Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



2015-11-20 401 Обсуждений (0)
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

РЫНКА РЕКРУТИНГОВЫХ УСЛУГ

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(маркетинг)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

 

 

Омск – 2012


Работа выполнена в АНО ВПО «Омский экономический институт»

 

 

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Реброва Наталья Петровна  
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, доцент Боровских Нина Владимировна   доктор экономических наук, профессор Руднева Лариса Николаевна  
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

 

 

Защита состоится 11.04.2012 в 14-00 на заседании диссертационного совета ДМ 212.179.09 при Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского по адресу: 644077, Омск, ул. Нефтезаводская, 11, ауд. 210.

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

 

Автореферат разослан 7 марта 2012 г.

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета Стукен Татьяна Юрьевна


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования.Постоянное ускорение рыночных процессов приводит к быстрому устареванию информации; необходимость принятия в таких условиях управленческих решений актуализирует потребность получения достоверных, своевременных и полных сведений о рыночной ситуации, что дает фирме преимущество перед конкурентами в понимании потребностей покупателей. Обретение и сохранение информационного лидирования возможно лишь при проведении маркетинговых исследований. Важной задачей является систематизация и адаптация общих теоретических аспектов к особенностям функционирования отдельных рынков.

Одна из отличительных особенностей современной экономики – интенсивное развитие сферы деловых услуг, в том числе и рекрутинговых. Результаты различных исследований показывают, что недостаток квалифицированных кадров становится одним из основных препятствий для успешной предпринимательской деятельности. В сложившихся условиях хозяйствования особую значимость имеют устойчивость и стабильность деятельности в области подбора персонала для организаций. Считается, что экономические выгоды от найма на работу подходящих кандидатов с первой попытки могут достигать 6–20 % от обычного уровня производительности компании[1]. Наблюдаемое сокращение численности трудоспособного и экономически активного населения, влечет за собой превышение спроса на рабочую силу над его предложением и сокращение темпов роста валового внутреннего продукта. В таких условиях обеспечение хозяйствующих субъектов персоналом, соответствующим их требованиям, имеет значение не только для предпринимательских структур, но и для государства в целом. Существенное влияние, оказываемое данной сферой на эффективность и конкурентоспособность экономических субъектов, обуславливает необходимость тщательного ее изучения. Принимая во внимание ситуацию, сложившуюся в сфере рекрутмента, следует констатировать, что существует потребность в управлении рынком рекрутинговых услуг с маркетинговой направленностью, что в свою очередь невозможно без проведения маркетинговых исследований. Включение маркетинговых исследований в механизм функционирования рынка рекрутинговых услуг способствует получению и анализу информации, необходимой для решения существующих проблем, а также для формирования на ее основе более полной картины состояния рынка. Определение ключевых факторов, влияющих на изменение сферы рекрутинговых услуг, позволит прогнозировать дальнейшее развитие данной отрасли.

Степень разработанности проблемы.Методические вопросы проведения маркетинговых исследований освещались в трудах таких отечественных ученых, как Г. Л. Багиев, И. К. Беляевский, И. С. Березин, П. С. Завьялов, Е. П. Голубков, Ю. Ю. Комаргов, С. А. Красильников, А. Н. Матанцев, С. А. Мамонтов, Н. П. Реброва, А. Н. Романов, Б. Е. Токарев, В. А. Хруцкий, а также в работах зарубежных ученых: Б. М. Бермана, Г. Дж. Болта, Е. Дихтля, А. Дейана, Г. Картера, Ф. Котлера, Ж.-Ж. Ламбена, Ж. Ландреви, Ж. Леви, Д. Линдона, Н. К. Малхотра, К. Уэста, Дж. Черчилля, Дж. Р. Эванса и др.

Дополнительный интерес представляют публикации, частично связанные с вопросами оказания рекрутинговых услуг, таких российских и зарубежных ученых и специалистов, как Н. П. Беляцкий, Е. Н. Ветлужских, Н. А. Волгин, А. Е. Иванов, С. А. Иванова, А. Я. Кибанов, Ю. Лицарева, Э. Майклз, М. Мейган, М. И. Магура, Ю. Г. Одегов, С. В. Романов, А. В. Рощин, Д. Сичелли, Л. М. Спенсер, Л. У. Стаут, С. Уиддет, П. Т. Чингос.

Среди исследований, посвященных механизму совершенствования рекрутинговых услуг, заслуживают внимание труды российских ученых В. Ю. Ашурко, В. А. Базжиной, А. В. Бровкина, А. Ю. Гердюша, Ю. В. Долженковой, С. А. Карташова, И. А. Кокорева, В. В. Лосева, Н. А. Сергованцевой, Л. А. Стрельниковой, Т. В. Цоколаевой, М. С. Романова, С. С. Арзамасцева, Е. С. Кривова, А. Н. Куприянова.

Теоретические основания использования маркетинговых исследований в регулировании российского рынка услуг по подбору персонала частично рассматриваются в работах Е. Л. Богдановой, Л. П. Киян, Э. Э. Саруханова, Л. Н. Семерковой, С. И. Сотниковой, О. Ю. Патласова, В. В. Томилова, П. В. Черепова.

Вместе с тем совершенствование сферы российского рекрутмента требует расширения маркетинговых исследований проблем его развития, в эмпирическом анализе рынка недостает необходимого теоретического обоснования всех форм проявления и возможностей применения маркетинговых исследований.

Теоретической и методологической основой настоящей работы являются публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам методологии маркетинговых исследований рынка, а также проблемам рынка рекрутинговых услуг.

При обосновании положений исследовательской части работы использовались абстрактно-логический, экономико-статистический методы исследования, а также методы индукции, сравнения, анализа, синтеза, анкетирования, экспертных оценок.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, статистические данные, публикуемые Росстатом, Территориальным органом статистического наблюдения по Омской области, Федеральной службой по труду и занятости РФ, Главным управлением службы занятости населения по Омской области, материалы научно-практи-ческих конференций, данные официальных сайтов в сети Интернет.

Целью диссертационного исследования является совершенствование теоретико-методических основ маркетинговых исследований рынка рекрутинговых услуг.

Для реализации указанной цели поставлены и решены следующие основные задачи:

– изучить и уточнить базовые понятия исследуемой сферы, такие как рекрутинговая услуга, рынок рекрутинговых услуг;

– определить и систематизировать современные направления маркетинговых исследований рынка;

– выявить этапы формирования рекрутинга в России и факторы, повлиявшие на его трансформацию;

– проанализировать современное состояние и тенденции развития рынка рекрутинговых услуг на федеральном и региональном уровнях;

– предложить методику маркетинговых исследований рынка рекрутинговых услуг;

– определить направления информационного взаимодействия участников рынка.

Объектом исследования диссертациивыступает рынок рекрутинговых услуг России и Омского региона.

Предметом исследования являются методы и направления маркетинговых исследований рынка рекрутинговых услуг.

Научная новизназаключается в разработке теоретико-методических и прикладных основ исследования рынка рекрутинговых услуг и состоит в следующем:

1. Уточнен понятийный аппарат, относящийся к сфере рекрутмента: рекрутинговая услуга, рынок рекрутинговых услуг. Автором выделена координационная составляющая рекрутинговой услуги, выраженная в формировании и управлении взаимодействием работодателя и соискателя на вакантную должность. Основным отличием авторской трактовки термина «рынок рекрутинговых услуг» от ранее предложенных является включение в это понятие всей совокупности предложений, удовлетворяющих потребности работодателей в заполнении вакансий кандидатами из внешних источников, воспринимаемых потребителем как взаимозаменяемые.

2. Определена роль маркетинговых исследований в формировании и развитии рынка рекрутинговых услуг. Выявлены причины, тормозящие развитие маркетинговых исследований в сфере рекрутмента (недостаточно четкое понимание взаимосвязи между вовремя проведенными исследованиями и дальнейшим развитием агентства, его позиционированием, несовершенство государственных статистических информационных ресурсов).

3. Дополнены и уточнены этапы формирования и развития рынка рекрутинговых услуг, выявлены процессы, которые ускорили трансформацию рекрутинговой системы России (появление иностранных фирм на рынке рекрутмента, создание институциональных рыночных структур, развитие современных информационных технологий, обострение конкуренции), установлены причины, которые не позволили в полной мере реализовать открывшиеся при становлении рынка возможности рекрутмента в России.

4. Обоснованы рекомендации по совершенствованию маркетингового информационного обеспечения рекрутинговой деятельности. Автором предложен двухуровневый подход к формированию маркетинговой информационной системы посредством интеграции информационной системы кадрового агентства (микроуровень) и регионального отраслевого информационного центра (мезоуровень).

5. Разработана методика комплексного маркетингового исследования рынка рекрутинговых услуг направленная на удовлетворение выявленной потребности участников рынка в информации. Применение данной методики позволяет оценить состояние, определить тенденции и закономерности развития сферы рекрутмента.

Указанные положения соответствует пункту 9.6. Формирование и развитие интегрированных систем маркетинговой информации, управление отношениями с потребителями, в том числе на основе программ лояльности; 9.7. «Методы и технологии проведения маркетинговых исследований» паспорта специальностей ВАК по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг).

Практическая значимость результатов диссертационной работы заключается в том, что выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы для проведения маркетинговых исследований рынка рекрутинговых услуг, формирования маркетинговой информационной системы, совершенствования процесса взаимодействия потребителей и поставщиков рекрутинговых услуг, органов государственной власти и образовательных учреждений. Возможно использование материалов работы в преподавании таких учебных дисциплин, как «Маркетинг», «Маркетинговые исследования», «Маркетинг услуг», «Маркетинговые исследования рынка».

Апробация результатов исследования.Основные положения, выводы и рекомендации, представленные в работе, докладывались и обсуждались на научно-практических семинарах и конференциях, в том числе на международных: «Научный потенциал высшей школы для инновационного развития общества» (Омск, 2008), «Молодежь и наука: проблемы, поиски, решения. Проблемы и перспективы развития бизнеса и экономики» (Омск, 2008), «Социально-экономические и правовые проблемы развития информационного общества» (Омск, 2009), «Современный маркетинг: тенденции, проблемы и перспективы» (Волгоград, 2009), «Экономика региона: интеллект, инновации, предпринимательство» (Омск, 2009), «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга» (Белгород, 2009), «Россия и Европа. Единое экономическое пространство» (Омск, 2010), «Инновационный бизнес региона: актуальные проблемы развития» (Омск, 2010).

Результаты работы автора нашли применение в деятельности ОАО «Управленческая консультативная компания "Маяк"», ООО «Стройотряд–Омск», ОАО «Иртышское пароходство».

Основные положения диссертационного исследования применяются в учебном процессе при чтении лекций по дисциплинам «Маркетинг», «Менеджмент и маркетинг в сфере сервиса».Результаты исследования использованы при разработке рабочей программы и лекционного курса «Маркетинговые исследования рынков» для подготовки магистров по направлению 08010068 «Экономика» программы «Экономика фирмы» ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса».

Научные публикации.По теме диссертационной работы опубликована одна монография (в соавторстве), 10 научных статей, из них три статьи в журналах, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.

Объем и структура работы.Цель и задачи работы определили логику исследования и структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 126 наименований, и девяти приложений. Работа изложена на 158 страницах, содержит 15 таблиц и 32 рисунка.

Содержание работы представлено следующим образом:

Глава 1 «Понятие, направления, особенности планирования маркетинговых исследований рынка рекрутинговых услуг» посвящена исследованию и разработке теоретических основ маркетингового исследования рынка рекрутинговых услуг. Определены роль и основные направления маркетинговых исследований рынка, уточнена и сформулирована терминологическая база сферы рекрутмента, рассмотрены особенности планирования и проведения маркетингового анализа.

В главе 2 «Проблемы и особенности становления рынка рекрутинговых услуг» проведено классификационное деление рекрутинговых агентств, рассмотрены этапы формирования рынка рекрутмента, выявлены причины изменений, происходящих на каждой стадии его развития, проведено исследование рынка рекрутинговых услуг, определены особенности развития регионального рынка рекрутинговых услуг.

В главе 3 «Разработка научно-методических рекомендаций по исследованию факторов и рыночных условий, влияющих на формирование и развитие рынка рекрутинговых услуг» предложены мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения субъектов рынка и их взаимодействия посредством формирования, внедрения и оценки функционирования маркетинговой информационной системы, описана методика проведения комплексного маркетингового исследования рынка рекрутинговых услуг, а также разработки информационной инфраструктуры рынка, направленной на обеспечение достоверной и оперативной информацией о состоянии сферы рекрутинговых услуг.

 



2015-11-20 401 Обсуждений (0)
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)