Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание и самовоспитание нравственной культуры



2015-11-20 1102 Обсуждений (0)
Воспитание и самовоспитание нравственной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Стержнем морального воспитания является формирование морального сознания. Моральное сознание, как известно, формируется как на чувственном, так и рациональном уровнях. Хотя они и взаимосвязаны между собой, но являются каче­ственно различными по способам своего формирования и функционирования. Если на уровне чувственного вос­приятия первостепенное значение имеют образно-эмо­циональные факторы воздействия: практическая деятель­ность окружающих, сила примера, проведение различ­ных мероприятий на основе использования традиций, обычаев, ритуалов и т. д., то на теоретическом уровне определяющее значение принадлежит изучению содер­жания этических нормативов, рациональному осмыс­лению содержания концепций морали. В соответствии с этим используются различные формы и методы нрав­ственного воспитания для достижения желаемого ре­зультата.

Нравственное воспитание и формирование нравственной культуры общения по своему содержанию есть не­прерывный, постоянный процесс превращения существу­ющих моральных знаний во внутренний мир человека, усвоение им норм, правил, установок, привычек, обыча­ев и т. д., выработанных предыдущими поколениями и существующими для него как объективная данность, которую он должен воспринять и усвоить.

Усвоение моральных норм начинается с самого раннего возраста. Именно детский возраст может стать основой и почвой для развития морали. Основанием для этого является тот факт, что мораль формируется и функционирует прежде всего как переживание, т.е. имеет духовно-чувственный характер. Через эмоционально-чувственную сферу мораль проникает в психику человека, и только лишь со временем обретает рациональное обоснование, укрепляется с помощью осознанного отношения.

Усвоение социального опыта в детском возрасте происходит на чувственно-эмоциональном уровне, достигая большой интенсивности переживания жизненных впечатлений. Поэтому чувственная сторона морали лучше всего формируется в детском возрасте. Упущение детского возраста в моральном развитии – реальная почва для развития аморальности.

Моральные требования как объективная данность дол­жны быть обращены индивидом не только к другим людям, но и к самому себе. В системе воспитания важ­ная роль принадлежит самовоспитанию, способности личности формировать в себе принципы и требования нравственной культуры общения. Это относится к тому периоду жизни человека, когда превалируют рациональные формы познания. Но важность процесса морального самовоспитания объясняется тем, что на каждое «выросшее» поколение ложится обязанность морального воспитания последующих поколений. Поэтому любой пробел в этом непрерывном процессе, любое упущение чревато постепенной моральной деградацией всего общества. Особенную важность моральное самовоспитание и самоконтроль приобретают в тех случаях, когда воспитание подрастающего поколения является профессией.

Раздел 2. ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ВОСПИТАТЕЛЕМ

Основные тезисы:

Взрослые, особенно, значимые взрослые (воспитатели, родители) являются для ребенка авторитетом и образцом для подражания. Поэтому огромно значение целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка в этом возрасте.

Необходимо выстраивать положительные взаимоотношения с детьми, поскольку воспитательное воздействие возможно только в условиях доверительности.

Общение с детьми должно быть эмоциональным. Исследования и эксперименты показывают, что эмоциональная нейтральность, а тем более негативность, резко снижают эффективность общения, любых форм взаимодействия. Тем самым эмоциональное общение становится необходимой предпосылкой, условием нравственного воспитания в младшем возрасте.

Воспитателю необходимо развивать способность через эмоцию, интонацию, жест передать требуемое. В арсенале педагога должно быть умение одну фразу произнести по-разному с 15-20 оттенками интонации.

Необходимо избегать нотаций, заменять их жестом, взглядом, выразительным молчанием.

Выражению порицания должен придаваться оттенок удивления. Это - признание достоинства ребенка, презумпция положительности, которая сама по себе оказывает воспитательное воздействие.

Для реализации эмоционального общения как условия нравственного воспитиания необходимо учить детей выделять выразительные компоненты чувств, т.е. определять состояние, настроение, эмоцию по мимике, тону, интонации.

Стимулировать появление и проявление нравственных чувств в ребенке – внимательности, жалости, стремления помочь, доброты, отзывчивости.

В нравственном воспитании важен образ ценностной положительности. Для этого необходимо замечать добрые дела детей, проявление ими доброты, чуткости – реагировать на это похвалой, одобрением.

Для эффективности воспитания необходимо повышение эмоциональной культуры общения педагога с ребенком. Этому способствует чтение художественной литературы, организация театрализованных игр.

 

Взрослые для ребенка — образец для подражания, пример того, что и как надо делать. Испытывая потреб­ность в общении со взрослым, как авторитетным носителем общественного и нравственного опыта, малыш дорожит его оценкой своих мыслей, поступков и личностных ка­честв, стремится достигнуть взаимопонимания и сопережи­вания, научиться действовать, как он.

Контакты со взрослым решающим образом определяют направление и развитие гуманных чувств ребенка. Боль­шое значение при этом имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений. Если окру­жающие ласково относятся к малышу, признают его права, внимательны к нему, он испытывает эмоциональ­ное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности маленького человека, выработке у него положительных качеств, доб­рожелательного отношения к другим людям.

От того, как выглядит педагог в глазах своих подопеч­ных, в значительной мере зависит результативность его деятельности. Ведь дети учатся быть доброжелательными, внимательными, чуткими на примере своих воспитателей. В воспитательной практике многое зависит от того, на­сколько последователен и честен педагог, насколько его позиция, каждое движение нравственно, утверждает правду и справедливость, насколько остро он способен со всех сторон оценивать свои действия, исправлять свои ошибки, прислушиваясь к доводам ума и к велению сердца. Следовательно, процесс воспитания требует от педагога высокой нравственности, этической зрелости, большого такта.

Цель стратегии воспитателя — указанием, замечанием, советом, одобрением поддержать ребенка, пробудить его лучшие качества, веру в свои силы.

Очень важно, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что воспитатель считает его хорошим, умным, добрым. В свое время А. С. Макаренко советовал педагогам на­ходить и укреплять в детях положительные черты харак­тера, подмечать их хорошие поступки, поощрять здоровые склонности, добрые порывы души и ни в коем случае не сосредоточивать внимание лишь на отрицательных про­явлениях.

Теплое слово воспитателя, шутка, умение выслушать и посоветовать, успокоить, одобрить — все это помогает не только наладить деятельность детей, но и создать добро­желательную атмосферу в группе. Выбирая способы воз­действия на детей, воспитатель учитывает возраст, индиви­дуальные особенности, конкретную ситуацию. В одном случае он обращается к малышу тоном мягким, но не допускающим возражений, в другом — ограничивается замечанием, в третьем — напоминает, как себя вести. Известная гибкость, умение находить нужные средства и способы воздействия на детей, перестраиваться в зависимости от обстоятельств — показатель педагогического мастерства воспитателя.

Воспитатель для ребенка – носитель общественных требований, правил, различных оценок (поощрения, порицания, запрета).

Каковы же средства управления деятельностью ребен­ка, его поведением, чувствами? Мастерство педагогиче­ского руководства проявляется прежде всего в умении со­четать многообразие средств, методов и приемов воздей­ствия на детей. Здесь большое значение имеют:

- характер требований воспитателя к детям (справедливый, обосно­ванный, последовательный, направляющий);

- особенности замечаний (необидные, доброжелательные, не унижающие человеческого достоинства);

- оптимальное соотношение по­ложительных и критических оценок.

В. А. Сухомлинский говорил, что опытный воспитатель никогда не допускает уничтожающей оценки. В умном порицании всегда ест оттенок удивления: «Я никогда не ожидал от тебя такого поступка, я считал и продолжаю считать тебя лучше, чем ты сам заявляешь о себе своим поступком». Эти слова не произносятся, но обязательно «читаются между строк» — в этом как раз и заключается искусство порица­ния... Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты...».

Выделяют несколько категорий эмоционального обращения воспитателя к детям.При положительном эмоциональном обращении поведение педагога по отношению к ребенку дружелюбное, сердечное, нежное, радостное; он поддерживает ребенка, приветствует, утешает, охраняет его. Принейтральном обращении доминирует деловитость, а эмоциональная окраска обращений не выражена, ее трудно оценить.Отрицательное эмоциональное обраще­ние — недружелюбное, неприветливое отношение к ребен­ку. Воспитатель сердится, наказывает ребенка, угрожает ему. Тон при этом раздраженный, взрывной, повелительный и т. д.

В исследованиях психолога Э. Хабинаковой показано, что воспитатели в большинстве случаев обращаютсяк детям нейтрально, а эмоциональные положительные или отрицательные обращения составляют ежедневноотдесяти до двадцати в каждой группе.

Известно, что понимание другого возникает в общении, но не в любом, а в таком, которое включает эмоциональный компонент. До­школьник учится у воспитателя выражать свое отношение, свои чувства к окружающим людям, ведь педагог для него — эталон, образец для подражания и копирования.

У опытных педагогов интонация, мимика, жесты помогают ребенку вникать в смысл их слов, требований, указаний, распоряжений. Дополняя живую речь, эспрессивные средства придают ей большую выразительность, помогают воспитателю высказать свое отношение ко всему, что делает ребенок. Добиваясь от детей выполнения своего требования, воспитатель-мастер владеет всеми оттенками интонации, А. С. Макаренко придавал этому огромное значение. Он вспоминал, что почувствовал себя настоя­щим мастером лишь тогда, когда научился произносить простые фразы: «иди сюда», «можешь идти» с 15—20 оттенками интонации голоса, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, позы, жеста.

Таким образом, очень важно, чтобы воспитатель с одной стороны, развивал свои эмоционально-выразитель­ные способности, насыщал свою деятельность эмоциональными проявлениями, а с другой — ориентировал детей на них.

Однако очевидна недооценка некоторыми педагогами экспрессивно-эмоциональной стороны влияния на ребенка. Воспитатели часто прибегают к нотациям, морализированию, многословию, уговорам в случаях, когда достаточно было бы адресовать ребенку выразительный жест, строгий взгляд, намеренное молчание. Здесь уместно вспомнить слова А. С. Макаренко о том, что не может быть хорошим воспитателем тот, кто не владеет мимикой, не может придать своему лицу нужного выражения или сдержать свое настроение. Педагогу следует так себя вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и он всегда должен знать, чего он хочет добиться в данный момент и чего хочет. Мимика, поза, движения, жесты — своеобразные инструменты воздействия на детей. Они же, как считал Макаренко, и являются необходимыми компонентами педагогического мастерства.

Итак, чтобы сделать экспрессию средством управления детской деятельностью, необходимо прежде всего научить детей выделять выразительные компоненты различных чувств. Можно вводить детей в игры, сюжеты которые требуют проявления сочувствия, сострадания, например в игру «Больница», где сталкиваются врач и больной. Например: «Не разговаривай громко,— говорит воспита­тельница,— больной спит, он плохо себя чувствует»; «Не шуми. У нашего зайчика болит голова, его нужно пожалеть». Дети легко «заражаются» чувствами других. Учитывая это, воспитатель должен постоянно следить за оттенками своего поведения. Не только указания и призывы определяют поведение малы­ша, но и тон, каким взрослый говорит с детьми.

Умения дошкольников выражать свои чувства к воспи­тателю мы определяли и в обычном общении с воспитате­лем и в специально смоделированных ситуациях, имити­рующих затруднительное положение взрослого. Напри­мер, воспитательница сидит рядом с ребенком и дает ему общие указания, как надо себя вести на прогулке. В мо­мент объяснения «случайно» падает предмет, который она держала в руке; воспитательница пытается его поднять, но «не может» («не может» одной рукой растегнуть брас­лет часов, «не может» без посторонней помощи открыть коробочку). Основная цель подобных ситуаций — определить, умеет ли ребенок самостоятельно увидеть затруднительное положение взрослого и, соответственно, его реакцию.

Важно было также, чтобы воспитатель насыщал свое отношение гуманными проявлениями к детям, замечал их добрые дела, не оставлял без внимания проявления ими до­броты, чуткости; на добрый поступок ребенка реагировал положительной оценкой, одобрением, улыбкой, похвалой: «Какие добрые, хорошие у нас дети!», «Как правильно и по-доброму они поступают, помогают друг другу», «Молод­цы, славные ребята».

Таким образом, стимулирование детей в добрых начинаниях, целенаправленное обучение их эмоционально-выразительным средствам передачи собственных пережива­ний, наряду с развитием правильных представлений о гу­манных сторонах жизни человека — таков путь формиро­вания гуманных чувств у дошкольников.

Воспитание гуманных чувств детей неразрывно свя­зано с необходимостью повышения эмоциональной куль­туры общения воспитателя с детьми в дошкольном учреж­дении путём овладения им эмоционально экспрессивными средствами воздействия на воспитанников.

Повышению эмоциональной культуры общения педагогов с воспитанниками способствует выразительное чтение художественной литературы детям, организация театрализованных игр, в ходе которых демонстрируется радость и недовольство, смех и печаль; экспрессивное обращение например, воспитатель может сказать и негромко, но так что детям будет понятно его отношение; посмотреть укоризненно или удивленно, а для ребенка это будет сигналом недопустимости его поведения.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Основные тезисы:



2015-11-20 1102 Обсуждений (0)
Воспитание и самовоспитание нравственной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание и самовоспитание нравственной культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1102)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)