Этикет как учебная дисциплина и социальное явление (2 часа)
Кафедра истории и Культурологии
Б 1 ДВ1 ЭТИКЕТ Практикум Направление подготовки 151000 Технологические машины и оборудование Профиль подготовки Машины и аппараты пищевых производств
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….4 Раздел 1 Планы практических занятий и методические советы к их изучению………………………………………………………………… 5 1.1 Этикет как учебная дисциплина и социальное явление………………..5 1.2 Культура поведения в общественных местах…………………………...6 1.3 Невербальный этикет и его роль в формировании имиджа…………….7 1.4 Речевой этикет……………………………………………………………..9 1.5 Гостевой этикет……………………………………………………………10 1.6 Столовый этикет…………………………………………………………..11 1.7 Культура семейных отношений………………………………………….13 1.8 Деловой этикет …………………………………………………………...15 1.9 Этикет работника ресторанного бизнеса……………………………….. Раздел 2 Банк контрольных вопросов………………………………….
Введение В настоящее время всё яснее становится социальная потребность в формировании у молодых людей навыков культурного поведения. К сожалению, нормы этикета долгое время не учитывались в общественной практике. Несоблюдение преемственности нравственных и культурных традиций, отрицание этикета как проявления чуждой советскому строю идеологии не самым лучшим образом сказались на общественных нравах. Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении с людьми – такова реальность наших дней. Между тем рост межгосударственных, межкультурных, межнациональных контактов, интенсификация личных и деловых отношений современного человека делают всё более актуальным знание культурных особенностей поведения и их нравственный аспект. В условиях современного напряжённого ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения от человека требуется умение владеть собой и строить отношения с окружающими в быту, в семье, в профессиональной и общественной деятельности. Успех делового человека, например, во многом зависит от того, насколько он уважает достоинство коллег, руководства, подчиненных, заказчиков, а также соблюдает основные нормы общественного поведения. Особо подчеркнем, что этикет теснейшим образом связан с нравственностью. Мораль, нравственность человека - это его устои, принципы, которыми он руководствуется в своей жизни. А этикет – это внешняя форма, правила поведения, которым он должен следовать и в которых находят своё отражение нравственные принципы человека. На практических занятиях по данной дисциплине мы попытаемся усвоить основные правила этикета, осознать, каким приятным может быть общение, если следовать им, как знание и применение этих правил позитивно влияет на формирование имиджа человека. Если всё, о чём будет говориться, является для вас само собой разумеющимся, то нам будет очень приятно найти в вашем лице единомышленников! Но если многое из того, что известно с детства, пока не стало привычкой и потребностью, то, видимо, следует серьёзно подойти к полученной на занятиях информации, постепенно внедряя её в жизнь. Надеемся, что после изучения данного курса вы сможете расширить свои представления о специфике человеческого общения и хоть что-нибудь изменить в своих отношениях с людьми. Раздел 1 Практические Занятия и методические указания к их изучению Этикет как учебная дисциплина и социальное явление (2 часа) 1) Понятие этикета 2) Основные правила и принципы этикета 3) Структура этикета 4) Роль этикета в жизни общества
Содержание первого вопроса 1) Каково происхождение слова «этикет»? 2) Когда и в какой стране сложилось и вошло в обиход понятие этикета? Что оно означало? Назовите современное определение данного понятия. 3) Когда этикет зародился как общественное явление? 4) Сопоставьте понятия «этикет» и «этика», «этикет» и «культура поведения». Покажите тесную взаимосвязь между ними.
Содержание второго вопроса 1) Назовите «золотое правило» нравственности, лежащее в основе этикета. Почему оно является универсальным, приемлемым для всех народов? 2) Перечислите и раскройте основные принципы этикета. Какой из них является главным? 3) Почему принципы этикета более важны, чем его конкретные правила? 4) Что такое вежливость, корректность, тактичность и деликатность? Какие внутренние качества личности они олицетворяют?
Содержание третьего вопроса
1) Назовите формы, виды и подвиды этикета. Приведите примеры, подтверждающие тесную взаимосвязь между ними. 2) Каковы различия между традиционным и современным этикетом? 3) Существует ли единый общемировой этикет? 4) Каковы особенности российского этикета?
Содержание четвертого вопроса
1) Каковы основные функции этикета? Какая функция является главной и почему? 2) Раскройте роль этикета в формировании и развитии интеллигентного человека. 3) Каково значение этикета в достижении успеха в профессиональной деятельности?
Рекомендуемая литература 1 Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2006. – С.5-10. 2 Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: учеб. пособие – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – С.8-17. 3 Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.- С.11-23. 4 Опалев А.В. Умение обращаться с людьми. Этикет делового человека. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. – С.7-13. 4 Рахматуллина З.Я. Этикет как ценность культуры. – Уфа: Гилем, 2006. – С.5-24. 5 Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. – М.: Ось-89, 2001. Самостоятельная работа студента Выполните тесты: 1 Этикет это: а) совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям б) манеры поведения и общения в) совокупность верований, убеждений, ценностей, норм и образцов поведения, которыми руководствуются большинство членов общества
2 Этикет как общественное явление зародился: а) в первобытную эпоху б) в период Древних цивилизаций в) в Новое время
3 «Золотое правило» нравственности гласит: а) живи и не мешай жить другим б) поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой в) никогда не ставь людей в неудобное положение
4 Культура поведения это: а) совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям б) знание правил этикета в) правила поведения, которые усвоены людьми и реализуются ими в повседневной жизни
5 Принцип эстетической привлекательности поведения заключается: а) в уважительном и доброжелательном отношении к людям б) в стремлении поступать красиво в любой жизненной ситуации, быть привлекательным в глазах окружающих в) в практической полезности действий и поступков человека
6 Сущность принципа гуманизма состоит: а) в стремлении строить свое поведение в зависимости от места времени и обстоятельств б) в уважительном и доброжелательном отношении ко всем людям, вне зависимости от возраста, пола, национальности и общественного положения в) в ориентации на соблюдение народных обычаев и традиций
7 Общегражданский этикет это: а) правила поведения дипломатов и других официальных лиц на различных дипломатических приемах, во время визитов и переговоров б) свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих в) совокупность правил, традиций и обычаев, соблюдаемых жителями той или иной страны при общении друг с другом
8 К подвидам этикета, которые определяются характером ситуации в которой находится человек, относятся: а) служебный б) дипломатический в) гостевой г) семейный д) общегражданский е) подарочный ж) этикет в общественных местах
9 По форме общения этикет подразделяется на: а) речевой (вербальный) б) неречевой (невербальный) в) столовый г) гостевой д) подарочный
73 В зависимости от правил поведения, которыми руководствуются представители тех или иных профессий, выделяют: а) педагогический этикет б) медицинский этикет в) служебный этикет г) придворный этикет
74 Национальные обычаи и традиции сегодня, как правило, соблюдаются: а) на свадьбах б) на крестинах в) на молодежных вечеринках г) на похоронах д) во время посещения театра и кинотеатра
9 Регулятивной функцией этикета является: а) нравственное и эстетическое воспитание личности б) упорядочение, регулирование взаимоотношений между людьми в) обеспечение позитивного общения между членами общества
Популярное: ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |