Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Игра – основное средство и способ воспитания детей в младшем возрасте. Ролевая игра дает возможность моделировать ситуации, в том числе и нравственные




Не всякая игра служит нравственному воспитанию. Игра должна сознательно моделироваться, предполагаемые чувства и эмоции должны программироваться.

3. Основное в игре – роль, принимаемая ребенком, ее содержание и смоделированные нравственные взаимоотношения – ситуации, в которых ребенок должен проявить нравственные чувства.

Воспроизведение ребенком модели нравственных отношений может быть внешним (формальным) или внутренним (реально-переживаемым). Поэтому необходимо стимулировать искренне прочувствованное исполнение роли, обращение к глубоким пластам души ребенка.

5. Игра, направленная на нравственное воспитание, должна проходить под руководством педагога. Игра, «пущенная на самотек», не станет воспитательным средством. Новое, гуманное содержание должно вноситься в игру взрослыми. Игра становится воспитательным средством при условии, если взрослый помогает детям найти способы выражения гуманных отношений, учит проявлять заботу, доброжелательность, чуткость, внимание.

 

Воспитательное значение игры в психическом развитии дошкольника признано в детской психологии и дошкольной педагогике как одно из кардинальных положений. В игре проявляются и развиваются все психические свойства и процессы, формируются качества личности. Именно в ней формируется произвольное поведение ребенка. Известный советский психолог Л. С. Выготский писал, что игра будит в ребенке сильные и яркие чувства, но она же и учит не сле­по следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами иг­ры и конечной целью.



Роль игры в формировании у детей положительных ка­честв определяется многими объективными и субъектив­ными факторами. Самого по себе участия ребенка в игре недостаточно, чтобы можно было говорить о каких-то при­обретениях. В наибольшей мере это относится к сфере чувств как к интимной стороне отношений. Эмоции, прояв­ляющиеся в игре, могут быть далеки от гуманных и утра­чивают в таком случае свое формирующее воздействие на развитие начал гуманного отношения к окружающим.

Механизм влияния игры не только состоит в прямом воздействии на ребенка, но и выступает, так сказать, в не­специфической функции как средство воздействия, допол­няющее или усиливающее другие, например, обучающие приемы. Сюжетно-ролевая игра всегда остается самобыт­ной формой детской деятельности. Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гу­манных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения.

Структура творческой сюжетно-ролевой игры включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые дей­ствия, посредством которых эти роли реализуются; игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми). Кроме того, в игре выделяют реальные отно­шения между играющими, которыми, в отличие от ролевых, определяется избирательность по отношению к партнерам.

Центральный момент игры, объединяющий все ее ком­поненты,— роль, принимаемая на себя ребенком. Не изме­няя внешней стороны деятельности ребенка, она перестра­ивает его действия, придает им общественный смысл, ока­зывает на него всестороннее развивающее воздействие.

Среди психологов и педагогов распространено мнение, что основное воспитательное значение игры определяется тем, во что играют дети (сюжетом) и что они отражают в своих играх в качестве центрального момента (содержа­нием) .

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого - моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

Рассмотрим особенности формирования нравственных чувств у старших дошкольников в ходе творческих сюжетно-ролевых игр. Более всего этой цели отвечает тема­тика детских игр «в поликлинику», «в больницу», «в се­мью», «в железнодорожный вокзал», «в почту», «в мага­зин», воспроизводящих отношения людей. Однако в любой из этих игр сюжет может разыгрываться нейтрально, незатрагивая вообще чувств ребенка, т. е. сводится к подражанию предметно-манипулятивной деятельности и вос­произведению внешней стороны отношений взрослых. Такврач и больной, работники сферы услуг и клиенты могут взаимодействовать в игре, не переходя к эмоциональным отношениям. Игра в таком случае не способствует воспи­танию нравственных чувств.

На пробуждение гуманных чувств можно рассчиты­вать, запрограммировав их проявление в игре. Например, подобно тому, как продавцу предписывается быть вежли­вым с покупателями, медицинским работникам надлежит проявлять сочувствие и доброжелательность по отношению к больному. Но на содержании игры существенно не сказывается, вежлив ли продавец в обращении с покупателем или обходится сугубо деловым взаимодействием. Поэтому правила культурного поведения вводятся в пе­дагогически направленной игровой деятельности в ролевые требования как обязательный атрибут игры. Что касается гуманных проявлений, то их тоже можно ввести в игру как обязательный элемент, но при этом остается открытым вопрос, будут ли на самом деле проявляться сопереживание, сочувствие, сострадание.

Чтобы определить специфику влияния игры на эмо­циональные отношения ребенка к сверстникам в ходе ролевого взаимодействия, прежде всего следует вспом­нить, что в современной психологической науке выделяют информационную, инструктивную и мотивирующую функции деятельности. Применительно к нашему предмету это означает: ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено быть гуманным, владеть определенным набором средств для выражения доброжелательности, иметь внутреннюю готовность, стремление к этому. Ведь если речь идет о чувствах, важно, чтобы в основе их проявлений лежало соответствующее переживание. Проектируя же воздействие игры на воспитание гуманного отноше­ния к окружающим людям не как частное проявление, а как свойство личности ребенка, приходится затрагивать более глубокие пласты его внутреннего мира — мотивационно-потребностную сферу, самосознание.

Итак, сюжетно-ролевая игра дает детям возможность проявлять доброту, заботливость. Но даже направленная на заботу о человеке, животных, игровая деятельность дошкольников в основном протекает без эмоциональных проявлений гуманного характера, хотя по развертыванию сюжета видно, что дети имеют представление об эмоцио­нально-нравственных отношениях между людьми.

По-видимому, развитие сюжетно-ролевой игры без надлежащего педагогического руководства даже в условиях дошкольного учреждения задерживается на уровне воспроизведения действий и внешнего характера взаимоотношений. Конечно, старший дошкольник знает, что врач не только лечит заболевшего (слушает его, делает укол, выписывает лекарство), но и обращается с ним ласково, внимательно, сочувственно. Но для него на первый план выступает внешняя сторона труда людей, их отношений. И если на проявлении гуманных чувств не делается акцент и взрослый не вносит их в содержание игры, то дети не считают нужным их выявлять. Подобное выпадение гуманных проявлений из игры возможно потому, что оно не нарушает сюжетной канвы игры.

Для формирования у дошкольников гуманных проявлений можно наметить следующие пути:

- развивать у детей способность понимать состояние, настроение человека по выражению его лица, интонациям речи, движениям, эмоциональным реакциям;

- стимулировать у дошкольников эмоции, выражающие чувства, доброжелательное и заботливое отношение к людям;

- формировать способы эмоционального содействия, уме­ния сочувствовать, утешать, оказывать посильную помощь тем, кто нуждается в ней.

Решение этих задач осуществлялось посредством вклю­чения гуманных проявлений в основное содержание игр детей. Сначала необходимо было внести новое в эмоциональ­но-нравственное содержание игры. Сюжет обогащался разными способами. Например, заметив интерес детей к играм «в больницу», «в поликлинику», предварительно проводили экскурсию в кабинет врача детского сада. Од­нако игра «На приеме у врача» после этого посещения показала, что это существенно не повлияло на содержа­ние игры и характер ролевых взаимоотношений, хотя дети проявляли живой интерес.

Видимо, это объясняется тем, что пятилетним детям еще трудно самостоятельно вычленить заботливость, чут­кость врача как компоненты производимыхим действий и отношения к пациенту.

Таким образом,сюжет, содержание, характер склады­вающихся в игре ролевых взаимоотношений придают ей исключительно важное значение в нравственном воспита­нии детей. Слияние этих трех структурных компонентов позволяет внести в игру элемент актуального пережива­ния, связанного как с вхождением в игровой образ, так и с эмоциональным отношением ребенка к другому. Задача педагога и состоит в том, чтобы обеспечить условия для реализации этой «двойной» опосредованности эмоций участников игры.

Роль самооценки в нравственном воспитании

 

Основные тезисы:




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)