Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 1. Основные этапы истории этики. Этика как философская наука о морали




ПАСПОРТ

 

Наименование пункта Значение
1. Кафедра Гуманитарные дисциплины
2. Автор – разработчик Шакиров И.К. , к.п.н , доцент
3. Наименование дисциплины Этика
4. Общая трудоемкость по учебному плану
5. Вид контроля (нужное подчеркнуть) Предварительный (входной), текущий, промежуточный
6. Для специальности(ей)/ направления(й) подготовки для направлений 080200.62 «Менеджмент», 080100.62 «Экономика»
7. Количество тестовых заданий всего по дисциплине, из них
8. Количество заданий при тестировании студента
9. Из них правильных ответов (в %):  
10. для оценки «отлично»  
11. для оценки «хорошо»  
12. для оценки «удовлетворительно»  
  или для получения оценки «зачет» не менее 55% и больше
13. Время тестирования (в минутах)

 

 

Паспорт составил _________________ И. К. Шакиров

 

14 октября 2011 г.

 


Тема 1. Основные этапы истории этики. Этика как философская наука о морали

 

I

S: В чем конкретно отражалась иерархичность древневосточного общества

+: в отношениях господства и подчинения



-:в отношениях равенства и братства

 

 

I

S: В чем конкретно выражалось влияние на мораль мифологического мировоззрения?

-:древние люди думали, что раздоры между родичами приводят к совершенствованию общества

+:существовали магические обряды: словесные заговоры, воздействие на людей посредством символов.

 

 

I

S: Какие ценности фигурировали в древнем обществе?

-:труд как профессиональное мастерство

-:богатство

+:сила

+:здоровье

+:многодетность

 

I

S: Приветствовалось ли проявление индивидуальности в древневосточном обществе?

-:да

+:нет

 

I

S: Каков путь спасения человека в философской школе веданта?

+:истинное спасение человека в познании брахмана – в форме отождествления с ним

-:истинное спасение человека в вере в Бога

 

I

S: Кто был учителем и наставником простых и знатных людей в древнеиндийском обществе согласно учению веданты?

-:любой человек, достигший совершенства

+:Брахман

 

I

S: Кого в первую очередь освободил от страданий Будда?

-:других людей

+:себя

 

I

S: Кто такой исправленный (просветленный) человек согласно буддийскому учению?

 

+:тот, кто достиг чистого состояния сознания

-:тот, кто овладел медитацией

 

 

I

S: Какая перемена в человеке является наиважнейшей согласно буддийскому учению?

-:перемена веры

-:перемена физического состояния

+:перемена сознания

 

I

S: Входило ли воздержание от нанесения вреда всякой жизни в состав пяти джанайнистских обетов?

+:да

-:нет

 

I

S: В какой из философских школ Древней Индии освобождение от страданий достигалось с помощью достижения удовольствия, счастья?

-:в джанайнизме

+:Локаяте

 

I

S: Какой тип направленности имела древнеиндийская этика?

+:интровертный

-:экстравертный

 

I

S: На каких положениях строилась нормативная система древнекитайского общества?

+:существование рода правителей (отцо и рода подчиненных (сыновей)

-:существование десяти четких рангов

+:суровое осуждение любого отклонения от принятой системы традиций

-:суровое осуждение пассивного следования традициям

 

I

S: На каких принципах строилась мораль философского правления моизм?

-:на принципах практической пользы

+:принципах теоретической целесообразности

 

I

S: Кем, по мнению моистов, управляется общество универсальной любви?

-:любыми чиновниками

+:старейшими, мудрейшими, способнейшими

 

I

S: Какие качества олицетворял собой хороший человек Античности?

-:красоту тела

+:красоту тела и нравственное совершенство

 

I

S: Какие моральные качества зависели от специфики регионального расположения Греции?

+:патриотизм

-:религиозность

-:эгоцентризм

 

I

S: Какие моральные черты олицетворял собой герой поэмы «Илиада» Ахилл?

+:борьбу смертного человека с роком (судьбой)

-:борьбу человека со злом

 

I

S: Что было основой высокоморального поведения у пифагорейцев?

+:числовая гармония космоса

-:свобода

-:равенство

 

I

S: Какова была главная формула этики Античности?

-:многознание уму не научает

+::в здоровом теле – здоровый дух

 

I

S: Где возможно существование добра, справедливости, честности, по мнению Платона?

-:в реальной действительности

+:в мире идей

 

I

S: Каков путь достижения счастья, по Эпикуру?

+:получение удовольствий

-:борьба

 

I

S: Какие моральные законы, по мнению стоиков, правят миром?

+:определяемые судьбой, фатальной необходимостью

-:определяемые самим человеком, его умением управлять судьбой

 

I

S: Склонны ли скептики к выработке конкретных рекомендаций «как надо жить»?

-:да

+:нет

 

I

S: Что, по мнению скептиков, является гарантией спокойной, счастливой жизни?

-:знания

-:оптимистический настрой духа

+:скептицизм

 

I

S: Можно ли утверждать, что христианская мораль и этика были доминирующими в эпоху средневековья?

+:да

-:нет

 

 

I

S: Перечислите некоторые признаки средневековой культуры (экономики, политики)?

+:низкий уровень развития производительных сил

+:господство натурального хозяйства

+:вторжение варваров

-:духовное единство

-:бесконечные мирные договоры между государствами

 

I

S: Когда возникла христианская мораль?

-:в недрах первобытного общества

-:в недрах античного общества

+:в недрах средневекового общества

 

I

S: Существовало ли противоречие между христианской моралью и моралью варваров?

-: да

+:нет

 

I

S: Относилось ли к семи смертным грехам чревоугодие?

+:да

-:нет

 

I

S: Относился ли к семи смертным грехам гнев?

+:да

-:нет

 

I

S: Какие принципы доминировали в отношениях между людьми в эпоху средневековья?

+:принцип господства и подчинения

-:принцип равноправия

 

I

S: Мог ли человек средневековья в своем поведении исходить из своей собственной моральной позиции?

-:да

+:нет

 

I

S: Что такое патернализм?

-:материнская забота

+:отеческое покровительство

 

I

S: Был ли патернализм нравственной ценностью средневекового общества?

+:да

-:нет

 

I

S: Какая христианская идея примиряла возникающие социальные антагонизмы в средневековом (и не только) обществе?

+:идея равной и одинаковой греховности всех людей перед богом

-:идея справедливости

 

I

S: Каковы важнейшие христианские ценности?

+:прощение

+:сострадание к ближнему

+:кротость

-:успех

 

I

S: Когда возникли первые христианские этические концепции?

+:в 1–5 вв.

-:в 5–10 вв.

 

I

S: К чему, по мнению А. Августина, привела попытка людей создать земной рай?

+:уводила людей от бога

-:приближала людей к Богу

 

I

S: На каких моральных принципах основывалось отношение мусульманина к Аллаху?

+:на абсолютной преданности слуги своему господину

-:имело место право выбора

 

 

I

S: Когда возникли этические учения на Руси?

+:в эпоху Киевской Руси

-:в эпоху Московского царства

 

I

S: В какой форме возникли первые этические учения на Руси?

+:в виде церковных проповедей

-:в виде книжной философской мудрости

 

I

S: Какие человеческие начала всякого добра выделяет Вл. Мономах в своем обращении к детям?

+: «страх имейте божий в сердце своем»

+: «милостыню давайте нескудную»

-: «бережливыми будьте»

 

I

S: Какие нравственные принципы с яркой силой прозвучали в «Слове о полку Игореве»?

+:идея патриотизма

+:единение русских земель

-:идея равенства русского и иноземного народа

 

I

S: Фиксировалась ли в летописях активность и самостоятельность женщин?

-:да

+:нет

 

I

S: Можно ли утверждать, что в позднее средневековье возрастает интерес к внутреннему нравственному миру человека?

+:да

-:нет

 

I

S: Что такое гуманизм?

+:образ мышления, система воззрений, признающие человека высшей ценностью

-:образ мышления, признающий выдающихся людей высшей ценностью.

 

I

S: Какие качества выдвигали на первое место гуманисты?

+:личные заслуги

+:активность (деятельность)

-:эмоциональность

+:творчество

 

I

S: На каких составляющих деятельности делали акцент гуманисты?

+:на моральном усовершенствовании

-:на социальной деятельность

+:на общественно-политической, государственной деятельности

+:на художественном и научном творчестве

 

I

S: Какова в целом была нравственная атмосфера эпохи Возрождения?

-:однородной

+:противоречивой

 

 

I

S: Где прежде всего нашел выражение духовный кризис эпохи позднего Возрождения?

+:в религии

-:в науке

-:в искусстве

 

I

S: Выберите деятеля, не относящегося к эпохе Возрождения

-:Леонардо да Винчи

-:Макиавелли

-:Дж. Бруно

-:Л. Валла

+:А. Шопенгауэр

 

I

S: Что, по мнению Макиавелли может обуздать низменные качества человека?

-:знания

+:сильная власть

 

I

S: Что (кто), по мнению Макиавелли, является высшим благом?

+:сила и целостность государства

-:свободный человек

 

I

S: Какие средства хороши, по мнению Макиавелли, для достижения государственного процветания?

-:только высокоморальные

+:любые средства

 

I

S: Какова, по мнению Мишеля Монтеня, задача человека?

-:жить в соответствии с естественными законами природы

+:жить в соответствии с разумом

 

I

S: Что, по мнению Т. Мора, является причиной всех бед в мире?

+:частная собственность

-:коллективная собственность

 

 

I

S: Кто определял всю повседневную жизнь общества в теории Т. Кампанеллы?

-:все люди

+:учено-жреческая каста

 

I

S: Каково содержание «Домостроя», составленного протопопом Сильвестром?

+:были обобщены традиции, нравы, привычки русского народа

-:подчеркивалась руководящая роль царя в государстве

+:подчеркивалась важная роль трудолюбия членов семьи

 

I

S: В чем отличие гуманизма Нового времени от «идиллического гуманизма» эпохи Возрождения?

 

-:в Новое время человек стал рассматриваться как природное явление

+:человеческие отношения стали рассматриваться через призму конкурентной борьбы, -:взаимной полезности.

 

 

I

S: Какие можно выделить составляющие, характеризующие противоречивое положение человека Нового времени?

+:человек Нового времени независим, самостоятелен, самоуверен

-:человек Нового времени чувствовал себя песчинкой в сложном, изменяющемся мире

-:человек Нового времени инфантилен, неактивен

 

I

S: Чем определялась нравственная жизнь Руси в 17 веке?

+:духовным расколом, произошедшим в лоне русского православия

-:духовным единством

 

I

S: Какие две линии возникают в духовно-нравственной жизни русского общества в 17 веке?

+:ортодоксальное православие

+:новаторское православие

-:нейтральное православие

 

I

S: Какой этический принцип не получает развитие в эпоху Просвещения?

+:принцип человеколюбия

+:принцип разумного эгоизма

-:принцип перфекционизма

 

I

S: Можно ли утверждать, что такие ценности, как равенство и сотрудничество, принципы коллективизма, уважение к человеку, не получают развития в эпоху Просвещения?

-:да

+:нет

 

I

S: Что является, по мнению Руссо, высшей формой проявления несправедливости?

+:частная собственность

-:деспотизм

-:монархизм

 

I

S: Укажите деятеля, не относящегося к эпохе 18–19 веков.

-:Ж.-Ж. Руссо

+:З. Фрейд

-:И. Кант

-:Л.Н. Толстой

+:Н. Бердяев

 

I

S: Какой смысл вкладывали французские философы 18 в. в термин «разумный эгоизм»?

+:уважение чужих интересов

-:избежание излишеств

-:материальный достаток

 

I

S: Какова, по И. Канту, задача этики?

+:научить человека, каким надо быть, то есть указать ему место в мире

-:сделать человека набожным

 

 

I

S: Что является основанием морального закона И. Канта?

-:знания

-:вера

+:добрая (чистая) воля

 

I

S: Моральность, по И. Канту…

-:присуща человеку изначально

+:приобретается в процессе жизни

 

I

S: Какие две тенденции имеют место в этике Европы 19 века?

+:утилитаризм

+:философия жизни, экзистенциализм

-:прагматизм

 

I

S: Какими моральными качествами обладает сверхчеловек Ницше?

+:цельной и сильной волей

-:ответственностью

-:замкнутостью

-:рассудочностью

 

I

S: Можно ли утверждать, что мораль Ницше противоречива и имеет как положительные, так и отрицательные черты?

+:да

-:нет

 

I

S: В чем, по мнению Ф.М. Достоевского, заключается суть морального кризиса европейской культуры?

 

+:в распространенности безбожного гуманизма

-:в распространенности христианского гуманизма

 

I

S: Какие моральные проблемы были предметом рассмотрения в творчестве Л.Н. Толстого?

+:сущность и смысл жизни

+:единство божественного и человеческого

-:идеальный сверхчеловек

-:философское познание

 

I

S: Что, по мнению Толстого, спасет человека?

-:наука

-:философские идеи

+:вековая народная мудрость

 

I

S: Какую нравственную заповедь Толстой ставил на первое место?

-:не ври

+:непротивление злу насилием

-:не завидуй

 

I

S: Что можно и нужно противопоставить, по Толстому, увеличивающемуся злу в мире?

-:развитие науки

+:личное нравственное совершенствование

-:развитие природы

 

I

S: Какова, по мнению Вл. Соловьева, цель вселенской морали?

+:просветление и одухотворение мира

-:распространение знания

 

I

S: Какое новое направление в этике 20 века продолжило развитие рационалистической традиции?

+:новый утилитаризм

-:теория нравственного воспитания

 

I

S: Какие направления в этике 20 века развивали иррационастическую линию?

+:метаэтика

+:фрейдизм

+:русская религиозная философия

-:теория нравственного воспитания

 

I

S: Как называлось направление в этике, использующее данные современных наук о живом в вопросе понимания нравственной сущности человека?

-:метаэтика

+:эволюционная этика

-:новый утилитаризм

 

I

S: Выберите деятелей, не относящихся к 20 веку

-:П. Херст

+:Ф. Ницше

+:Спиноза

-:П.А. Флоренский

+:Ф.М. Достоевский

+:Л.Н. Толстой

 

I

S: В чем, по мнению Бердяева, сущность двойственности человека?

+:произошел, с одной стороны, от бога, а с другой – от низших форм органической природы

-:произошел, с одной стороны, от обезьяны, а с другой – от низших форм органической природы

 

I

S: На каком уровне, по мнению Бердяева, Россия опережает все остальное человечество?

+:на материальном

-:на духовном

 

I

S: Что, по мнению Бердяева, спасет русское общество?

-:развитие науки и искусства

+:реформированное православие

 

I

S: При каком условии возможна, по Э. Фромму, выработка гуманистической этики?

+:при условии познания самих себя

-:при условии познания мира

 

I

S: Труд «Никомахова этика» написал:

-:Демокрит

-:Платон

+:Аристотель

-:Пифагор

 

I

S: Кем был введен термин «Эстетика»?

-:Сократом

+:Баумгартеном

-:Платоном

-:Буало

 

I

S: Первую систему изложения взаимосвязи конкретных видов искусства дал в лекции «Система отдельных искусств»:

-:Платон

-:Аристотель

-:Кант

+:Гегель

 

I

S: В марксизме нравственное зло считалось порождением____

-:воли к власти

-:воли к жизни

+:частной собственности

-:инстинктом смерти

 

I

S: Согласно Канту, долг есть__

+:моральное обязательство

-:ответственность за порученное дело

-:исполнение чужой воли

-:то что взято, или отдано взаимообразно

 

I

S: Ответ на вопрос как соотносятся счастье и добродетели, первым из философов в работе «Никомахова этика» дал

+:Аристотель

-:Платон

-:Эпикур

-:Августин

 

 

I

S: Этнический принцип благоговения перед ______, был разработан протестантским теологом и врачом А. Швейцерем.

-:смертью

+:жизнью

-:матерью

-:Богом

 

I

S: Этическое учение Иисуса Христа содержится в ____ проповеди

-:Пустынной

+:Нагорной

-:Морской

-:Вечерней

 

I

S: Диалог Моисея изложен в

-:Новом Завете

-:Коране

+:Ветхом Завете

-:Дхаммападе

 

I

S: Учение о «четырех благородных истинах» и внутренних законах «Панча-Шила» излагается в ____

-:христианстве

+:буддизме

-:исламе

-:индуизме

 

I

S: Латинский термин «мораль» (moalis) ввел римский философ ____ переведя так греческое слово «этнический»

+:Цицерон

-:Аристотель

-:Сократ

-:Сенека

 

I

S: Аристотель выделяет ___ этических добродетелей

+:десять

-:восемь

-:шесть

-:пять

 

I

S: Кант утверждает, что «___ есть ограничение свободы каждого условием согласия ее с такой же свободой каждого другого, насколько это возможно по всеобщему закону»:

+:мораль

-:законодательство

-:право

-:справедливость

 

 

I

S: Кто из мыслителей впервые теоретически осмыслил безобразное в искусстве?

-:Платон

+:Аристотель

-:Сократ

-:Пифагор

 

I

S: Моральный закон, утверждает Кант, может быть создан только свободным, чистым _____ т.е. он не должен подчинятся ни природной необходимости, ни прихотям человека

-:сердцем

-:человеком

+:разумом

-:обществом

 

I

S: Великий буддийский мыслитель Нагарджуна, наставляя царя говорит: «Не гневайся, раздумывая над вредом, причиненным тебе другим. Ибо это следствие твоих же прежних поступков». В этом высказывании раскрывается суть:

-:дхармы

+:кармы

-:мокши

-:сансары

 

I

S: В заключении к «Критике практического разума» Кант пишет: «Две вещи наполняют душу всегда новым и тем более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,- это звездное небо надо мной и_____во мне»

-:свобода

+:моральный закон

-:право

-:совесть

 

I

S: В гражданском обществе считает, отечественный Философ А.А. Гусейнов, произошло «возведение _____ в мораль государства»

-:демократии

+:справедливости

-:гуманизма

-:права

 

I

S: Апостолу Павлу принадлежат слова «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но___их них больше»

+:любовь

-:вера

-:надежда

-:Бог




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (644)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.128 сек.)