Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Знаково-символические аспекты делового общения




В большинстве литературных источников по деловым отношениям перечисляются только те средства невербальной коммуникации, которые характерны для межличностного общения. Однако, как уже отмечалось, в деловой коммуникации люди участвуют как представители определенных социальных общностей, организаций и групп. Поэтому спектр невербальных средств общения здесь много шире, чем в случае межличностной коммуникации. Знаково-символические системы, используемые в деловом взаимодействии, выступают средством групповой идентификации его участников, одним из способов закрепления корпоративной культуры и манифестации ее во внешней среде, средством обеспечения позиционирования организации, повышения ее узнаваемости и одним из средств формирования имиджа организации.

К числу знаково-символических средств общения относятся государственная, групповая символика, логотипы, подарки и т.п., а кроме того внешний вид (одежда, прическа, аксессуары и др.) сотрудников организации, оформление деловых бумаг и служебных помещений.

«Государственная символика (в первую очередь герб и флаг страны) – это знаки, идентифицирующие международные субъекты в политическом пространстве в большинстве случаев именно так, как хотят этого сами субъекты»[14].

Государственная символика (как и знаково-символические системы любых других социальных общностей) выполняет важную функцию: она переводит визуально-образные, эстетические элементы в культурные смыслы и обуславливает тем самым восприятие культурной специфики страны как в мировом, так и внутреннем социальном пространстве.

Существует также система знаково-символических невербальных средств, выражающих индивидуальность организации и тем самым формирующих корпоративную идентичность: это система символов, логотипов, цветов, мифов, ритуалов и др.

Визуальный образ организации также зависит и от оформления офиса, и от внешнего вида сотрудников организации.

Как подчеркивают А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров, требования к внеш-нему виду служащих фронт-офиса, т.е. лиц, непосредственно работающих с клиентами банков, формирует в сознании последних связь между имиджем банковской структуры и стереотипом восприятия организаций подобного рода, включающим в себя такие характеристики как солидность, строгость обстановки и исключительная формальность внутренних отношений.

Требования к одежде могут быть другими, если организация стремится продемонстрировать демократичность, непринужденность, создать атмосферу быстроты и свежести[15].

Манера держаться в сочетании со стилем одежды может на 90 % определить отношение к деловому человеку.

Внешний вид сотрудников, соответствующий корпоративным требованиям, – это их вклад в свое продвижение и в продвижение компании и, кроме того, скрытый комплимент клиентам и деловым партнерам. «Хорошо одетый человек – тот, кто считается с собой и другими» (П. Карден).

Однако эти средства делового общения будут более детально рассмотрены в теме «Деловой этикет».

Контрольные вопросы и задания

1. Определите место и роль невербальных средств в деловом общении.

2. Назовите основные виды невербальных средств деловой коммуни-кации.

3. Раскройте содержание основных поз и жестов в контексте делового общения.

4. Какие позы и жесты рекомендует деловой этикет?

5. Установите соответствие между эмоциями и их выражениями в мимике.

6. Охарактеризуйте паралингвистические средства общения.

7. Перечислите основные вокальные особенности речи, использование которых в наибольшей степени способствует эффективности деловой коммуникации.

8. Опишите основные зоны и дистанции, используемые в деловом общении.

9. Какие такесические средства применимы в деловом общении?

10.Установите соответствие между формами делового общения и адекватными им дистанциями.

11.Какую роль в деловом общении играют знаково-символические системы?

12.Какие знаково-символические средства используются в сфере связей с общественностью и рекламы, а также в туризме?

Основные понятия:невербальные средства, кинесика, позы, закрытые позы, открытые позы, мимика, жесты, визуальный контакт, экстралингвисти-ческие средства, паралингвистические средства, такесика, проксемика, знаково-символические средства.

ТЕМА 4

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1. Психологические механизмы восприятия партнерами друг друга

2. Психологическое влияние в практике делового общения

3. Манипуляция в деловом общении

4. Замечания и комплименты в деловой коммуникации: многообразие видов и рекомендуемые приемы

5. Психологические тактики делового общения

Психологические механизмы восприятия партнерами друг друга

В общении можно выделить следующие этапы:

Установление контакта

Ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.п.)

Обсуждение вопроса, проблемы

Принятие решения

Выход из контакта

Процесс взаимопонимания (или непонимания) определяется представлением (впечатлением) о партнере, которое складывается в процессе его восприятия.

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (513)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)