Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нравственное воспитание в процессе развития чувства ответственности



2015-11-20 1542 Обсуждений (0)
Нравственное воспитание в процессе развития чувства ответственности 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные тезисы:

Чувство ответственности является одним из важных моральных чувств, регулирующих межличностные отношения. Содержит в себе: отношение к другому, отношение к себе и своим обязанностям, комплекс мотивационных чувств, таких как доброжелательность, чуткость.

Ответственность не возникает сама по себе, а воспитывается целенаправленно. Основой ответственности является добросовествное выполнение требований и заданий, чувство коллективизма.

Чувство ответственности формируется на базе эмоционального отношения - расположенности к окружающим – взрослым и детям, переживания значимости своих действий. Начальные формы ответственности (исполнительность, инициативность) – возникают на основе симпатии и сочувствия.

Основное средство воспитания чувства ответственности – система требований и заданий. Решающее значение имеет общественно полезная деятельность, осознание ее важности.

Очень важна мотивация одобрения, похвалы, награды. Эмоциональная форма задания также активизирует деятельность ребенка.

В старшем дошкольном возрасте ответственность предполагает и настойчивость, терпение, целеустремленность, преодоление трудностей, добросовестность. Мотивацией становится не только оценка других, но и самооценка результатов деятельности. Формируется также такой регулятив, как стыд (возникает при неудовлетворительном результате наряду с огорчением, смущением).

Как педагогический прием в поручениях должна присутствовать доверительность, деловое отношение, замена жестких воздействующих обращений (приказ, распоряжение, указание) более мягкими (предложение, просьба, совет).

Важным способом развития чувства ответственности является выполнение коллективных заданий с реализацией совместных целей. В этом случае формируется ответственность за порученное дело перед коллективом сверстников.

Как личностное качество ответственность является регулятором деятельности и поведения людей. Степень ее развития определяет отношение человека к общественным нормам, своим обязанностям, выбор им жизненной пози­ции и правильной линии поведения. Высокий уровень от­ветственности предписывает личности принятие социально значимых норм, принципов как должных, осуществление деятельности в соответствии с поставленными задачами и предъявляемыми требованиями, необходимость отве­чать за свои действия, поступки.

Ответственность возникает не сама по себе. Она за­рождается очень рано, еще в дошкольном возрасте и берет начало в добросовестном выполнении детьми требований взрослого, коллектива сверстников и развивается в про­цессе воспитания, по мере того как ребенок вступает во многообразие связей и зависимостей от общества, от других людей.

В педагогических и психологических исследования (3. Н. Борисовой, К. А. Климовой, В. К. Котырло) показано, что ответственность детей, начиная со старших дошкольников,— не случайное, эпизодическое явление, а относительно стойкое образование — формирующееся качество. Она проявляется во взаимоотношениях с окружающими людьми (родителями, воспитателями, детской груп­пой) при оказании с их стороны значимого для ребенка доверия и предъявлении к нему определенных требований. Принятие их во многом зависит от эмоционального отно­шения дошкольника ко взрослому или сверстникам, от характера их взаимоотношений. Эмоциональная распо­ложенность ребенка к близким людям побуждает его к ответственному выполнению заданий и распоряжений. Дошкольник охотно и с радостью откликается на просьбы людей, взрослых и сверстников, которых он любит и уважает.

В повседневной жизни детям приходится делать и то, что в данный момент делать не хочется. Во имя этого при­ходится отказываться от чего-то интересного и приятного, преодолевать трудности. И тут, безусловно, требуется мобилизация волевых усилий, определенное самоограни­чение. Вот почему психологи считают, что в ответствен­ности уже на этапе дошкольного детства реализуется спо­собность детей регулировать свое поведение. Уровень этой способности обусловлен отношением ребенка к тре­бованиям, заданиям взрослого или сверстников и сформированностью у него определенных механизмов управ­ления собой. Однако, какизвестно, даже у старших дошкольников механизмы саморегуляции развиты недоста­точно. Поэтому интерес к заданию, к процессу его выпол­нения — важный стимул для повышения уровня произ­вольной регуляции поведения ребенка.

Воспитание ответственности у дошкольников предпо­лагает формирование у них способности самостоятельно и заинтересованно заботиться об успешном выполнении распоряжений и заданий, важность которых они осознали, предусматривает активизацию у дошкольников пережи­ваний удовлетворенности и неудовлетворения по поводу выполнения обязанностей и результатов общих дел, вклю­чает развитие готовности ответить за качество выполнен­ной работы.

Основным средством формирования ответственности в условиях дошкольного учреждения является система требований и заданий. Решающую роль в воспитании дан­ного качества играет деятельность, имеющая обществен­но полезную направленность: посильные поручения, обя­занности, ориентирующие на оказание помощи, проявле­ние внимания к другим. Программа воспитания в детском саду уже с младшей группы предусматривает выполнение детьми подобных заданий,— например: принести новому воспитаннику игрушку, помочь воспитателю сложить кни­ги, открыть няне дверь, когда она несет посуду, помочь накрыть на стол, собрать для игр каштаны, осенние ли­стья, покормить рыбок и т. д.

Трехлетний ребенок, как известно, еще не умеет руко­водить собой, своим поведением, но, заинтересованный поручением близкого человека, стремится выполнить его. Конечно, малыши еще не понимают необходимости выпол­нения задания, часто воспринимают его, как игру. Однако уже на данном возрастном этапе проявляется готовность заинтересованно принимать поручения взрослого, что уже является предпосылкой развития ответственности. На­блюдения показали, что некоторые младшие дошкольники, заинтересованные в задании, способны уже выполнить его на уровне исполнительности. Под исполнительностью как одним из уровней развития ответственности дошкольника понимаем принятие ребенком поручений, просьб, требова­ний окружающих как должных и тщательное их выпол­нение с соблюдением заданного способа. У детей испол­нительность носит еще ситуативный характер, зависит от многих факторов. Поэтому доведение порученного дела до конца даже при отсутствии заботы о качестве является Для трёхлетнего ребенка своего рода достижением. Этот уровень мы обозначили как условное подчинение обяза­тельности заданного.

Интерес к заданию, определяющий уровень его выпол­нения младшим дошкольником, может быть вызван но­визной поручения, ощущением своей причастности к важ­ному делу взрослых, подражанием действиям других де­тей, а также положительной оценкой воспитателя или родителей. Обеспечивая эмоциональное приятие детьми порученного дела, мотивация активизирует формирую­щиеся механизмы их произвольной регуляции. Это помо­гает ребенку подчиниться распоряжениям взрослого и вы­полнить его поручение достаточно успешно.

Наиболее актуальной для младших дошкольников является мотивация, ориентирующая на получение поощ­рения-награды или похвалы взрослого. Чтобы повысить эф­фективность ее воздействия на ребенка, задание следует предлагать в яркой эмоциональной форме: «Дети, поста­райтесь аккуратно накрыть на столы. А Буратино посмот­рит, как вы это сделаете, и сядет обедать за тот стол, где ничего не будет упущено и все будет аккуратно и красиво».

Ориентация на оценку взрослого создается предупреж­дением: «Когда ты выполнишь задание, я посмотрю, все ли ты правильно сделал». Как оказалось, для некоторых малышей уже значима и мотивация, побуждающая их сделать что-то приятное близким людям. Чтобы закрепить социально значимые мотивы, актуализировать их для ребенка, важно затронуть его эмоциональную сферу, его чувства. Напри­мер, вместе с другими детьми поблагодарить за выпол­ненную работу, отметить, как приятно и радостно всем видеть аккуратно и красиво расставленные игрушки, тща­тельно разложенные на полке книги. Благодарные отклики малышей, их эмоциональный подъем не оставят ребенка равнодушным. Впоследствии, желая повторить приятные переживания, ребенок будет стремиться старательно вы­полнять поручения.

С каждым годом содержание поручений усложняется, возрастает их социальная значимость. Старшие дошколь­ники ремонтируют книги, игрушки, делают атрибуты для игр, поздравительные открытки, подарки для родителей, малышей, помогают взрослым убирать групповые поме­щения, готовиться к занятиям. Следует при этом помнить, что привлечение дошкольника к выполнению заданий без активизации его чувств, учета его интересов может воспитать у ребенка лишь привычку подчиняться. Он, конечно, будет выполнять обязанности дежурного, поскольку его назначили помогать взрослым, но при этом останется равнодушным к порученному делу, не будет стараться сделать его хорошо.

Как отмечает Е. И. Кульчицкая, «одного «приучения» помогать кому-то и этим выражать любовь к нему явно недостаточно. Необходимо чувство заботы о другом, чувство сопереживания, сострадания». И действительно, чем ближе к сердцу принимает ребенок интересы группы. близких людей, чем очевиднее для него общественная сторона его труда — польза, которую он приносит окру­жающим, тем серьезнее, ответственнее дошкольник отно­сится к заданиям.

В отличие от малышей исполнительность шестилетнего ребенка (классифицируемая нами как средний уровень развития ответственности дошкольника) уже достаточно осознанна. Он понимает и может объяснить, почему надо стараться выполнить задание хорошо — «чтобы помочь уставшей маме», «чтобы не огорчать воспитателя», «чтобы порадовать маленькую сестричку».

Добросовестных детей старшего дошкольного возраста отличают от младших дошкольников еще и настойчивость, терпение, целеустремленность, проявляемые ими при столкновении с трудностями. Они обращаются за помо­щью только после неоднократного приложения самостоя­тельных усилий, не увенчавшихся успехом. Прилежание старших дошкольников включает в себя и отношение к результатам собственной деятельности, к оценке ее окру­жающими. При неудовлетворительном качестве работы, а также при замечаниях и порицаниях взрослых или сверстников они огорчаются, смущаются, испытывают недовольство собой, стыд.

К старшему дошкольному возрасту у детей начинает формироваться более высокий уровень ответственности — уровень инициативных действий, когда, выполняя пору­ченное дело, они стремятся увеличить объем работы, усовершенствовать способ действий, предложенный взрослым.

Активизация гуманных чувств детей — одно из условий, повышения их ответственности. Важно, чтобы дошкольник, сумев предвосхитить события (представить затруд­нительное положение близкого человека, ожидающего помощи, посочувствовать ему), поспешил выполнить просьбу, поручение. Такое представление создается у ре­бенка, когда взрослый умеет убедить, что товарищ (взрос­лый) нуждается в поддержке: «Помоги Оле помыть ки­сточки, чтобы она могла скорее закончить дело и вместе со всеми слушать сказку. Если ты не поможешь, ей будет обидно». Такое словесное описание позволяет ре­бенку не только представить последствия выполнения или невыполнения порученного дела, но и перенести на себя и пережить чужое эмоциональное состояние, что, как правило, побуждает к добросовестному и ответственному выполнению задания.

Однако не все дети могут самостоятельно представить последствия для окружающих людей формального, не­брежного выполнения ими задания. Поэтому очень важно обращать их внимание на ситуации, когда в результате небрежного отношения к работе кого-то из детей страдают остальные, например: кому-то из ребят досталась плохо промытая, склеенная кисточка, которой невозможно ри­совать, кому-то не было положено необходимое для заня­тия пособие, кто-то отказался помочь другому. При этом взрослый должен зафиксировать внимание дошкольников на затруднительном положении «пострадавшего», на его эмоциональном состоянии (огорчился, обиделся, распла­кался), подчеркнуть, что, плохо выполнив свои обязан­ности, дежурный подвел своего товарища. Делая заме­чание ребенку, небрежно выполнившему задание, важно вызвать у него чувство смущения, вины: «Дети очень огорчатся, увидев как небрежно и некрасиво ты рас­ставил игрушки на полках». Пережив неприятные ощу­щения неловкости, стыда, дошкольники будут стараться избежать их в последующих аналогичных ситуациях.

Важно также акцентировать внимание детей на хоро­шо, тщательно выполненной работе, которая приносит окружающим не только существенную пользу, но и повы­шает их настроение, доставляет радость: «Мама очень обрадуется, когда увидит, какую красивую открытку ты для нее сделал». Работа, переживаемая дошкольниками как значимая, нужная близким людям, не только вдохновляет их на добросовестное ее выполнение, но и делает их отзывчивее, добрее.

Как известно, развитию гуманных чувств ребенка способствует любящее отношение к нему близких взрослых (родных, воспитателей). Забота, внимание взрослого к ребенку вызывают у негоне только чувство привязанности, симпатии, но и стремление ответить тем же. Извест­но, что если между педагогом и воспитанником склады­ваются доверительные, теплые отношения, то ребенок ста­новится более восприимчивым к слову взрослого, более внимательным и предупредительным к нему. Если дошко­льник спешит рассказать воспитателю о себе, своих близ­ких, своих впечатлениях, переживаниях и при этом ожи­дает от него соответствующего отклика, сопереживания. то это означает, что ребенок любит взрослого и дове­ряет ему.

К установлению теплых взаимоотношений со взрослым особенно тяготеют застенчивые, робкие, боязливые дети. Они нуждаются в эмоциональной поддержке воспитателя, в его понимании и сопереживании, но не всегда могут самостоятельно установить контакт со взрослым. Если воспитатель доброжелателен, чуток по отношению к таким детям, они отвечают глубокой привязанностью и особым доверием. Каждое поручение любимого воспитателя ста­раются выполнить как можно лучше. При этом пользуются не только заданными способами, но и проявляют элементы инициативы, творчества, демонстрируя высокий и сред­ний уровни ответственности.

Для повышения заинтересованности старшего до­школьника в качественном выполнении общественно зна­чимого дела важно, чтобы поручение рассматривалось им как знак доверия, как награда, личная обязанность. При этом необходимо создавать эмоциональную, дове­рительную атмосферу, поощрять ребенка к достижению определенного результата: «Я доверяю тебе это задание, уверена, что ты выполнишь его быстро, аккуратно, пра­вильно и не подведешь меня», «Я решила поручить это задание тебе, зная, что ты любишь трудиться и выполнишь его хорошо». Доверительное отношение взрослого вызы­вает у детей готовность сделать все, чтобы оправдать доверие, повышает не только их эмоциональную отзыв­чивость, но и чувство ответственности.

В процессе формирования чувства ответственности у дошкольников прослеживается активи­зация гуманных чувств: доброты, сочувствия, сердечности. При ответственном выполнении ребенком поручен­ного дела обязательно, прямо или косвенно, проявляется его забота об окружающих, стремление сделать что-то приятное, полезное для них. Ответственность как форми­рующееся качество приобретает нравственную, социаль­ную направленность и имеет особое значение в становле­нии детских взаимоотношений, прежде всего в условиях жизни ребенка в обществе сверстников, их совместной деятельности, направленной на решение задач, важных для всей детской группы или других людей.

Включе­ние дошкольника всовместную трудовую деятельность помогает ему прочувствовать и осознать значительность своей роли, обязательность подчине­ния общепринятым нормам, пробуждает ответственность за конечный результат общего дела. Это сближает де­тей, порождает положительные взаимоотношения между ними, способствует появлению чувства товарищества в работе.

При выполнении коллективного задания, как и в роле­вых играх, возникает много ситуаций, когда приходится поступиться своими желаниями или прийти на помощь сверстнику, выручить его. От этого порой зависят нор­мальный ход и конечный результат работы. Правильно организованная совместная деятельность учит дошкольни­ков действовать в интересах коллектива, воздерживаться от эгоистических поступков, сочетать инициативу с дис­циплиной. И чем больше развито чувство ответственности у ребенка, тем больше он ориентирован на партнера, со­чувствует ему по поводу неудач, затруднений, помогает их преодолеть.

Важное условие повышения коллективной ответствен­ности — выдвижение воспитателем общей цели, объеди­няющей старания, активность детей, направляющей к пре­одолению препятствий, к получению результата. Поми­мо основной цели, совместная деятельность предъявляет участникам конкретные задачи и требования относительно качества исполнения.

В коллективном детском труде содержатся значитель­ные воспитательные возможности, при условии правильно, тщательно продуманной его организации. Первоначальная задача воспитателя — раскрыть детям смысл совместной практической деятельности, ее общественную направ­ленность. Рассказывая дошкольникам о различных профессиях, воспитатель должен акценти­ровать их внимание на том, что люди трудятся вместе, сообща, на благо общества, что они объединены в трудо­вые коллективы, что их согласованные, взаимосвязанные действия направлены на достижение общего результата. Все стремятся выполнить работу наилучшим образом, так как от труда каждого зависит успех общего дела.

Поручая детям коллективное задание, следует разъяс­нить необходимость их объединения. Важно, чтобы до­школьники понимали: сложную, большую по объему ра­боту лучше выполнять всем вместе, дружно. Только тогда с ней справишься своевременно и успешно. Воспитатель­ный эффект совместной деятельности усиливается, если дети осознают ее полезность для окружающих. Посте­пенно осознавая свою взаимосвязь друг с другом в кол­лективном труде, дети проявляют готовность прийти на помощь товарищу, выручить его. Таким образом, ответ­ственность дошкольников за общие результаты способ­ствует формированию у них ценных качеств — умения действовать на пользу другим, согласовывать свои дей­ствия с общепринятыми нормами, правилами, привычки считаться с окружающими.

Тщательно продуманная педагогом, коллективная деятельность активизирует у дошкольников ответственность за общий результат. Здесь уже не существует разделения на «свою» и «чужую» части работы. Возрастает понимание зависи­мости общего успеха от вклада каждого. Это способствует развитию более тесного взаимодействия между участни­ками трудовой кооперации, побуждает их советоваться друг с другом, сообща решать, как лучше выполнить порученное. Движимые чувством заботы об успехе общего дела, дети проявляют внимание друг к другу и требова­тельность, тщательно проверяют качество выполненной работы, не пропускают малейшей ошибки, неаккуратности. При этом взыскательность сочетается с чуткостью.

Можно сделать выводы, что формирование чувства ответственности у детей дошкольного возраста тесно свя­зано с развитием нравственных чувств (симпатии и сочув­ствия к людям). Начальные формы ответственности (ис­полнительность, инициативность) возникают на основе этих чувств. Вместе с тем формирование ответственности у дошкольников, в свою очередь, активизирует у детей проявление заботы, доброты, отзывчивости, сопережива­ния. Атмосфера доверия, максимальное использование детской совместной деятельности обеспечивают успех воспитательной работы. Результатом ее будет усвоение, детьми моральных норм ответственности, основанных на принципах гуманности.

Литература:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Книга для учителя. М., 1985.

2. Воспитание гуманных чувств у детей (В.К. Котырло, С.Е. Кулачковская и др.) – К., 1987.

3. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – К., 1983.

4. Малахов В. Етика: Курс лекцій: Навч. посібник. – К., 2001.

5. Моральне виховання дітей дошкільного віку: Методичний посібник. – К., 1976.

6. Петерина С.В. Воспитание культурі поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1986.

7. Основы этической культуры : Книга для учителя. – М., 1999.

8. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. Для учителя. – М., 1986.

 

 


Практикум



2015-11-20 1542 Обсуждений (0)
Нравственное воспитание в процессе развития чувства ответственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нравственное воспитание в процессе развития чувства ответственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)