Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Банковская система в рыночной экономике .Роль ЦБ и его функции в национальной экономике




Под банковской системой понимают иерархичную совокупность банков и учреждений банковского типа страны. В большинстве стран банковская система 2-уровневая. 1 уровень - Центральный банк страны. 2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:

- собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

- инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;

- ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества; - сберегательные кассы и кредитные общества;

- страховые и пенсионные фонды.

Функции ЦБ:

1.Осуществляет эмиссию.

2.Ведет финансовые операции правительства.

3.Хранит обязательные резервы коммерческих банков.

4.Предоставляет кредиты коммерческим банкам.

5.Осуществляет руководство кредитной системой страны.

Как руководитель кредитной системы ЦБ в частности:



1.Разрабатывает требования к коммерческим банкам и контролирует их исполнение.

2.Регулирует кредитование, изменяя ставку рефинансирования (чем выше ставка рефинансирования, тем выше будет %-я ставка, которую установит коммерческий банк для своих клиентов).

3.Устанавливает норму обязательного резервного покрытия.

4.Устанавливает нормативное соотношение собственного и заемного капитала.

5.Устанавливает норматив максимального размера кредита, предоставляемого одному заемщику.

В большинстве стран банковская система включает 2 уровня:

- двухзвенная (ЦБ и коммерческие банки)

- трехзвенная.

Банковские операции делятся на:

Пассивные - с помощью которых образуются банковские ресурсы.

Активные – связанные с размещением банковских ресурсов

Пассивные операции – это операции по мобилизации денежных средств. Результатом проведения пассивных операций банка является формирование банковских ресурсов, которые отражаются в пассиве баланса банка. Ср-ва полученные в рез-те пассивных операций, являются основой дальнейшей банковской деятельности. Источником банк. рес-ов могут быть собственные, заемные и привлеченные средства. Основными источниками формирования банковских ресурсов являются вклады клиентов.

Активные операции – операции по размещению средств банка: ссудные, расчетные, кассовые, инвестиционные операции, фондовые операции с ценными бумагами, гарантийные операции. Банковские активы состоят из капитальных и текущих статей. Капитальные статьи активов – здания, сооружения, оборудование, принадлежащее банку. Текущие – денежная наличность банков, учтенные векселя и другие краткосрочные обязательства, выданные ссуды и инвестиции в ценные бумаги.

Государственный бюджет. Государственный долг и проблемы его обслуживания

Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой приблизительно следующая, %:

Расходы

Затраты на социальные услуги, здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели (40 – 50%)

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ (10–20%)

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранному государству (10–20%)

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и пр. (5–10%)

Платежи по государственному долгу (7–8%)

Доходы

Налоги (в том числе акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор) (75–85%)

Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, торговли (5–8%)

Взносы в государственный фонды: социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы (10–12%)

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами (внутренними и внешними).

Природа дефицита госбюджета:

1 дефицит м.б. связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики

2 в результате чрезвычайных ситуаций (войны, стихийные бедствия)

3 может отражать кризисные явления в экономике, ее несбалансированность, неэффективность финансово-кредитной системы.

Источники покрытия бюджетного дефицита – государственные займы и эмиссия ценных бумаг.

Государственный бюджет и бюджетная система страны выполняет следующие функции:

· Фискальная функция, т.е. бюджет, обеспечивает создание финансовой базы государства.

· Регулирующая функция, т.е. за счёт доходной и расходной части бюджета и их изменения регулируется национальная экономика.

· Социальная функция –бюджет используется для перераспределения производственного национального дохода.

Осуществляя эти функции, государство:

1. Осуществляет ассигнование (средства государственного бюджета, которые направляются на содержание государственных учреждений).

2. Выделение субсидий (денежных пособий, которые выделяются государственным учреждениям).

3. Государство может выделять субвенции (денежные средства из бюджета местным органам для реализации программ развития).

Госдолг-это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных

Госдолг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), средн­есрочный (от 1 до 5) и долгосрочный (свыше 5).

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, т.к. для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги.

Внутренний долг государства - долг своему населению - приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров или услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.

Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства по погашению займов, изменению условий выпуска уже действующих займов, выпуск новых займов.

В процессе управления гос долгом ставится 2 задачи:

-минимизация гос.долга;

-недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства.

Погашение и выплата доходов осуществляется за счет бюджетных средств, при недостатке средств используются следующие меры управления госдолгом:

1) Рефинансирование - погашение старой задолженности путем выпуска новых займов;

2) Конверсия - изменение доходности займов;

3) Консолидация- увеличение срока действия займов;

4) Унификация- объединение нескольких займов в один;

5) Отсрочка погашения займов;

6) Аннулирование госдолга;

7) Обращение страны-должника к международным банкам.

 

29)Налог: понятие, основные элементы, классификация.

Налог – это обязательный платёж, который взимается в доход государства на основе налогового законодательства. Налоги являются основным источником доходной части государственного бюджета. Налоговая система страны, имея в своей основе совокупность налога и налогового законодательства, включают в себя следующие элементы:

· Субъект налога (лицо, которое по закону уплачивает налоги);

· Носитель налога (лицо, которое фактически уплачивает налог);

· Объект налога (доход или имущество, с которого уплачиваются налоги);

· Ставка налога (величина налоговых поступлений на единицу объекта).

Налоги выполняют три важнейшие функции:

фискальную, социальную и регулирующую.

Фискальная функция -основная функция, характерная для всех государств. С помощью ее образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства.

Социальная функция налогов проявляется в установлении налога на прибыль фирм и на личные доходы по прогрессивной шкале, т.е. налоги отвечают принципу социальной справедливости.

Регулирующая функция налогов заключается: в установлении и изменении системы налогообложения; в определении налоговых ставок, их дифференциации; в предоставлении налоговых льгот - освобождение от налогов части прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики.

Различают несколько видов налоговых ставок:

· Твёрдые налоговые ставки, выраженные в определённой сумме, которая не меняется в зависимости от объекта.

· Пропорциональная ставка (ставка налога в процент, которая не зависит от дохода).

· Прогрессивные налоговые ставки (они растут с ростом дохода).

· Регрессивные налоговые ставки (уменьшаются с ростом дохода).

При построении налоговой системы следующих принципов:

1. Принцип всеобщности (налог платят все).

2. Принцип обязательности (никто не уклоняется от уплаты налога).

3 Налоги должны быть равнонапряжены (с одинаковых доходов платятся одинаковые налоги).

4 Принцип справедливости (чем больше доход, тем больше налог).

5 Принцип стабильности (ставки налога относительно стабильны).

Различают следующие виды налогов:

1.) По способу взимания налоги делятся на:

· Прямые – налоги, которые взимаются с дохода или имущества прямо и непосредственно…(налог на имущество, налог на землю).

· Косвенные – налоги, которые уплачиваются не прямо, а через механизм преобразования. При этом, реализуется принцип добровольности (НДС, налог с оборота, таможенные пошлины, налог на наследство и др.).

2.) По использованию все налоги делятся на:

· Общие налоги – уплачивают все хозяйствующие субъекты (подоходный налог).

· Специальные налоги – уплачивают определённые хозяйствующие субъекты (налог на дороги).

3.) По уровню бюджета, в который уплачивается налог:

· Федеральные

· Региональные

· Местные.

Налоговая система должна функционировать таким образом, чтобы максимально обеспечить поступление денежных средств в бюджет страны. Это во многом определяется уровнем налоговых ставок.

Акер Эк Лаффер вывел зависимость между динамикой налоговых ставок процента и поступлением средств бюджета. Изобразил эту зависимость графически.

Кривая Лаффера – кривая, отражающая взаимосвязь между величиной ставки налогов и поступлением за их счет средств в государственный бюджет. Основная идея заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращается объем производства и дохода. Сокращение налоговых вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличится производство и доходы, подлежащие налогообложению. Рост производства и доходов увеличит налоговые поступления в государственный бюджет.

 

 

 




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (562)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)