Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Полученное эмпирическое значение t (3.9) находится в зоне значимости




Таким образом обнаруженные нами различия между экспериментальной и контрольной группами значимы более чем на 0,1 % уровне, или иначе говоря общие показатели волевой саморегуляции у подростков занимающихся танцами существенно выше чем у подростков не занимающихся никакими видами специально организованной физической активности.

В терминах статистический гипотез это утверждение звучит так: гипотеза Но о сходстве отклоняется и на 0,1 % уровне значимости принимается альтернативная гипотеза Н1 - о различии между экспериментальной и контрольной группами.

Анализ данных полученных в ходе проведения опросника РАП

Данные полученные в результате проведения опросника РАП в экспериментальной группе:

 

(В)-выше нормы; (С)-средний показатель- норма; (Н)-ниже


Таблица 3- Данные полученные в результате проведения опросника РАП в экспериментальной группе

Пол Названия шкал
«Интерес» к наркотикам Социальные установки Поведение в ситуациях Степень риска
Асоциального риска Просоциального риска
ж 23(С) 20(С) 11(С) 11(С) 1(0)
ж 17(С) 15(С) 11(С) 14(С) 1(0)
ж 37(С) 24(С) 14(С) 15(С) 1(0)
ж 31(С) 34(В) 22(В) 14(С) 1(2)
ж 20(С) 16(С) 9(С) 9(Н) 1(0)
ж 18(С) 15(С) 9(С) 8(Н) 1(0)
ж 19(С) 18(С) 14(С) 21(В) 1(0)
ж 41(С) 26(С) 13(С) 11(С) 1(0)
м 17(С) 20(С) 12(С) 23(В) 1(0)
м 14(Н) 19(С) 9(С) 7(Н) 1(0)
м 20(С) 22(С) 9(С) 17(С) 1(0)
м 26(С) 17(С) 11(С) 11(С) 1(0)
м 52(В) 21(С) 18(В) 8(Н) 2(1)
м 46(В) 20(С) 11(Н) 10(С) 2(1)
м 18(С) 16(С) 15(С) 9(Н) 1(0)

 



Пол Названия шкал
«Интерес» к наркотикам Социальные установки Поведение в ситуациях Степень риска
Асоциального риска Просоциального риска
ж 65(В) 33(В) 15(С) 22(В) 3(2)
ж 74(В) 34(В) 11(С) 9(Н) 3(2)
ж 65(В) 34(В) 22(С) 15(С) 3(2)
ж 24(С) 23(С) 9(С) 14(С) 1(0)
ж 32(С) 15(С) 11(С) 19(С) 1(0)
ж 34(С) 27(С) 10(С) 17(С) 1(0)
ж 31(С) 21(С) 9(С) 15(С) 1(0)
ж 37(С) 20(С) 9(С) 14(С) 1(0)
м 34(С) 22(С) 10(С) 16(С) 1(0)
м 22(С) 31(С) 11(С) 15(С) 1(0)
м 28(С) 19(С) 18(В) 13(С) 1(2)
м 32(С) 29(С) 11(С) 9(Н) 1(0)
м 50(В) 32(С) 19(В) 16(С) 2(1)
м 54(В) 36(В) 22(В) 16(С) 3(2)
м 58(В) 29(С) 20(В) 19(С) 2(1)

Таблица 4- Данные полученные в результате проведения опросника РАП в контрольной опросника РАП в экспериментальной группе

 


 

Далее представим в процентном соотношении распределение степеней риска в экспериментальной и контрольной группах.

Таблица 4- Распределение степеней риска аддиктивного поведения

 

Степень риска 1 (0) 1 (2) 2 (1) 2 (3) 3 (2) 3 (4)
Экспериментальная группа 0%   80% (12) 6.6% (1) 13.4% (2) 0% 0% 0%
Контрольная группе 0%   53, 3% (8) 6.6% (1) 13.4% (2)% 0% 26.7% 4 0%

Представим наглядно распределение степеней риска в экспериментальной и контрольной группах.

Рисунок 4- Распределение степеней риска аддиктивного поведения

 

Отсутствие респондентов с «нулевой» степенью риска и и преобладающую степень «потенциально рискующие» 1(0)в экспериментальной группе можно объяснить тем, что все подростки пришли в танцевальную секцию поскольку нуждаются в самочувствии. И поэтому, когда они пришли на танцы они уже являлисьтся потенциально рискующими, что и показала методика РАПП.

Но наличие в контрольной группе четырех человек со степенью 3(2). А это подростки в опыте которых могут присутствовать пробы как асоциального, так и просоциального характера. У них происходит изменение установок в сторону принятия асоциальных, референтной является асоциальная группа. Говорит о контрольной группе, как о группе с наибольшим риском аддиктивного

Это говорит о том, что в группе, где подростки не заняты в каких-то кружках помимо школы, возрастает риск проб асоциального характера, происходит изменение установок в сторону принятия асоциальных.

Далее представим распределение показателей по всем трем методикам в эксперимантельной ( первые девять столбцов) и контрольной группой ( следующие девять столбцов) с помощью гистограммы.

 

Рисунок 5- Сравнение показателей в экспериментальной и контрольной группах

Как мы видим из диаграммы в экспериментальной группе (первые девять столбиков) наибольшее количество респондентов имеют высокие оценки по телесному самочувствию и высокие показатели по волевой саморегуляции, а степень риска наоборот большинство респондентов, тринадцать из экспериментальной группы имеют низкую, первую степень.

В контрольной же группе (следующие девять столбиков) равное количество респондентов имеют высокие и средние оценкителесного самочувствия по шесть человек, и трое респондентов имеют низкие оценки телесного самочувствия, десять респондентов имеют низкие показатели по волевой саморегуляции и всего лишь четверо высокие. Четверо имею высокую- третью степень риска аддиктивного поведения, двое имеют вторую степень и девять первую степень.

Статистическая обработки данных с помощью метода ранговой корреляции Спирмена:

Для проверки первой рабочей гипотезы сравним данные по опростнику САН и данные по тесту А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» в экспериментальной и контрольной группах.

Корреляционная зависимость – это изменения, которые вносят значения одного признака в вероятность появления разных значений другого признака.

Коэффициент корреляции Спирмена может также принимать значения от -1 до +1. При этом отрицательный коэффициент корреляции позволяет принять гипотезу о наличии монотонной отрицательной связи, т.е. увеличение значения одной переменной ведет к уменьшению значения коррелирующей с ней переменной. Положительный коэффициент корреляции свидетельствует о положительной связи между переменными: увеличение одной переменной соответствует увеличению другой [34].

С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы проверяем гипотезу о том, что чем выше уровень телесного самочувствия подростка, тем выше его уровень волевой саморегуляции.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков [34].

Гипотезы.

Но: Корреляция между результатами полученными по шкале «телесное самочувствие» опросника САН и результатами по шкале «волевая саморегуляция» не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между результатами полученными по шкале «телесное самочувствие» опросника САН и результатами по шкале «волевая саморегуляция» отличается от нуля.

Результат: rs = 0.655

Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.

Положительный коэффициент корреляции свидетельствует о положительной связи между переменными: увеличение одной переменной соответствует увеличению другой.

Таким образом обнаруженная нами корелляционная связь подтверждает гипотезу, что чем выше уровень телесного самочувствия подростка, тем выше его уровень волевой саморегуляции.

Корреляцию между показателями волевой саморегуляции и степенями риска аддиктивного поведения, а также корреляция между оценками телесного самочувствия и степенями аддиктивного поведения с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена нам не удалось доказать. Но наличие в контрольной группе четырех человек со степенью 3(2). А это подростки в опыте которых могут присутствовать пробы как асоциального, так и просоциального характера. У них происходит изменение установок в сторону принятия асоциальных, референтной является асоциальная группа [54]. Говорит о контрольной группе, как о группе с наибольшим риском аддиктивного поведения подростков. И таким образом получается, что оценки телесного самочувствия и показатели волевой саморегуляции у подростков из экспериментальной группы выше, а риски аддиктивного поведения ниже, а в контрольной группе оценки телесного самочувствия и показатели волевой саморегуляции ниже, а риски аддиктивного поведения выше. Таким образом анализ показателей по трем методикам позволяют нам говорить о их взаимосвязи. И это доказывает нашу гипотезу о наличии взаимосвязи между уровнем телесного самочувствия, волевой саморегуляцией и степенью рисков аддиктивного поведения подростка, а именно: чем выше уровень телесного самочувствия у подростка, тем выше уровень волевой саморегуляции, а степень риска аддиктивного поведения ниже.


 

ВЫВОДЫ

Анализ данных позволяет сделать выводы о том, что:

1. Оценки телесного самочувствия у подростков занимающихся танцами существенно выше чем у подростков не занимающихся никакими видами специально организованной физической активности.

2. Общие показатели волевой саморегуляции у подростков занимающихся танцами существенно выше чем у подростков не занимающихся никакими видами специально организованной физической активности.

3. Обнаруженные нами различия между экспериментальной и контрольной группами в степенях риска свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе риски ниже. Это позволяет говорить нам о том, что риски аддиктивного поведения у подростков занимающихся танцами ниже чем у подростков не занимающихся никакими видами специально организованной физической активности.

4. Обнаруженная нами положительная корреляция с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена подтверждает гипотезу, что чем выше уровень телесного самочувствия подростка, тем выше его уровень волевой саморегуляции.

Таким образом, анализ показателей по трем методикам позволяют нам говорить об их взаимосвязи. И это доказывает нашу гипотезу о наличии взаимосвязи между уровнем телесного самочувствия, волевой саморегуляцией и степенью рисков аддиктивного поведения подростка, а именно: чем выше уровень телесного самочувствия у подростка, тем выше уровень волевой саморегуляции, а степень риска аддиктивного поведения ниже.

В ходе исследования наши гипотезы подтвердились, и мы можем говорить о телесном самочувствие подростка как о ресурсе профилактики аддиктивных форм поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги проделанной нами магистерской диссертационной работы по изучению телесного самочувствия как ресурса профилактики аддиктивных форм поведения в подростковом возрасте.

В ходе исследования выдвинутые нами гипотезы подтвердились. В теоретическом анализе мы обосновали включение телесного самочувствия в профилактику аддикций у подростков. Теоретический анализ позволил нам сформулировать и описать «телесное самочувствие» подростка. Которое определяется как набор телесных самоощущений, получаемых в ситуациях, проживание которых определёнными способами даёт возможность почувствовать свое тело, определить и развить возможности своего организма, а также телесное самочувствие подростка включает в себя переживания связанные с этими телесными самоощущениями. Обосновали психологическую связь между телесным самочувствием, волевой саморегуляцией и степенью риска аддиктивного поведения подростка; Превращение тела в «управляемую систему» происходит именно за счет развития волевых структур [1].

Уровень волевой саморегуляции подростка, определяемый как уровень овладения и регуляции собственного поведения [8], является ресурсом и следствием возрастного развития подростка. Овладение собственным телом значительно расширяют патерны поведения подростка, что дает ему ощущение свободы. Повышение уровня произвольности и самостоятельности позволяет подростку ощущать себя взрослым, помогает ему справляться с жизненными трудностями. Развитие волевых процессов позволяет ему принимать конструктивные решения. Тем самым способствует решению задач подросткового возраста и снижает риск аддиктивного поведения.

С помощью анализа эмперических данных, полученных нами в ходе проведения опростника на телесное самочувствие САН, теста-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» и методики РАП, определяющая степень риска форми­рования аддиктивного поведения нам удалось доказать наличие взаимосвязи между уровнем телесного самочувствия, волевой саморегуляцией и степенью рисков аддиктивного поведения подростка, а именно: чем выше уровень телесного самочувствия у подростка, тем выше уровень волевой саморегуляции, а степень риска аддиктивного поведения ниже.

И доказательство этой взаимосвязи позволяет нам говорить о телесном самочувствии подростка как о ресурсе для профилактики аддиктывных форм поведения. Т.е. именно телесное самочувствие подростка может выступать ресурсом удержания его от осуществления аддиктивных проб (или по крайне мере от их продолжения). Поскольку хорошее телесное самочувствие подростка, т.е. его телесное самоощущение своего тела как «управляемого, действующего, могущего» дает подростку чувство свободы и это ценность свободы противопоставляется зависимости, что удерживает его от аддиктивных проб или не позволяет втягиваться после пробы. Человек, свободный в конструктивном понимании, по определению не может быть зависимым человеком. Такой человек может принимать зависимость в той степени, в которой ему это необходимо [45]. Отсюда профилактика – это, прежде всего, воспитание ценности свободы, создание условий для развития свободной личности - самостоятельной, инициативной и ответственной [54].

На наш взгляд, ценно исследовать телесное самочувствие как фактор, влияющий на динамику риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Поэтому планируются на следующий год дополнительные исследования лонгитюдного характера.

Научная новизнаисследования состоит в том, что изученоразвитие телесного самочувствия как ресурса профилактики аддиктивных форм поведения в подростковом возрасте. До этого телесного самочувствие подростка не рассматривалось как фактор, влияющий на динамику риска аддиктивного поведения. Тот факт, что развитие телесного самочувствия делает подростков более защищенными от аддиктивных форм поведения открывает новые возможности в организации профилактирующего пространства для подростков.

Практическая значимостьопределяются востребованностью рекомендаций по организации профилактирующего пространства для подростков, решающего задачи возрастного и вне возрастного развития подростка, вызывающего на преодоление, возвращающего подростку самочувствия.

Результаты исследования могут быть использованы для разработки и реализации профилактических, программ психологической поддержки подростков, в консультативной практике, при организации психокоррекционной работы с подростками. Также включение развития телесного самочувствия подростка в образовательное пространство. Поскольку мы в своей работе обосновали значимость телесного самочувствия в возрастном развитии подростка.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Архипов Б.А., Максимова Е.В., Семенова Н.Е., Уровень тонической регуляции, как основа формирования психики ребенка. / Журнал "Психотерапия", 2010 г. №5 (89), стр. 24-33.

2. Архипов Б.А., Максимова Е.В., Орлова А.С. Объединение детей и родителей в процессе телесной коррекционной работы. Доклад на "Третьей Международной научно-практической конференции" «Психология телесности: теоретические и практические исследования» 24 – 28 января

3. Архипов Б.А., Максимова Е.В., Семенова Н.Е. // Журнал "Психотерапия", 2010 . №5 (89), стр. 24-33.

4. Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.

5. Божович Л.С. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

6. Божович Л.С. Проблемы формирования личности: Под редакцией Фельдштейна Д.И.­ — М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЕК”, 1995.

7. Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопр. психол. 1976. № 4. С. 55 – 68.

8. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев,1989.

9. Л.С.Выготский. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 тт., Т.1, М., 1984.

11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 тт., Т.4, М., 1984.

12. Газарова Е.Э. Психология телесности, Институт общегуманитарных исследований, М., 2002.

13. Газарова Е.Э. "Телесность.ru" [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://telesnost.ru/

14. Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения». М., 1996.

15. Драгунова Т.В. Общение в подростковом возрасте. Ш1 Международный психол. конгресс. Проблемы развития социальной психологии. Тезисы, т. 3. -М.: Наука, 1966, с. 40-41.

16. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Советская педагогика, 1972, с. 79-93.

17. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960.

18. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М.: Прогресс, 1961. - 562 с.

19. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: Автореф. докт. дис. М., 1989.

20. Иванников В. А. Произвольные процессы и проблема воли // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 2. С. 18 – 28.

21. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.

22. Козлов В.В., Гершон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально - двигательная терапия. – М., 2005. – 320 с.

23. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

24. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.

25. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе [Текст] / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских - Новосибирск: Наука СО АН СССР, 1990. - 224 с.

26. Кулаков. С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. / С.А. Круглов. - М.: Просвещение, 1998 г. - 112 с.

27. Лактионов А. Н. & Середа, Г. К. (1993). Деятельностная парадигма и вопросы памяти в трудах П. И. Зинченко. Вопросы психологии, 1993, № 4.

28. Левин К. Намерение, воля, потребность. - М.,1970.

29. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л., Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие.- Новосибирск., Издательство Новосибирского Медицинского института, 1998.-218 с.

30. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М.,1972.

31. Леонтьев Д. А. Личность: Человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол. 1989. № 3. С. 11 – 22.

32. Лисина М. И. О некоторых условиях превращения непроизвольных реакций в произвольные // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 1.

33. Максимова Е.В. Доклады. «Коррекционная работа с детьми на основе теории построения движений Н.А.Бернштейна» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://maximova.org/

34. Малкина- Пых И.Г.Справочник практического психолога. - М., 2004. 784с.

35. Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей: сборник статей / А. Б. Архипов , Е. В. Максимова, Н. Е. Семенова. – М.: Диалог-МИФИ, 2011.- 64 с.

36. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: Организационно-метод. пособие/ Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихина; Краснояр. гос. ун-т - Красноярск, 2003-430с.

37. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1993.

38. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., Ad Marginem, 1995, с. 9-98.

39. Поливанова К.Н. Возраст: Норма развития и метод // Журнал практического психолога, 1992, №2.

40. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии, 1996, №1.

41. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. Автореферат диссертации. М.,1999.

42. Профилактика несвободы. Профилактика несвободы. Организационно-методическое пособие/Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихина/Под. общ. ред. Л.И. Семиной. - М.:Изд-во "Бонфи", 2003.-358с.

43. Психическое развитие младших школьников. // под. ред. Давыдова В.В.- М.: Педагогика, 1990.

44. Рычкова М.В. Диагностика группы риска наркозависимости // сборник краевой конф. студентов и молодых ученых. – Красноярск, 2000.

45. Рычкова М.В. Динамика риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте: канд. дис. Красноярск, 2006.

46. Рычкова М.В., Кухаренко И.А. Возможность диагностики пробы наркотиков в подростковом возрасте на материале фокус-групп // сборник краевой конф. студентов и молодых ученых. – Красноярск, 2004.

47. Рычкова М.В., Шпакова В.А. Верификация шкал опросника «Группы риска наркозависмости» методом фокус - групп // сборник краевой конф. студентов и молодых ученых. – Красноярск, 2002.

48. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии 1991., №2.

49. Трунов Д.Г. Образ тела и чувство тела — главная оппозиция телесного бытия [Электронный ресурс]- Режим доступа: trunoff.hotmail.ru

50. Тхостов А.Ш. Психология телесности. — М.: Смысл, 2002. — 287 с.

51. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.,1995.

52. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 16-35. – СПб.: Алетейя, 2000.

53. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления»)// Вопросы психологии.№1. 1993.

54. Хасан Б.И., Кухаренко И.А., Рычкова М.В., «Риск аддиктивного поведения» в подростковом возрасте ( на примере наркозависимости): метод. пособие- Красноярск, 2008.

55. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники – «ничья земля» в возрастной психологии. // Вопр. психол. 1998. №3. С. 17-31.

56. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. — М.: Интерпракс, 1995.

57. Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: канд. дис. Новосибирск 2002.

58. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) // М.: Тривола, 1994.

59. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии, 1992, №3-4.

60. Эльконин Б.Д. Содержание обучения в подростковом возрасте // Педагогика развития: Содержание образования как проблема. Материалы 6-й научно-практической конференции. Ч. 1, 1999.

61. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

62. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1994.№4.

63. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

64. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Типовая карта методики САН

 

Фамилия, инициалы_______________________________ Пол____ Возраст_____ Дата_________________________ Время____________

Самочувствие хорошее Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
Пассивный Активный
Малоподвижный Подвижный
Веселый Грустный
Хорошее настроение Плохое настроение
Работоспособный Разбитый
Полный сил Обессиленный
Медлительный Быстрый
Бездеятельный Деятельный
Счастливый Несчастный
Жизнерадостный Мрачный
Напряженный Расслабленный
Здоровый Больной
Безучастный Увлеченный
Равнодушный Взволнованный
Восторженный Унылый
Радостный Печальный
Отдохнувший Усталый
Свежий Изнуренный
Сонливый Возбужденный
Желание отдохнуть Желание работать
Спокойный Озабоченный
Оптимистичный Пессимистичный
Выносливый Утомленный
Бодрый Вялый
Соображать трудно Соображать легко
Рассеянный Внимательный
Полный надежд Разочарованный
Довольный Недовольный

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тест на исследование волевой саморегуляции

Инструкция испытуемому: «Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно, или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (-).

Тест

1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.

2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.

3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.

4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.

6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.

8. Я всегда «гну» свою линию.

9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурство) и весь следующий день быть в «хорошей форме».

10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.

11. Я считаю себя терпеливым человеком.

12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.

15. При необходимости и я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.

16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо, во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.

17. Считаю себя решительным человеком.

18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.

19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

20. Испортить мне настроение не так-то просто.

21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.

22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

23. Переспорить меня трудно.

24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.

25. Меня легко отвлечь от дел.

26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.

29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.

30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Бланк опросника РАП




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2047)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.05 сек.)