистам, участвующим в профессионально-ориентационной деятельности.

С 2012-2013 годах в Краснокамском районе консультации по вопросам выбора профессии в своих учебных заведениях получили все учащиеся 9 -11 классов ГКОУ «Краснокамский детский дом» и воспитанники замещающих семей (около 50 чел). За консультациями в особенно сложных ситуациях профессионального выбора дети направляются в ГКУ ЦЗН г.Краснокамска, о чем в 2012 году администрация ЦЗН и органы опеки и попечительства Краснокамского муниципального района подписали соглашение [45].

Результатами профессионально-ориентационной работы являются:

1) определение основных и запасных вариантов профессионального выбора в соответствии с имеющимися склонностями способностями, требованиями рынка образования и рынка труда;

2) выбор профессионального учебного заведения и профессии с учетом имеющихся медицинских противопоказаний;

3) повышение уровня социально-трудовой мотивации и компетентности детей, оставшихся без попечения родителей [35].

Важную роль в формировании профессионального самоопределения обучающихся играет трудовая подготовка, осуществляемая в образовательном учреждении в рамках учебного плана. В последнее время значительно улучшилась материально-техническая база школьных кабинетов трудового обучения, производственные мастерские детского дома оснащаются современным оборудованием.

За последние пять лет из детского дома выпущено 86 воспитанников из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, из них: 23% устроены на постоянную работу; 62% продолжают профессиональное обучение; 5% не работают, но имеют случайные заработки; 3 % находятся на инвалидности; 4% находятся в отпуске по уходу за ребёнком [26; 11].

В работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, важное место занимает подготовка их к самостоятельной жизни, направленная на обеспечение дальнейшей социализации. В детском доме реализуются авторские образовательные программы по социальной адаптации воспитанников: «Школа жизни», «Домашняя кухня», «Социальная адаптация и интеграция воспитанников детского дома в общество» (реализуется совместно с педагогами детского дома и специалистами ЦЗН); «Становление», «Успех», «Будущее в настоящем». Данные программы направлены на воспитание у детей, оставшихся без попечения родителей, готовности к трудовой деятельности, развитие у них социально-бытовых умений и навыков, воспитание семьянина, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, подготовку к самостоятельному решению социально-экономических задач.

Важное значение в вышеназванной работе имеет профессионализм специалистов ГКУ ЦЗН г.Краснокамска и педагогов детского дома как инструмент повышения качества жизни воспитанников детского дома и замещающих семей. За последние два года более 30 сотрудников ЦЗН и детского дома участвовали в обучающих семинарах и курсах повышения квалификации, организованных специалистами Института развития образования г.Перми.

В учреждения начального профессионального образования (далее ОУ НПО) поступают в среднем 77% от общего контингента выпускников детского дома, 15% поступают в техникумы и колледжи, 1% становится студентами ВУЗов, около 3% продолжают обучение в 10 классе, 3% выпускников трудоустраиваются (остальные 1% - это случаи, когда выпускники призываются на службу в ряды Российской армии, попадают в места лишения свободы, находятся в отпуске по уходу за ребёнком) [47].

Среди воспитанников замещающих семей значительно выше процент поступающих в учреждения СПО и ВУЗы - 21%.

В учреждения среднего профессионального образования прием обучающихся из числа детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на внеконкурсной основе при условии успешной сдачи вступительных испытаний, в учреждения начального профессионального образования - без вступительных испытаний на бесплатной, доступной основе.

В Пермском крае реализуется право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на бесплатное второе начальное профессиональное образование. В 2012-2013 учебном году второе начальное профессиональное образование в средних учебных заведениях (НПО) г.Перми и г.Краснокамска получают 12 обучающихся (50% от общего числа обучающихся в ОУ НПО детей, оставшихся без попечения родителей).

Для подростков, не получивших основного общего образования, детей с ограниченными возможностями здоровья, в 5-ти профессиональных училищах Пермского края ведется профессиональная подготовка по 24 профессиям как, автомеханик, сварщик, станочник, столяр, тракторист-машинист, парикмахер, повар и т.д.

По данным службы занятости число выпускников ОУ НПО из числа детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных в качестве безработных, составляет в процентном отношении от общего числа выпускников-сирот: в 2008г. - 15,3%, в 2009г. -19,2%, в 2010г. - 9,3%, в 2011г.- 14,6%, 2012 - 13,7 %, 2013 г.- 12 % .Доля выпускников учреждений начального профессионального образования, состоящих на учете в службе занятости, к общему числу выпускников остается стабильной - 4,0% (приложение 2) [32; 56].

Анализ состояния работы по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и трудоустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Краснокамского муниципального района указывает на следующее:

- показателями готовности подростка к выпуску из детского дома являются: благоприятный прогноз относительно состояния физического и психического здоровья; благоприятный прогноз его дальнейшего жизнеустройства (наличие жилья), социальная компетентность; наличие нескольких вариантов продолжения обучения в образовательных учреждениях; наличие лица несущего личную ответственность за успех постинтернатной адаптации выпускника; наличие нескольких вариантов трудоустройства;

- при проведении профессионально-ориентационной работы наибольшие трудности в выработке и реализации профессионально-образовательных планов возникают у детей, оставшихся без попечения родителей, при влиянии таких факторов, как: позднее поступление воспитанников в детские дома, наличие медицинских противопоказаний, неустойчивая мотивация выбора и склонность под влиянием "чужих" решений изменить свой собственный выбор, ограниченность выбора учебного заведения.

В Краснокамском районе накоплен положительный опыт работы по постинтернатному сопровождению. С 2011г. по 2013 г. более 50 выпускников детского дома получали поддержку в форме наставничества, реализуя право на постинтернатный патронат. Результатом данной работы можно считать, стабильное обучение в учреждениях НПО, СПО и ВУЗах, отсутствие правонарушений, самовольных уходов, рациональное использование личных средств, содержательный досуг, стремление к повышению профессиональной квалификации. Постинтернатное сопровождение выпускников осуществлялось в Краснокамском детском доме [47].

Таким образом, на территории Краснокамского муниципального района при участии специалистов ГКУ ЦЗН г.Краснокамска уделяется большое внимание вопросам социальной адаптации выпускников образовательных учреждений интернатного типа. Существует множество программ, таких как «Будущее в настоящем», «Социальная адаптация и интеграция воспитанников детского дома в общество», «Успех», «Школа жизни» и т.д., которые обеспечивают профессиональную подготовку и трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важное значение в данной работе имеет профессионализм и ответственность воспитателей и специалистов ЦЗН, как инструмент повышения качества жизни воспитанников детского дома и замещающих семей [32; 77].




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (604)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)