Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Пакет методик по раскрытию личности и формированию нравственной позиции




Приведем некоторые методики, которые учитель может использовать не только с целью изучения учащихся, но и с целью воспитательного воздействия на них.

Основной принцип применяемых методик — создание си­туации «свободного выбора». Характер выбора различен: умозри­тельный, эмоциональный, практически-действенный.

Основные условия применения методик: «скрытые» педаго­гические цели, отсутствие педагогического «давления», право наанонимность при выполнении тестов, отсутствие взаимного влияния учащихся друг на друга, повторное воспроизведение по истечении определенного времени

К методу недописанного тезиса:

хорошая жизнь — это..; быть человеком — значит..; самое главное в жизни..; нельзя прожить жизнь без..; чтобы иметь друзей, надо..; плохо жить без..; если бы я был волшебником, я бы непременно..; когда я вижу человека, идущего навстречу, я..; когда нет никого вокруг, то я..; когда я смотрю на себя в зеркало, то..; в хорошей школе всегда..; когда есть свободное время..; если хочешь проверить че­ловека, то..; чтобы быть счастливым, надо, чтобы..; чтобы стать настоящей личностью, надо..; нельзя позволять оскорблять себя, ведь..; если видишь недостатки человека..; мы все в долгу пе­ред..; наивысшая ценность для человека — это..; я лучше всего себя чувствую, когда..; когда я вижу, что мой товарищ совершает что-то дурное, то я..; я знаю, что добро и зло..; листая книгу, я всегда думаю.-; музыка нужна, чтобы..; я не согласен с тем, что все говорят, будто..; бессовестному человеку на свете живется.. встретив вежливого человека, я всегда...



К методу анкетирования:

«Десять простых вопросов»

Почему надо вставать, когда учитель входит в класс? Почему нельзя опаздывать на урок?

Почему не следует тянуть руку вверх, когда хочешь ответить на вопрос?

Почему надо быть всегда опрятным?

Почему говорить следует громко и внятно, когда отвечаешь на вопрос?

Почему все встают, когда учитель говорит «урок окончен»?

Почему во время урока должна быть абсолютная тишина?

Почему надо иметь с собой сменную обувь?

Почему не следует бросать школьную сумку на пол?

Почему нельзя говорить с соседом, если ты уже все понял, что объяснил учитель?

Написать десять ответов на два вопроса:

Что я больше всего люблю?

Что я больше всего ненавижу?

Знаю ли я своих товарищей ?

Написать пять имен своих близких товарищей. Напротив тех имен написать достоинства каждого, затем — недостатки каждого.

К методу «Недописанного рассказа»:

..Мне купили новые кроссовки. И поэтому я не взял с собой сменную обувь. Показал дежурным у входа пустой мешок. Де­журные ничего не заметили. Весь день я...

...Я люблю раскачиваться на стуле. Будь моя воля, приказал бы ввести в школах стулья-качалки. Или бы разрешили всем на уроках раскачиваться, кто сколько хочет. На уроке я...

...Мы увидели смешного малыша. На нем была огромная шапка. Малыша под нею почти не было видно. Сере га сказал:

«Посмотрим, что там под шапкой!» — схватил и бросил ее вверх. Мы...

...Открылось новое кафе-мороженое. Девочки забежали по­лакомиться и ахнули: стены были украшены красивой мозаикой. Цветные камешки приятно было трогать руками. Девочки не­много отковыряли на память: опустишь руку в карман — сразу вспомнишь об этом дне...

...Дверь отворилась. Кто-то крикнул: «Уроков не будет — во­допровод прорвало!» Мы...

...Строители уехали, оставив после себя глину, канавы, горы песка. Дети детского сада вышли гулять Им гулять было негде Мы...

...Мне дали почитать книгу на один вечер. Я устроился по­удобнее и начал читать. Тут позвонил Димка. «Иди скорее, за­кричал он. — У меня что есть! Ты ахнешь!» Я...

...Новенький сказал, что у него замечательный пес. Мы в этот же день пошли смотреть собаку. Оказалось, что это обык­новенная собака. Мы...

К методу проективного теста:

Написать письмо, начинающееся так: «Я живу хорошо, по­тому что...», «Я живу плохо, потому что...»

Нарисовать рисунок «Я и моя школа», «Моя семья и я», «Я в будущем», «Я и мои друзья», «Микрорайон, в котором я живу».

Нарисовать животное, которого не бывает на свете, человека идеального, которого не встречал никогда.

Описать условия труда, которые «я хотел бы иметь в будущем».

К методу «Рассказ с ошибками»:

Зазвонил телефон. Таня загнула страницу и взяла трубку. Пока она говорила с подругой, кошка прыгнула на книгу. Таня накрыла кошку газетой: пусть поспит в шалаше!

Потом Таня набрала горсть липучих конфет: так приятно сосать конфеты, когда читаешь. Захотелось пить. Taня перебралась на кухню. Конечно, чуть не облила чаем книгу, но пустяки: тут же высушила на батарее.

Зазвонили у входа. «Прямо нельзя спокойно почитать!» — подумала Таня и бросилась открывать. Книга упа­ла, она ее подхватила, сунула под мышку. Рассердилась сама на себя и перестала торопиться. Книгу спокойно положила на диван вниз раскрытыми страницами, чтобы по­том не искать нужную страницу. Теперь пойдет спокойно и весело открывать дверь: интересно кто там пришел?

 

(о правилах этикета)

...Вася очень торопился, так как знал, что опаздывать нехо­рошо. Он пришел за десять минут до назначенного срока. Сильно и торжественно нажал кнопку звонка. Дверь отво­рила хозяйка. Вася сказал: «Здравствуйте!» Протянул цветы и добавил: «Поздравляю с днем рождения!»

— Проходите, — сказала хозяйка. Вася шагнул через порог, наступил хозяйке на ногу, но тут же извинился. Снял пальто, потом стянул шапку, вспомнил про подарок. Достал его из кармана. Подарок был слегка помят, но только чуть-чуть. Газета совсем незаметно потерлась. «Нате!» — сказал Вася и облегченно вздохнул.

...За столом Вася пользовался приборами, а не ел ру­ками. Он знал, как вести себя за столом.Вилку он держал в правой руке, нож — в левой. Оплошал он только раз: уронил нож, когда перекладывал приборы из руки в руку после того, как порезал на кусочки жаркое. Но и тут он извинился. Так как хозяйка сказала: «Ничего-ничего, не стоит волноваться, я принесу другой», — Вася успокоился и не полез под стол.

Вспоминая правила хорошего тона, салфетку он не пачкал, разложил красиво на коленях. Хлеб брал вилкой. Сначала угощал всех и хозяйку тоже, потом накладывал блюдо себе. Обязательно не доедал, оставляя немного на тарелке.

Вспомнив, что надо благодарить хозяйку за угощение, сказал «спасибо». Потом добавил, что было очень вкусно. А потом: «Но моя мама готовит еще лучше». Так как все рассмеялись, Вася осмелел и стал рассказывать анекдоты, которых знал уйму.

Когда хозяйка поднялась, чтобы принести чай, Вася решил быть галантным и побежал ей помогать. И даже дал два дельных совета: «Торт надо положить на большое блю­до!» и «Нужны щипчики для сахара!»

Напившись чая, он отодвинул чашку и сказал: «Ух, наелся и напился», — встал из-за стола. — «Спасибо, хо­зяйке!».

(В рассказе заложено 24 поведенческих ошибки героя).

 

К методу ассоциативного теста:

Записать как можно большее количество слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом: школа, учитель, человек, книга, деньги, мы, труд и т.д.

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1110)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)