Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Уважайте собственность других людей»




7. «Будьте честны и правдивы». Говорите правду. Чем больше бизнесмен лжет, тем меньше ему верят.

Кроме того, это - требование сохранять верность данному слову, обеща-нию, соблюдать принятые на себя обязательства, даже если это может ока-заться экономически невыгодным в конкретной ситуации. Нечестность в отно-шениях с партнерами и клиентами может привести к потере последних, а в перспективе и прибыли, денег. Соблюдение же данного требования способст-вует сохранению деловой репутации, деловых отношений, доверия партнеров и клиентов и в конечном итоге позволяет сохранять и развивать свой бизнес.

«Уделяйте время отдыху и развлечениям».

Российские авторы предлагают совокупность нравственных принципов, регулирующих деловые отношения бизнесменов.

«В рамках служебного положения никогда не допускайте по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы вы не желали видеть по отношению к себе». Это – первый основополагающий принцип деловых отношений.

Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

Логическим продолжением четвертого принципа является пятый - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.

Согласно восьмому принципуиндивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собст-венное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонкон-формизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип призывает не допускать никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принциппредписываетподдерживать постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.

Двенадцатый принципвыражается в том, что при воздействии (на коллектив, на отдельного сотрудника, на потребителя и пр.) следует учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие сотрудники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее, конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип утверждает свободу, не ограничивающую свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Смысл шестнадцатого принципа:сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега, в котором можно «усмотреть» конкурента.

Российские авторы Егоршин А.П., Распопов В.П. и Шашкова Н.В., осмысливая опыт западных и японских бизнесменов, формулируют следующие принципы этики бизнеса[35]:

- гуманистические идеалы служения обществу, постоянная забота о его благополучии;

- уважение прав отдельной личности;

- идея социальной ответственности как перед собственными работ-никами, так и перед своими партнерами и потребителями;

- выстраивание доверительных отношений с партнерами;

- уважение культурных, национальных и этнических традиций при общей тенденции к интеграции стран и их экономик;

- забота об окружающей природе;

- четкое следование «букве» и «духу» закона;

- «открытость» организации, подразумевающая прозрачность финан-совых и других экономических сделок.

Еще в 1912 г. российские предприниматели приняли «Семь принципов ведения дел в России», и документ, в котором они утверждаются, расценивается как начало становления этического кодекса предпринимателей России[36]:

1. Уважай власть.

2. Будь честен и справедлив.

3. Уважай право частной собственности.

4. Люби и уважай человека.

5. Будь уверен своему слову.

6. Живи по средствам.

7. Будь целеустремлен.

В конце XX века в связи с трансформацией экономических основ общественной жизни, с бурным развитием бизнеса в нашей стране этическая проблематика вновь была акцентирована. Это было вызвано тем, что российский бизнес приобрел ряд особенностей, ставших препятствием для его дальнейшего развития и снижавших его конкурентоспособность на мировом рынке. К числу этих особенностей относятся:

1. Экономический имморализм – пренебрежение этическими аспек-тами деятельности, которое выражается в стремлении к быстрой, «сиюминутной» прибыли, в социальной безответственности предпринима-телей по отношению к сотрудникам, в отсутствии стратегии развития организации с ориентацией на формирование и поддержание хорошей деловой репутации и др.

2. Низкий уровень маркетинговой культуры, проявляющийся в неуважительном отношении к партерам по бизнесу или потребителям, в отсутствии доверия между различными субъектами рынка.

3. Моральная неподготовленность бизнесменов, незнание международ-ного делового этикета, национально-культурных особенностей общения и др., что создает трудности в установлении деловых отношений с зарубежными бизнесменами.

Отвечая потребностям развития бизнеса и формирования его нравст-венной культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дел в России»[37]:

I. Принципы личности 1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли. 2. Уважай участников общего дела – это основа отноше-ний с ними и самоуважения. Уважение и самоуважения даются выполнением принятых деловых обязательств. 3. Воздерживайся от насилия и от угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.
II. Принципы профессиона-лизма 4. Веди дело сообразно средствам. 5. Оправдывай доверие – в нем основа предпринима-тельства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким же, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера. 6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер тот, который тоже выигрывает от сделки.
III. Принципы гражданина России 7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся действующей власти. 8. Для законного влияния на власть и законотворчества объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов. 9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.
IV. Принципы гражданина Земли 10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе. 11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодны всем. 12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они – просто другие.

Как и любой нравственный кодекс, этика бизнеса представляет собой сферу должного поведения и определяет те основания бизнеса, на которых он должен строиться. Но интерес российских предпринимателей к этике, понимание ее необходимости свидетельствует о начале превращения российской деловой сферы в цивилизованный, социально ответственный бизнес, смысл которого не только в получении прибыли, но и в деятельности на благо всего общества, в повышении качества жизни россиян.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте смысл термина «этика».

2. Что такое мораль, каковы ее особенности?

3. Назовите основные нравственные понятия.

4. Дайте определение деловой этики.

5. Попытайтесь объяснить, чем вызван рост интереса к нравствен-ным основам профессиональной деятельности в современном обществе?

6.Чем различаются нравственные принципы и нравственные нормы?

7. Определите место и роль нравственных принципов в деловых отно-шениях.

8. Проанализируйте основные подходы к разработке нравственных принципов и норм делового общения, выделите общие принципы и нормы.

9. Каковы основные принципы этики бизнеса?

10. Установите соответствие между изученными нравственными стандартами и принятыми в сфере связей с общественностью этико-профессиональными кодексами.

11. Проанализируйте Федеральный закон «О рекламе» и выделите нравственные принципы рекламной деятельности, ставшие правовыми нормами.

12. Попытайтесь на основе проведенного анализа сформулировать нравственный кодекс организации.

Основные понятия:этика, мораль, нравственность, деловая этика, нравственные принципы деловой этики, нравственные нормы деловой этики, этика бизнеса, корпоративная этика, этический кодекс в связях с общественностью.

 

ТЕМА 7

ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ

 

1. Понятие этикета, его особенности и основные функции

2. Этикет приветствий и представлений

3. Деловая одежда: стили, функции, особенности

4. Визитки, их место в деловой коммуникации

5. Правила дарения и получения подарков

6. Культура деловых разговоров по телефону




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (566)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)