Выявлены процессы, которые ускорили трансформацию рекрутинговой системы России. Уточнены и дополнены этапы формирования и развития рынка рекрутинговых услуг
Систематизация и периодизация сферы рекрутмента в России вызвана необходимостью определить, каким образом выстраивалась в историческом контексте логика развития рекрутинга. Временная периодизация автором диссертации дополнена этапами спада и роста, определена причинно-следственная связь трансформации рынка начиная с этапа зарождения по настоящее время (см. табл. 1. на с. 11).
Таблица 1. Этапы формирования и развития рынка рекрутинговых услуг
Этап зарождения (1989–1994). Спрос на услуги по подбору кадров в России изначально возник со стороны западных фирм, чему способствовало развитие рыночных отношений в СССР, и появление совместных предприятий, персонал для которых разрешалось набирать самостоятельно. Провайдерами рекрутинговых услуг изначально выступали иностранные компании. По мере становления рынка к услугам рекрутинговых агентств стали прибегать совместные предприятия и российские юридические лица, учредителями или инвесторами которых выступали иностранные компании. Характерная черта этапа становления (1995–1997) – существенное увеличение спроса на рекрутинговые услуги в связи с активным развитием хозяйствующих субъектов и расширением штата сотрудников. Низкий порог «вхождения» на рынок рекрутмента способствовал появлению большого числа кадровых компаний, не имеющих четкой специализации и оказывающих услуги низкого качества. Этап стабилизации (1998–2007). Финансово-экономический кризис в 1998 г. оказал негативное влияние на рынок услуг по подбору персонала: большинство компаний приостановило найм персонала. Со стороны иностранных компаний, оставшихся на российском рынке, возник спрос на услуги по лизингу персонала. С середины 2002 г. до начала 2007 г. из-за существенного увеличения штата сотрудников работодатели вынуждены были больше внимания уделять управлению персоналом, в результате чего активным спросом стали пользоваться дополнительные услуги кадровых агентств (оценка персонала, профессиональное тестирование и т. д.). Этап роста (2-я половина 2010 – по настоящее время) характеризуется восстановлением спроса на рекрутинговые услуги, появлением различных вариаций оказываемых услуг, направленных на удовлетворение текущих потребностей работодателей, активной разработкой корпоративных сайтов как одного их конкурентных преимуществ. Проведенный анализ выявил эволюционный характер происходящих на рынке изменений, который выразился в повышении качества оказываемых услуг, формировании стандартов рекрутинговой деятельности, изменении структуры спроса, уравнивании долей российских и зарубежных заказчиков, совершенствовании технологий подбора, однако темпы развития рынка не равномерны, наблюдается диспропорция в распределении агентств по регионам (табл. 2). Кадровые агентства сконцентрированы в областных и краевых центрах. Наибольшее число агентств по подбору персонала сосредоточено в Москве (733) и Санкт-Петербурге (205). Доля кадровых агентств омского региона составляет 1, 36 % от общего количества агентств в РФ. Большинство омских агентств специализируется на подборе сотрудников среднего звена и высококвалифицированных работников (55 %), наименьший удельный вес приходится на агентства, занимающиеся подбором сотрудников высшего уровня 29 %. Доля кадровых агентств, осуществляющих подбор персонала начального уровня, составляет 36 %. Только 16 % опрошенных работодателей обращается к услугам рекрутинговых компаний, при этом большинство считает, что основной функцией кадровых агентств является трудоустройство, а стоимость их услуг завышена. 54 % заказов на услуги по подбору персонала приходится на международные и федеральные компании; региональные предприятия в основном осуществляют подбор персонала самостоятельно. Таблица 2. Распределение кадровых агентств по федеральным округам
Значительное влияние на развитие отечественной сферы рекрутинговых услуг оказал активный приток в Россию иностранного капитала. Основным ограничением его развития является отсутствие профессиональной культуры подбора персонала работодателями, в особенности в регионах, что подтверждается проведенными исследованиями.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |