Цели и задачи обучения англоязычному произношению на различных этапах обучения в школе и вузе. Основные принципы обучения произношению (индивидуализация, аппроксимация, контекстуализация, интегративность). Направления фонетической работы по формированию, поддержанию и коррекции устойчивых артикуляционных и ритмико-интонационных фонетических навыков. Необходимость рассмотрения элементов фонологической системы изучаемого языка в виде учебных блоков по работе над отдельными звуками, словоударением, фразовым ударением, интонацией, характерными особенностями связанной беглой речи. Приемы работы над каждым из учебных блоков в современных учебниках и пособиях по английскому языку.
Фонетическая транскрипция как полезное вспомогательное средство в обучении иностранному языку. Приемы работы с фонетической транскрипцией на разных этапах обучения.
Аудирование и развитие произносительных навыков. Использование аудио и видеоматериалов в курсе работы над произношением. Виды аудиозаписей (учебные, аутентичные редактированные, репортажные).
Важность формирования положительного отношения к овладению грамотным красивым произношением у студентов педагогического вуза. Современное понимание значения обучения нормативному произношению не только в его техническом аспекте (обучение правильному произнесению лексем, интонем и проч.) и коммуникативном аспекте (обеспечение эффективного общения), но и в широком социокультурном аспекте (в плане создания образа культурного высокообразованного человека).
Рекомендуемая литература
Основная:
Антипова А.М. Ритмическая система английской речи. - М.: Высшая школа, 1984.
Васильев В.А. и др. Фонетика английского языка. Нормативный курс. - М.: Высшая школа, 1980.
Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика английского языка: Учеб. для студентов вечер. и заочн. отделений педвузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2004.
Соколова М.А., Гинтовт К.П., Тихонова И.С., Тихонова Р.М. Теоретическая фонетика английского языка: Учеб. для студентов ин-тов и факультетов иностр. яз. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996
Соколова М.А., Гинтовт К.П., Кантер Л.А., Крылова Н.И., Тихонова И.С., Шабадаш Г.А. Практическая фонетика английского языка: Учеб. Для фак. англ. яз. пед. ин-тов. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
Трахтеров А.Л. Практический курс фонетики английского языка. - М.: Высшая школа, 1976.
Трахтеров А.Л., Лекции по теоретическому курсу английского языка, МГПИ им. В.И. Ленина, М., 1955.
Антипова А.М. Характер взаимосвязи ритма и других компонентов интонации. В сб. "Фонология, фонетика, интонология", - М.: МГПИИЯ, 1979.
Антипова Е.Я. и др. Пособие по английской интонации (на англ. яз.) Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов и фак. Ин. Яз. Л.: Просвещение, 1974.
Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.
Бондарко Л.В. О фонологических операциях, обеспечивающих речевую коммуникацию. В сб. "Фонология, фонетика, интонология", - М.: МГПИИЯ, 1979.
Журавлев В.К. Quo Vadis? Камо Грядеши? (К истории фонологии). В сб. "Фонология, фонетика, интонология", - М.: МГПИИЯ, 1979.
Леонтьев А.А. Функциональное использование звуковысотных различий в языках мира. - Теоретические проблемы фонетики и обучения произношению. М., 1971.
Маковский М.М. Английская диалектология. Современные английские диалекты Великобритании. М., 1980.
Основы публичной речи: Учеб. Пособие для студ. высш. учебн. Заведений. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000
Поливанов Е.Д. К вопросу о функциях ударения. - Теоретические проблемы фонетики и обучения произношению. М., 1971.
Раевский М.В. К проблеме слога и его места в ряду единиц звукового строя языка. В сб. "Фонология, фонетика, интонология", - М.: МГПИИЯ, 1979.
Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970
Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982.
Торсуев Г.П. Строение слога и аллофоны в английском языке. Изд-во "Наука", М., 1975.
Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. М., 1979.
Торсуева И.Г. Интонация как компонент текста. В сб. "Фонология, фонетика, интонология", - М.: МГПИИЯ, 1979.
Торсуева И.Г. Теория интонации. М., 1974.
Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.
Шевченко Т.И., Социальная дифференциация английского произношения., М., 1981.
Якобсон Р., Халле М. Фонология и ее отношение к фонетике. - Новое в лингвистике. Т. II. М., 1962.
Approaches to pronunciation Teaching. Ed. Brown, A., UK, Macmillan, 1993.
Ashby, P. Speech Sounds. London and NY: Routledge, 1995.
Avery, P., Ehrlich, S. Teaching American English pronunciation. New York. Oxford University Press, 1992.
Brazil, D., Intonation in context. Cambridge University Press, 1996.
Celce-Murcia, M., Brington, D., Goodwin, J. Teaching pronunciation: A reference for teachers of English to speakers of other languages. New York: Cambridge University Press, 1996.
Chitoran, Dumitru. Workbook in English phonetics and phonology.- Bucuresti, 1977
Crystal, D. The Past, Present and Future of English Rhythm// Changes in pronunciation/ Speak Out, N 16, pp.8-14, 1996.
Cruttenden, A. Intonation. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
Dalton, C., Seidlhofer, B. Pronunciation. Oxford University Press, 1997.
Gilbert, j.b., Clear Speech. Cambridge University Press, 1997.
Gimson A.C. An Introduction to the Pronunciation of English. - London, 1981.
Hughes, A. And P. Trudgill. English Accents and Dialects, 2nd edition. London: Edward Arnold, 1987.
Montgomery, M. An introduction to Language and Society. London & NY, Routledge, 1996.
Morley, J. (Ed.), Pronunciation pedagogy and theory: New views, new directions.. Alexandria, Va: TESOL, 1994.
O'Connor J.D. and Arnold G.F., Intonation of Colloqual English, London, Longman, 1973.
O'Connor J.D. Better English Pronunciation. - Cambridge University Press, 1994.
O'Connor J.D., Fletcher C. Sounds English : A Pronunciation Practice Book. Longman, 1989.
Phillipson, R. Linguistic Imperialism. Oxford University Press, 1997.
Poole S.C. An Introduction to Linguistics. – Palgrave, 1999.
Richards J.C. and Rodgers T.S.. Approaches and methods in language teaching. Cambridge University Press, 1988.Chapter: A brief history of language teaching.
Roach, P. English Phonetics and Phonology: a Practical Course, 2nd edition. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.
Rosewarne D. Changes in English Pronunciation and some Implications for Teachers and non-Native Learners// Changes in Pronunciation/ Speak Out - Cambridge, 1996. - N 18, pp. 15-21.
Trim J.L.M. & Van Ek J.A. Pronunciation and Intonation . Threshold level 1990, a revised and extended version. Council for Cultural Co-operation. Strasbourg, Council of Europe Press, 1993
Trudgill, P. English Accents and Dialects: An Introduction to Social and regional Variation. London, 1983.
Vaugham-Rees, M. Rhymes and Rhythm. Macmillan/Phoenix, 1994.
Рекомендуемые материалы открытого доступа из сети Интернет: