Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Общие сведения об измерении силы тока и напряжения




Саратовский государственный технический университет

 

Измерение постоянных

Токов и напряжений

 

Методические указания

к лабораторной работе по дисциплинам

«Метрология и радиоизмерения», «Метрология,

стандартизация и сертификация» и «Методы и средства

измерений в телекоммуникационных системах»

для студентов специальностей 210302 и 210404

 

 

Одобрено

редакционно-издательским советом

Саратовского государственного

технического университета

 

 

Саратов 2010

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящие методические указания предназначены для студентов специальностей 210302 и 210404, выполняющих лабораторные работы по дисциплинам «Метрология и радиоизмерения», «Метрология, стандартизация и сертификация» и «Методы и средства измерений в телекоммуникационных системах».

В методических указаниях сформулирована цель лабораторной работы, изложены основные теоретические положения, приведены описание лабораторной установки, порядок выполнения лабораторной работы и содержание отчета по лабораторной работе. В списке литературы указаны источники информации, с которыми должен ознакомиться студент перед выполнением лабораторной работы.

При подготовке к выполнению каждой лабораторной работы студент должен:

· изучить соответствующие теоретические разделы по рекомендуемой преподавателем литературе;

· ознакомиться с методикой выполнения лабораторной работы;

· изучить схему лабораторной установки и применяемые приборы;

· составить таблицы для записей результатов измерений;

· изучить правила техники безопасности при работе с приборами и устройствами.

Проверка готовности студента к выполнению каждой работы проводится преподавателем при личном опросе, в ходе которого проверяется знание студентом основных теоретических сведений и порядка выполнения работы.

Перед началом выполнения работы студенту необходимо:

· удостовериться, что лабораторная установка отключена от сети электропитания;

· проверить шины заземления и их подключение к лабораторному стенду;

· посмотреть, нет ли наружных повреждений кабелей электропроводов и соединительных проводов.

При проведении лабораторной работы студент должен:

· собрать схему, предъявить ее преподавателю или лаборанту и только после их разрешения производить включение стенда;

· проверить работоспособность системы отключения питания;

· включить лабораторный стенд и провести необходимые работы, согласно методическим указаниям.

После завершения выполнения лабораторной работы студент должен:

· предъявить преподавателю для проверки выключенную лабораторную установку и вспомогательное оборудование. Все органы управления стендом должны находиться в исходном положении.

· составить отчет по лабораторной работе, который должен содержать схемы измерений и результаты исследований и расчетов в виде таблиц и графиков с необходимыми пояснениями и выводами. Отчет по лабораторной работе в соответствии с заданием приводится на листах формата А4 (210´297 мм) на одной стороне листа. Графики выполняются в одном из графических редакторов с применением компьютера или на миллиметровой бумаге.

Студенту категорически запрещается:

· самостоятельно устранять неисправности;

· открывать корпуса приборов и устройств;

· класть посторонние предметы на рабочие места;

· включать и выключать приборы и устройства, не относящиеся к выполняемому заданию;

· участвовать в работах, выполняемых другими бригадами студентов на других лабораторных установках;

· оставлять без надзора включенные стенды, приборы и установки.

Цель лабораторной работы: изучение принципов и методов измерений постоянных токов и напряжений, получение навыков работы с измерительными приборами, определения погрешностей измерительных приборов, измерений с многократными наблюдениями и обработки полученных результатов.

 

Основные теоретические положения

 

Общие сведения об измерении силы тока и напряжения

 

Токи и напряжения являются наиболее распространенными электрическими величинами, которые приходится измерять в радиотехнических и телекоммуникационных системах [1, 2]. Этим объясняется широкая номенклатура выпускаемых промышленностью средств измерений рассматриваемых электрических величин. Выбор средства измерений определяется совокупностью факторов: предполагаемым размером измеряемой величины, родом тока (постоянного и переменного), частотой, требуемой точностью измерения, условиями проведения эксперимента (лабораторные, цеховые, полевые и т. п.), влиянием внешних условий (температуры, магнитного поля, вибраций и т. д.) и др.

Определение значений напряжений осуществляется, как правило, прямыми измерениями. Для определения силы тока, кроме прямых измерений, широко используют косвенные измерения, при которых измеряется падение напряжения на резисторе с известным сопротивлением , включенном в цепь измеряемого тока . Значение силы тока находят по закону Ома:

. (1)

В этом случае погрешность результата измерения определяется погрешностью измерения напряжения и погрешностью , обусловленной отличием номинального значения сопротивления от истинного значения сопротивления . Погрешность может быть найдена по правилам обработки результатов наблюдения при косвенных измерениях.

Измерения силы тока и напряжения всегда сопровождаются погрешностью, обусловленной сопротивлением используемого средства измерений. Включение в исследуемую цепь средства измерений искажает режим этой цепи. Так, например, включение амперметра, имеющего сопротивление , в цепь, изображенную на рис. 1 а, приведет к тому, что вместо определяемого выражением (1) тока, который протекал в этой цепи до включения амперметра, после включения амперметра будет протекать ток:

. (2)

При этом погрешность

(3)

тем больше, чем больше сопротивление амперметра. Аналогичная погрешность возникает при измерении напряжений. Например, в цепи, представленной на рис. 1 б, при включении вольтметра, имеющего сопротивление , для измерения напряжения между точками и режим цепи нарушается, так как вместо напряжения:

, (4)

которое было в схеме до включения вольтметра, после его включения напряжение

. (5)

Причем погрешность

, (6)

           
 
   
 
 
   

 

 


Рис. 1. Схемы измерения тока (а) и напряжения (б)

тем больше, чем меньше сопротивление вольтметра.

Косвенным показателем сопротивления средств измерений является мощность, потребляемая средством из цепи, в которой производится измерение. При протекании тока через амперметр с сопротивлением мощность, потребляемая амперметром,

 

. (7)

 

Мощность, потребляемая вольтметром, определяется выражением

, (8)

где – напряжение, измеряемое вольтметром; – внутреннее сопротивление вольтметра. Следовательно, погрешность от искажения режима цепи при измерении токов и напряжений тем меньше, чем меньше мощность, потребляемая средством измерений из цепи, где производится измерение.

Таким образом, для уменьшения величины методической погрешности при измерении напряжения сопротивление используемого вольтметра должно быть как можно большим, а при измерении силы тока сопротивление амперметра – как можно меньшим, тогда и потребление мощности от объекта измерения будет малым.

Из средств измерений, используемых для измерений токов и напряжений, наименьшим потреблением мощности из цепи измерений обладают компенсаторы (потенциометры), электронные и цифровые приборы. Среди электромеханических приборов наименьшую мощность потребляют магнитоэлектрические и электростатические приборы. Достаточно малая мощность, потребляемая из цепи измерений компенсаторами, позволяет измерять ими не только напряжения, но и ЭДС.

Диапазон измеряемых значений силы тока и напряжения достаточно широк. Поэтому для измерений токов и напряжений в таком широком диапазоне значений выпускаются различные средства измерений, обеспечивающие возможность измерений в определенных поддиапазонах. Средства измерений токов и напряжений делают, как правило, многопредельными. Для расширения пределов измерений силы тока применяются шунты и измерительные трансформаторы постоянного тока в цепях постоянного тока и измерительные трансформаторы переменного тока в цепях переменного тока. Для расширения пределов измерений напряжения используют делители напряжения, добавочные резисторы и измерительные трансформато- ры напряжения.

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)