2. Характеристика фактов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на результат воспитательно-образовательной работы, взаимосвязь этих факторов и степень влияния на изучаемый объект.
3. Причины возникновения факторов, положительно или отрицательно влияющих на анализируемый объект.
4. Обобщенные выводы по итогам анализа.
5. Предложения по ликвидации причин выявленных недостатков.
Воспитаниекультурно-гигиенических навыков и культуры поведения (схема 2.7)
Благодарит взрослых и сверстников за оказанную помощь
Бережное отношение к игрушкам
Соблюдение элементарных правил поведения в группе
Знание и соблюдение правил поведения в общественных местах
Организация и проведение занятий (схема 2.8)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Характеристика программного содержания: соответствие задач программе группы; соответствие уровню развития детей данной группы; объем программного содержания; конкретность формулировок программного содержания
Характеристика деятельности воспитателя: выделение приемов, используемых для решения поставленных задач; соответствие приемов возрасту детей, требованиям методики данной программы; правильность, точность применения этих приемов
Характеристика деятельности детей: освоение детьми программного содержания по задачам; особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию); учебные навыки детей
Характеристика условий проведения занятия: соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий; соответствие требованиям материально-технических условий; соответствие требованиям функционально-педагогических условий
Аспектами анализ поведения детей на занятии (схема 2.9)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Проявляют ли дети познавательную активность?
Реагируют ли дети на приемы активизации деятельности?
Достигнута ли детьми дидактическая цель?
Аспектами анализ деятельности детей (схема 2.10)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Принятие детьми цели занятия
Проявление активности в процессе выполнения задания
Использования знаний и умений для достижения результата деятельности
Качество знаний и способов действий (схема 2.11)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Полнота и глубина знаний
Осознанность знаний
Умение ими оперировать, применять в разных ситуациях
Прочность сформированных знаний
Оценочные суждения
Формирование и развитие учебных умений
Научность
Учет индивидуальных особенностей детей
Формирование у детей навыков контроля и самоконтроля
Умение обобщать, сравнивать и прогнозировать (схема 2.12)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Умеют ли дети увидеть и понять связи и отношения природных явлений?
Умеют ли дети замечать изменения развития?
Умеет ли определять, замечать и видеть: свойство и качество объекта изменение развития взаимодействия живой и неживой природы
Умеют ли высказывать оценочные явления (есть ли суждения), значимость?
Умеют ли обобщать явления природы?
Вызывает ли наблюдение в природе радость и восторг от наблюдаемого объекта?
Эмоции детей: восторг восхищение изумление интерес равнодушие пассивность
Умение применять знания и умения на практике (схема 2.13)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Умение применять на практике полученные знания?
Самостоятельность применения разных способов воздействия на природу?
Ухаживают ли за животными и растениями по собственной инициативе?
Правильно ли выбирают орудия труда?
Постоянство проявления заботы, доброты по отношению к растениям, животным
Знание последовательности ухода за растениями и животными?
Эмоциональность наблюдения в природе у детей?
Отвечает ли объем знаний о природе требованиям программы данной группы?
Психологический анализ занятия (схема 2.14)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Психологический анализ учебной деятельности детей. Активная позиция детей на занятии, позитивное отношение детей к воспитателю, преобладающее на занятии самочувствие детей
Психологическая оценка занятия: а) уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов); б) соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях (преобладание речи воспитателя, преобладание речи детей, равное соотношение); в) соответствие форм и методов занятия возрастным психофизиологическим особенностям детей (учитывает ли воспитатель индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятий)
Психологический анализ деятельности воспитателя на занятии: а) наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»); б) коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребенком); в) внешний облик воспитателя (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и прическе)
Организация разнообразной деятельности на прогулке (схема 2.15)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Удовлетворительность условий для двигательной деятельности на участке?
Пути педагогического содействия игровой деятельности
Содержание, характер индивидуальных занятий с детьми
Блок 3. Физическое воспитание
Физическое воспитание (схема 3.1)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Имеются ли в занятии задачи: оздоровительная воспитательная образовательная какие превалируют
• 2
Понимают ли дети цель занятия?
Доступно ли содержание занятия детям?
Применяются ли нетрадиционные формы в занятии?
Соответствуют ли приемы, используемые в занятии, возрасту детей: словесные наглядный показ взрослого наглядный показ ребенка напоминание частичный показ другие
Поддерживается ли воспитателем интерес к занятию на протяжении всего занятия?
Умеет ли ребенок сопереживать товарищу?
Присутствует ли на занятиях дух соперничества?
Использует ли ребенок свои способы выполнения?
Показывает ли воспитатель разные варианты выполнения упражнений?
Проявляет ли ребенок инициативу в подготовке оборудования?
Моторная плотность (ее реализация в соответствии с возрастом детей)
Нагрузка (соответствие индивидуальных особенностей детей)
Использование физкультурного уголка детьми в течение дня (схема 3.2)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Эстетичность оформления уголка?
Соответствие уголка возрастным особенностям детей данной группы
Соответствие атрибутов подвижных игр для данного возраста
Наличие инвентаря для каждого ребенка (для занятий по подгруппам)
Занимаются ли дети в физкультурном уголке: с удовольствием с подсказкой воспитателя непринужденно
Используют ли дети в игре персонажные шапочки?
Придумывают ли свои игры с имеющимися атрибутами и снарядами?
Анализ физкультурного занятия (схема 3.3)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Выполнялись ли гигиенические требования к организации всего занятия (помещение, одежда, оборудование)
Понимают ли дети поставленные перед ними задачи? индивидуальный подход фронтальный поточный подгрупповой словесный показ взрослого показ ребенка напоминание и др.
Соответствие физической нагрузки нормам: в водной в основной в заключительной
Моторная плотность
Общая плотность
Используются ли нетрадиционные формы в занятии?
Активность выполнения ОРУ, ОД подвижных игр (%)
Осознанно ли дети воспринимают материал?
Понимают ли дети поставленные задачи?
Проявляют ли дети самостоятельность в поисках новых способов действий?
Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание?
Осуществляется ли работа по ознакомлению детей разным способам выполнения движений?
Была ли инициатива со стороны детей в подготовке атрибутов и пособий?
Ваши предложения
Умение детей самостоятельно использовать подвижную игру в своей деятельности (схема 3.4)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Самостоятельно ли дети выбирают знакомую игру?
Согласовывают ли дети в игре свои действия с действиями партнера?
Способствует ли игра самовыражению детей?
При объяснении воспитателя воспринимают ли дети правила игры?
Какие игры больше используют дети: игры с бегом игры с пользованием и лазанием игры с метанием и ловлей народные игры эстафеты игры на ориентировку в пространстве
Улучшают ли дети в игре свои физические качества?
Эмоциональны ли дети в игре?
Достаточно ли времени для игровой деятельности?
9
Учит ли игра детей: честности справедливости дружелюбности организованности самостоятельности
Оценка двигательной среды развития (схема 3.5)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Минимально-необходимое оборудование для выполнения программы (II категория)
Современное спортивное оборудование, соответствующее требованиям Госстандарта + требования П категории (I категория)
Усовершенствованное спортивное оборудование с элементами собственных конструкций + требования I категории (высшая категория)
Оценка эффективности физзанятия (схема 3.6)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Программное содержание:
целесообразность поставленных задач (образовательной, воспитательной, оздоровительной); преемственность структурных частей занятия (соответствие типу занятия, наличие специфических физических упражнений в каждой части занятия); осуществление комплексного подбора всего программного материала по развитию движений и физических качеств
Деятельность педагога:
соответствие методов обучения поставленным задачам; обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом состояния их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности; стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка, детской самостоятельности; достижение высокой моторной плотности и хорошего тренирующего эффекта; использование специальных приемов повышения физической нагрузки; эмоциональный микроклимат занятия и стиль общения
Деятельность детей:
особенности поведения на занятии (активность, внимание, интерес, соответствие нагрузок); освоение детьми программного содержания по задачам; навыки самостоятельной деятельности; проявление двигательной инициативы и творчества детей
Оценка эффективности досуга (схема 3.7]
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Деятельность детей:
интерес, увлеченность; самочувствие, настроение; соответствие нагрузки уровню физического развития детей и их физической подготовленности; проявление двигательной инициативы и творчества детей; навыки самостоятельной двигательной активности
Деятельность инструктора по физической культуре:
эффективность использования оборудования и инвентаря; соответствие содержания праздника (досуга) теме, сезону и условиям проведения; динамичность праздника (досуга); разнообразие игр, упражнений по двигательному содержанию и способы их подачи; стиль общения
Оценка эффективности секционного занятия (схема 3.8)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Постановка цели
Эффективность использования оборудования и инвентаря
Соответствие содержания занятия поставленной цели
Методы проведения занятий в секции: обеспечение контроля и коррекции при выполнении двигательных заданий; использование традиционных методик; применение авторских приемов
Результативность занятий: овладение детьми данным материалом; навыки самостоятельной работы детей
Эмоциональный настрой детей к восприятию материала
Стиль общения
Дополнительный показатель: участие детей в открытых мероприятиях (соревнованиях, показательных выступлениях) района, города, области
Блок 4. Игровая деятельность
Анализ условий проведения игр (схема 4.1)
№
Объект наблюдения
Да
Нет
Частично
Соблюдение игрового режима
Наличие оборудованной игровой площадки
Расположение и хранение игрушек
Соблюдение правил пользования игрушками
Подбор игрушек и других материалов в соответствии с тематикой игр
Взаимосвязь игры с другими видами деятельности детей.
Развитие чувства ответственности у детей за сохранение игрушек и умения приводить их в порядок
Условные обозначения
Анализ руководства воспитателем играми детей (схема 4.2)
№
Объект наблюдения
Да
Нет
Частично
Приемы воздействия воспитателя на игровую деятельность детей
Игры: показ, совет. Указание, помощь в налаживании конфликтов между детьми, обсуждение с детьми сюжета
Оказание помощи детям в осуществлении игровых замыслов
Приемы, направленные на целеустремленность и активность в играх
Руководство поведением детей
Создание положительных эмоций
Условные обозначения
Поведение и знания ребенка в игре (схема 4.3)
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Содержит ли игра элементы новизны?
Содержание игры вводит ребенка в условную ситуацию?
Присутствует ли информация, которая связана с содержанием отображаемой жизненной ситуации?
Меняется ли в процессе игры игровая среда (игрушки-заместители, игровой материал)?
Использованные методы и приемы побуждают их к разным способам воспроизведения действительности в игре?
Все ли задействованы в игре?
Умеют ли распределять роли?
Создает ли воспитатель проблемную ситуацию для выявления знаний о чем-либо?
Побуждает ли воспитатель добиваться воображаемого результата?
Как отражена нравственная сторона в игре?
Присутствуют ли отрицательные качества: конфликт грубость в обращении всегда быть первым споры
Умеют ли решать коллективные задачи?
Анализ руководства педагога играми детей (схема 4.4)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой?
Насколько полно использует игру?
Развивается ли игровая деятельность с учетом уровня развития детей?
Полно ли раскрыты в содержании игры те или иные события или явления?
Доиграли ли до конца?
Обсуждается ли с детьми прошедшая игра?
Формируется ли у них оценочное отношение не только к выполнению ролей, но и ко всей игре в целом?
Достаточно ли хорошо оснащена игра необходимым материалом?
Доступен ли игровой материал для использования его детьми?
Развитие нравственных качеств детей через игру (схема 4.5)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Рождаются ли во время игры новые варианты?
Умеют ли дети применять свои знания на практике?
Выполняются ли эстетические нормы поведения во время игры: доброжелательность отзывчивость чуткость агрессивность умение договариваться доверие сопереживание взаимопомощь правдивость справедливость
Имеет ли в игре отражение знаний о профессиях взрослых?
Какие приемы, побуждающие детей к началу игры, использовал воспитатель: предложение игрушки взятие на себя роли предложение темпа игры совместное обсуждение плана игры подготовка оборудования к игре внесение нового оборудования и др.
Формирует ли способности управлять своим поведением?
Изменяют ли предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта?
Игровая деятельность (схема 4.6)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Умеют ли ориентироваться в игровой задаче?
Умеет ли ребенок строить по чертежу?
Умеют ли отражать реальные факты или события, знания о профессии взрослых?
Умеют ли в процессе игры регулировать свои желания?
Умеют ли дети: анализировать обобщать рассуждать делать выводы, умозаключение
Проявляется ли творчество в создании игры (выбор тем)
Умеют ли ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности?
Есть ли у ребенка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли?
Рождаются ли во время игры новые варианты?
Выполняют ли дети этические нормы поведения во время игры: доброжелательность отзывчивость агрессивность неумение договариваться умение договариваться доверие сопереживание взаимопомощь правдивость справедливость
Используют ли пространственную среду для развертывания игры?
Формируют ли способности управлять своим поведением?
Изменяют ли предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта?
Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников (схема 4.7)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Наблюдение игры, анализ, оценка уровня развития игровой деятельности детей
Проектирование развития игровой деятельности, планирование приемов, направленных на ее развитие
Обогащение впечатлений детей с целью развития игр
Организация начала игры, побуждение детей к игре
Проектирование развития конкретной игры, предвидение ее развития
Пользование прямыми приемами руководства игровой деятельностью (вопросы к детям, предложение новой игры, и т.д.)
Включение в игру на главных или второстепенных ролях
Выражение своих чувств, мыслей с помощью речи, мимики, пантомимики в процессе воплощения взятой на себя роли
Пользование косвенными методами руководства игрой
Регулирование взаимоотношений детей, разрешение конфликтов, возникающих в процессе игры
Включение в игровую деятельность застенчивых, неуверенных и малоподвижных детей
Обсуждение с детьми и оценивание игры
Блок 5. Интеллектуально-познавательная деятельность
Анализ занятия по математике (логика мыслительной деятельности ребенка) (схема 5.1)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Соответствует ли программное содержание данному возрасту?
Имеется ли наличие нового, обеспечивающее некоторое усилие и напряжение мысли?
Имеются ли в занятии элементы занимательности?
Присутствуют ли приемы, направленные на: привлечение и сосредоточение внимания активизацию и самостоятельность мысли подачу нового с опорой на имеющийся опыт у детей
Доступно ли воспитатель объясняет задания детям?
Понятно ли ставит вопросы перед детьми?
Повторяются ли вопросы, задания несколько раз?
Имеются ли содержания в ответах?
Могут ли дети устанавливать связи?
Поведение ребенка на занятии в процессе работы: с удовольствием и интересом с увлечением помогает при ответах другим детям
Анализ занятия по математике (схема 5.2)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Достигнуты ли цели занятия?
Развивался ли интерес детей в процессе занятия?
■
Соответствие методов и приемов обучения (в зависимости от возраста): роль образа показа действий словесные приемы, их характер в зависимости от возраста (вопросы, задания, инструкции, оценка детских ответов) упражнения детей занимательные игры задачи, загадки
Анализ деятельности педагога на занятии: грамотность, четкость, лаконичность или полнота демонстрации объяснений, заданий, указаний; умение организовать самостоятельную практическую деятельность детей; умение активизировать мысленную деятельность детей, подводить к обобщению, делать выводы, доступность обобщения воспитателя; умение активизировать речь детей (конкретность, точность вопросов, разнообразие их формулировок);
индивидуальная работа на занятии; воспитательное влияние на детей (демократизм, плюрализм, сотрудничество, культура общения); подведение итога, обобщения
Анализ деятельности детей на занятии: заинтересованность внимание желание работать организованность спокойное поведение умение и желание отвечать на вопросы самостоятельность полнота ответов желание исправить дополнить ответ товарища помочь ответу товарища
Анализ занятия познавательного характера (схема 5.3)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Соответствует ли программное содержание уровню развития детей?
Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное
Умение детей принимать познавательную задачу
Стремление к разрешению возникших проблем, непонятных вопросов: задает вопросы пытается разобраться сам уходит от разрешения проблемы
Побуждают ли вопросы педагога детей раскрывать причинно-следственные связи?
Учитываются ли индивидуальные особенности детей?
Умеет ли ребенок обобщать, находить сходство, отличить существенное от несущественного?
Беседы воспитателя на занятиях (развитие мыслительной деятельности) (схема 5.4.)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Содержат ли вопросы конкретную и понятную мысль, выраженную в краткой и четкой форме?
Активизируют ли воспитание ребенка, способствуют лучшему усвоению нового материала и связывание его с имеющимся личным опытом?
Стимулируют ли развитие сообразительности ребенка, критичности и самостоятельности его мысли?
Направляют ли внимание ребенка на отыскание и название в определенной последовательности?
Вопросы направляют внимание детей на сравнительный анализ предметов, явлений?
Стимулируют ли на образование доступных обобщений, усвоения навыков классификации?
Анализ сенсорного развития детей (схема 5.5.)
№
Вопросы для изучения
Да
Нет
Частично
Умеют ли обследовать предметы при выполнении разных заданий?
Владеют ли содержанием сенсорных представлений?
Отражается ли в речи сенсорный опыт (назначение обследования, назначение качеств и свойств предметов, понимание указаний взрослого)?
Понимает и принимает ли ребенок задачу?
Начало выполнения задания (например: собрать башенку): оценивает ли зрительно величину колец и сразу выбирает по убывающей, раскладывает ли кольца в порядке убывания величины, сравнивает ли их попарно, нанизывает ли кольца беспорядочно