Знаково-символические аспекты делового общения
В большинстве литературных источников по деловым отношениям перечисляются только те средства невербальной коммуникации, которые характерны для межличностного общения. Однако, как уже отмечалось, в деловой коммуникации люди участвуют как представители определенных социальных общностей, организаций и групп. Поэтому спектр невербальных средств общения здесь много шире, чем в случае межличностной коммуникации. Знаково-символические системы, используемые в деловом взаимодействии, выступают средством групповой идентификации его участников, одним из способов закрепления корпоративной культуры и манифестации ее во внешней среде, средством обеспечения позиционирования организации, повышения ее узнаваемости и одним из средств формирования имиджа организации. К числу знаково-символических средств общения относятся государственная, групповая символика, логотипы, подарки и т.п., а кроме того внешний вид (одежда, прическа, аксессуары и др.) сотрудников организации, оформление деловых бумаг и служебных помещений. «Государственная символика (в первую очередь герб и флаг страны) – это знаки, идентифицирующие международные субъекты в политическом пространстве в большинстве случаев именно так, как хотят этого сами субъекты»[14]. Государственная символика (как и знаково-символические системы любых других социальных общностей) выполняет важную функцию: она переводит визуально-образные, эстетические элементы в культурные смыслы и обуславливает тем самым восприятие культурной специфики страны как в мировом, так и внутреннем социальном пространстве. Существует также система знаково-символических невербальных средств, выражающих индивидуальность организации и тем самым формирующих корпоративную идентичность: это система символов, логотипов, цветов, мифов, ритуалов и др. Визуальный образ организации также зависит и от оформления офиса, и от внешнего вида сотрудников организации. Как подчеркивают А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров, требования к внеш-нему виду служащих фронт-офиса, т.е. лиц, непосредственно работающих с клиентами банков, формирует в сознании последних связь между имиджем банковской структуры и стереотипом восприятия организаций подобного рода, включающим в себя такие характеристики как солидность, строгость обстановки и исключительная формальность внутренних отношений. Требования к одежде могут быть другими, если организация стремится продемонстрировать демократичность, непринужденность, создать атмосферу быстроты и свежести[15]. Манера держаться в сочетании со стилем одежды может на 90 % определить отношение к деловому человеку. Внешний вид сотрудников, соответствующий корпоративным требованиям, – это их вклад в свое продвижение и в продвижение компании и, кроме того, скрытый комплимент клиентам и деловым партнерам. «Хорошо одетый человек – тот, кто считается с собой и другими» (П. Карден). Однако эти средства делового общения будут более детально рассмотрены в теме «Деловой этикет». Контрольные вопросы и задания 1. Определите место и роль невербальных средств в деловом общении. 2. Назовите основные виды невербальных средств деловой коммуни-кации. 3. Раскройте содержание основных поз и жестов в контексте делового общения. 4. Какие позы и жесты рекомендует деловой этикет? 5. Установите соответствие между эмоциями и их выражениями в мимике. 6. Охарактеризуйте паралингвистические средства общения. 7. Перечислите основные вокальные особенности речи, использование которых в наибольшей степени способствует эффективности деловой коммуникации. 8. Опишите основные зоны и дистанции, используемые в деловом общении. 9. Какие такесические средства применимы в деловом общении? 10.Установите соответствие между формами делового общения и адекватными им дистанциями. 11.Какую роль в деловом общении играют знаково-символические системы? 12.Какие знаково-символические средства используются в сфере связей с общественностью и рекламы, а также в туризме? Основные понятия:невербальные средства, кинесика, позы, закрытые позы, открытые позы, мимика, жесты, визуальный контакт, экстралингвисти-ческие средства, паралингвистические средства, такесика, проксемика, знаково-символические средства. ТЕМА 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Психологические механизмы восприятия партнерами друг друга 2. Психологическое влияние в практике делового общения 3. Манипуляция в деловом общении 4. Замечания и комплименты в деловой коммуникации: многообразие видов и рекомендуемые приемы 5. Психологические тактики делового общения Психологические механизмы восприятия партнерами друг друга В общении можно выделить следующие этапы: Установление контакта Ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.п.) Обсуждение вопроса, проблемы Принятие решения Выход из контакта Процесс взаимопонимания (или непонимания) определяется представлением (впечатлением) о партнере, которое складывается в процессе его восприятия.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (615)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |