Игра – основное средство и способ воспитания детей в младшем возрасте. Ролевая игра дает возможность моделировать ситуации, в том числе и нравственные
Не всякая игра служит нравственному воспитанию. Игра должна сознательно моделироваться, предполагаемые чувства и эмоции должны программироваться. 3. Основное в игре – роль, принимаемая ребенком, ее содержание и смоделированные нравственные взаимоотношения – ситуации, в которых ребенок должен проявить нравственные чувства. Воспроизведение ребенком модели нравственных отношений может быть внешним (формальным) или внутренним (реально-переживаемым). Поэтому необходимо стимулировать искренне прочувствованное исполнение роли, обращение к глубоким пластам души ребенка. 5. Игра, направленная на нравственное воспитание, должна проходить под руководством педагога. Игра, «пущенная на самотек», не станет воспитательным средством. Новое, гуманное содержание должно вноситься в игру взрослыми. Игра становится воспитательным средством при условии, если взрослый помогает детям найти способы выражения гуманных отношений, учит проявлять заботу, доброжелательность, чуткость, внимание.
Воспитательное значение игры в психическом развитии дошкольника признано в детской психологии и дошкольной педагогике как одно из кардинальных положений. В игре проявляются и развиваются все психические свойства и процессы, формируются качества личности. Именно в ней формируется произвольное поведение ребенка. Известный советский психолог Л. С. Выготский писал, что игра будит в ребенке сильные и яркие чувства, но она же и учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и конечной целью. Роль игры в формировании у детей положительных качеств определяется многими объективными и субъективными факторами. Самого по себе участия ребенка в игре недостаточно, чтобы можно было говорить о каких-то приобретениях. В наибольшей мере это относится к сфере чувств как к интимной стороне отношений. Эмоции, проявляющиеся в игре, могут быть далеки от гуманных и утрачивают в таком случае свое формирующее воздействие на развитие начал гуманного отношения к окружающим. Механизм влияния игры не только состоит в прямом воздействии на ребенка, но и выступает, так сказать, в неспецифической функции как средство воздействия, дополняющее или усиливающее другие, например, обучающие приемы. Сюжетно-ролевая игра всегда остается самобытной формой детской деятельности. Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. Структура творческой сюжетно-ролевой игры включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми). Кроме того, в игре выделяют реальные отношения между играющими, которыми, в отличие от ролевых, определяется избирательность по отношению к партнерам. Центральный момент игры, объединяющий все ее компоненты,— роль, принимаемая на себя ребенком. Не изменяя внешней стороны деятельности ребенка, она перестраивает его действия, придает им общественный смысл, оказывает на него всестороннее развивающее воздействие. Среди психологов и педагогов распространено мнение, что основное воспитательное значение игры определяется тем, во что играют дети (сюжетом) и что они отражают в своих играх в качестве центрального момента (содержанием) . Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого - моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства. Рассмотрим особенности формирования нравственных чувств у старших дошкольников в ходе творческих сюжетно-ролевых игр. Более всего этой цели отвечает тематика детских игр «в поликлинику», «в больницу», «в семью», «в железнодорожный вокзал», «в почту», «в магазин», воспроизводящих отношения людей. Однако в любой из этих игр сюжет может разыгрываться нейтрально, незатрагивая вообще чувств ребенка, т. е. сводится к подражанию предметно-манипулятивной деятельности и воспроизведению внешней стороны отношений взрослых. Такврач и больной, работники сферы услуг и клиенты могут взаимодействовать в игре, не переходя к эмоциональным отношениям. Игра в таком случае не способствует воспитанию нравственных чувств. На пробуждение гуманных чувств можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре. Например, подобно тому, как продавцу предписывается быть вежливым с покупателями, медицинским работникам надлежит проявлять сочувствие и доброжелательность по отношению к больному. Но на содержании игры существенно не сказывается, вежлив ли продавец в обращении с покупателем или обходится сугубо деловым взаимодействием. Поэтому правила культурного поведения вводятся в педагогически направленной игровой деятельности в ролевые требования как обязательный атрибут игры. Что касается гуманных проявлений, то их тоже можно ввести в игру как обязательный элемент, но при этом остается открытым вопрос, будут ли на самом деле проявляться сопереживание, сочувствие, сострадание. Чтобы определить специфику влияния игры на эмоциональные отношения ребенка к сверстникам в ходе ролевого взаимодействия, прежде всего следует вспомнить, что в современной психологической науке выделяют информационную, инструктивную и мотивирующую функции деятельности. Применительно к нашему предмету это означает: ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено быть гуманным, владеть определенным набором средств для выражения доброжелательности, иметь внутреннюю готовность, стремление к этому. Ведь если речь идет о чувствах, важно, чтобы в основе их проявлений лежало соответствующее переживание. Проектируя же воздействие игры на воспитание гуманного отношения к окружающим людям не как частное проявление, а как свойство личности ребенка, приходится затрагивать более глубокие пласты его внутреннего мира — мотивационно-потребностную сферу, самосознание. Итак, сюжетно-ролевая игра дает детям возможность проявлять доброту, заботливость. Но даже направленная на заботу о человеке, животных, игровая деятельность дошкольников в основном протекает без эмоциональных проявлений гуманного характера, хотя по развертыванию сюжета видно, что дети имеют представление об эмоционально-нравственных отношениях между людьми. По-видимому, развитие сюжетно-ролевой игры без надлежащего педагогического руководства даже в условиях дошкольного учреждения задерживается на уровне воспроизведения действий и внешнего характера взаимоотношений. Конечно, старший дошкольник знает, что врач не только лечит заболевшего (слушает его, делает укол, выписывает лекарство), но и обращается с ним ласково, внимательно, сочувственно. Но для него на первый план выступает внешняя сторона труда людей, их отношений. И если на проявлении гуманных чувств не делается акцент и взрослый не вносит их в содержание игры, то дети не считают нужным их выявлять. Подобное выпадение гуманных проявлений из игры возможно потому, что оно не нарушает сюжетной канвы игры. Для формирования у дошкольников гуманных проявлений можно наметить следующие пути: - развивать у детей способность понимать состояние, настроение человека по выражению его лица, интонациям речи, движениям, эмоциональным реакциям; - стимулировать у дошкольников эмоции, выражающие чувства, доброжелательное и заботливое отношение к людям; - формировать способы эмоционального содействия, умения сочувствовать, утешать, оказывать посильную помощь тем, кто нуждается в ней. Решение этих задач осуществлялось посредством включения гуманных проявлений в основное содержание игр детей. Сначала необходимо было внести новое в эмоционально-нравственное содержание игры. Сюжет обогащался разными способами. Например, заметив интерес детей к играм «в больницу», «в поликлинику», предварительно проводили экскурсию в кабинет врача детского сада. Однако игра «На приеме у врача» после этого посещения показала, что это существенно не повлияло на содержание игры и характер ролевых взаимоотношений, хотя дети проявляли живой интерес. Видимо, это объясняется тем, что пятилетним детям еще трудно самостоятельно вычленить заботливость, чуткость врача как компоненты производимыхим действий и отношения к пациенту. Таким образом,сюжет, содержание, характер складывающихся в игре ролевых взаимоотношений придают ей исключительно важное значение в нравственном воспитании детей. Слияние этих трех структурных компонентов позволяет внести в игру элемент актуального переживания, связанного как с вхождением в игровой образ, так и с эмоциональным отношением ребенка к другому. Задача педагога и состоит в том, чтобы обеспечить условия для реализации этой «двойной» опосредованности эмоций участников игры. Роль самооценки в нравственном воспитании
Основные тезисы:
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (575)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |