Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комплексный характер воспитательно-образовательного процесса (из опыта мировой педагогики)



2015-11-20 714 Обсуждений (0)
Комплексный характер воспитательно-образовательного процесса (из опыта мировой педагогики) 0.00 из 5.00 0 оценок




Система воспитания этической культуры российских школьников постро­ена на логической взаимосвязи следующих структурных компо­нентов:

- этический курс теоретико-практических занятий с детьми как специальный учебный предмет, построенный по иннова­ционной методике с сюжетно-игровой основой;

- повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», построенная на сочетании этической ус­тановки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них;

- общеколлективная внеклассная деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодей­ствие.

Каждый из этих компонентов, имея свою функцию, специфи­ческое содержание и методическую особенность, призван осущест­влять определенную часть общей педагогической задачи, предус­матривающей охват всей жизнедеятельности школьников.

Центральный системообразующий компонент предлагаемой системы — специализированный этический курс занятий с детьми с 1-го по 11-й класс«Основы этической культуры», рассматривае­мый как самостоятельный учебный предмет. Данный предмет ориентирован на специфику возрастных категорий школьников и призван донести до разума учеников не только со­держательную сторону этических понятий, но и историю возник­новения и развития этической мысли и общечеловеческих ото­бранных человечеством норм морали. Одновременно предмет этики способствует естественному проникновению педагога в мир отношений и общения .

Целевая установка предмета — приоритетность духовности и культуры в ценностных ориентациях ребенка.

С 1-го по 8-й класс предмет этики называется «Этическая грамматика» и выполняет функцию постепенного погружения детей в мир этических понятий и категорий. Он рассчитан на регу­лярную работу с детьми в процессе этических занятий по предла­гаемой для каждого класса программе и поурочным разработкам.

Курс этической грамматики включает четыре раздела, углуб­ляющие и расширяющие знания, представления и опыт нравствен­ного поведения по мере увеличения возраста учащихся: этика об­щения, этикет, этика человеческих отношений, этика отношений в коллективе.

Второй компонент системы воспитания этической культуры школьников —повседневная методика «этического заряда».

«Этический заряд» — это эмоциональный импульс доброжелательно начатого учебного дня младших школьников, недели — среднего и старшего звена. Это своеобразная психологическая установка, ориентирующая школь­ников на доброжелательность, уважение к окружающим и друг к другу, на добрый эмоциональный климат взаимоотношений.

Здесь отрабатывается и психологическая канва поведения педагога, который терпеливо учит школьников находить корректные способы реагирования на недостойное поведение других, настойчиво культивирует умение детей простить, проявить снисходительность и благородство.

Третий, завершающий компонент системы —внеурочная дея­тельность с этической направленностью, логически включенная в учебно-воспитательный процесс школы. Главное здесь — организа­ция разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния учащихся, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии.

Композиционно такая деятельность может быть построена как театрализованное представление-диалог и осуществляться в раз­ных возрастных группах в соответствии с возрастными интереса­ми, возможностями и педагогическими задачами по разным темам и сюжетам:

- В начальной школе в качестве «школы вежливости» («Доброе слово, что ясный день», «Ежели вы вежливы», «Сказка — ложь, да в ней намек»);

- В подростковых классах как этические диалоги («Золотое слово народной мудрости», «Своя земля и в горсти мила», «Как наше слово отзовется»), как дискуссионный клуб обще­ния («Листая страницы Д. Карнеги», «Ищи себя, пока не встретишь», «Судьба и Родина едины»);

- В старших классах как вечера этических размышлений, ро­мантические беседы «при свечах», разговоры «у костра», встречи в литературной гостиной («Живу я в мире только раз», «Музыка и мы», «Доброе имя дороже сокровищ всего мира»).

Внутри такой деятельность заложена возможность познания другого человека и самого себя, развития средств такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его. Чем ярче и композиционно разнообразнее построена данная дея­тельность, тем большее влияние на эмоциональную сторону лич­ности, эффективнее результат.

 

Психология личности как основа нравственного

Воспитания

Учение о темпераментах

Требование индивидуального подхода к каждому ребенку в со временной педагогике в некотором смысле относится пока к области мечтаний по причине господствующих в современном мире понятийных концепций и исходящей из них практики обучения

Практика современного образования далека от желаемого идеала. Где искать выход из создавшегося положения? Чтозначит на практике индивидуальный подход в обучении, питании?

В контексте представлений о человеке индивидуальность более слож­на, чем простой набор свойств характера. В ее основе лежат фун­даментальные силы, которые ищут индивидуальное неповтори­мое воплощение.

Именно эту индивидуальность каждый из нас ощущает в дру­гом человеке. Ребенок в своем поведении и способе реагирования действует в соответствии с типом, к которому он принадлежит, так же, как, впрочем, и мно­гие взрослые. То, что называют воспитанием индивидуально­сти в этом возрасте, означает воспитание человека как типа.

В педагогике основной целью всякой систе­мы воспитания является развитие сил личности. Но достижение этой цели предполагает, чтобы воспитание ребенка в этом возрасте основывалось на уяснении его типичных свойств, так как именно эти типичные свойства являются помощником че­ловека или его врагом, его достоинствами или недостатками. Они могут быть опорой для самовыражения индивидуальности ребенка или непреодолимой преградой.

Следовательно, задача воспитателя— «дрессировка коня для наездника», которому предстоит долгое жизненное путешест­вие. И индивидуальности нелегко придется взбираться в седло лошади, которая может оказаться слишком норовистым конем или немощной клячей. Человеческую индивидуальность, как духовную субстанцию, невозможно, да и не нужно воспитывать. В воспитании не­обходимо стремиться к тому, чтобы типичное в человеческом существе стало удобным инструментом, которым ребенок, став взрослым, сумел бы пользоваться.

Учение о темпераментах в педагогической практике (из опыта штайнеровской педагогики)

В мире существуют различные описания типов человеческих характеров, и постоянно создаются новые классификации. Существуют, однако, два требования, которым они должны отвечать. Во-первых, классификация должна быть всеохватывающей, и ни одно из явлений не должно выпадать из поля ее зрения. Во-вторых, классификация должна быть ра­ботающей, т.е. открывать новые возможности понимания человека.

Учение о четырех типах темпераментов берет свое начало из античности. И штайнеровские школы единственные, где такая классификация используется учителем в практической работе.

«Золотое правило» воспитателя, знакомого с учением о темпераментах, гласит: «Никогда не действуй против темперамента ребенка!»

Первым результатом применения учения о темпераментах на практике будет воцарившийся дух доброжелательства в школе. А такая атмосфера внутришкольного настроения и являет­ся самой главной для успешного воспитания детей.

Если неправильно понять учение о темпераментах, то может показаться, что темперамент — это недостаток характера. В каком-то смысле это так, и для этого утверждения есть основания, точнее, темперамент как однобокость характера, как и любая односторонность развития, является слабостью. Но в опреде­ленном смысле и однобокость может быть достоинством или силой. Каждый тип темперамента по-своему одарен и по-своему обладает опасностью впасть в крайность. Можно предположить, во что разовьется темперамент, если нарушатся границы нормальной душевной жизни: ненормально развитый холерик превращается в буйнопомешанного, меланхолик будет страдать шизофренией, сангвиник вести себя как клоун, а флегматик вы глядеть слабоумным.

В штайнеровской школе пользуются понятиями «воспитанного» и «невоспитанного» темперамента, и поэтому, когда в школу поступает новый ученик с так называемым запущенным темпераментом, работа с ним поначалу состоит в воспитании темперамента, что и является первым шагом в воспитании любого ребенка.



2015-11-20 714 Обсуждений (0)
Комплексный характер воспитательно-образовательного процесса (из опыта мировой педагогики) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комплексный характер воспитательно-образовательного процесса (из опыта мировой педагогики)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (714)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)