Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Кейнсианская теория потребления и сбережений




 

Неоклассицизм господствовал в экономической науке до 30-х годов, когда английский экономист Джон Мейнард Кейнс опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он подверг критике основные положения неоклассической теории, которая, с его точки зрения, очень часто входила в противоречия с реальной жизнью.

Во-вторых, вызывали сомнения основополагающие взаимосвязи инвестиций, сбережения и процентные ставки. В результате Дж.М. Кейнс считал невозможным автоматическое достижение равновесия без вмешательства государства.

Дж. М. Кейнс не верил в возможность достижения уровня полной занятости за счет сокращения заработной платы, Он считал, что, несмотря на безработицу, заработная плата снижаться не будет, и рынок труда останется не в равновесном положении.

Вследствие существования нижних пределов заработной платы всегда будет определенный процент безработных, и для устранения такой безработицы необходимо расширить совокупный спрос, что вызовет увеличение спроса на труд.

Серьезные сомнения вызывали у Дж.М. Кейнса возможности применения гибких цен. Он доказал, что снижение цен не может автоматически вывести экономику из спада. Он также утверждал, что уровень процентной ставки определяется не в точке пересечения кривых S и I, а зависит от спроса и предложения наличных денег. Что касается сбережений, то согласно кейнсианству они меняются незначительно вследствие изменений процентной ставки и являются функцией располагаемого дохода (DI).

То есть, потребители принимают решения о сбережении части дохода исходя из располагаемого дохода (DI) и потребления (С). Какой бы гибкой не была процентная ставка, она не в состоянии приостановить снижение совокупного спроса. Поэтому равновесие может быть достигнуто при не полной занятости.

Рассмотрим рынок труда и товарный рынок в кейнсианской модели (рис. 3.10).

При построении кривой совокупного предложения Дж. М. Кейнс исходил из неизменности уровня заработной платы.

Заработная плата не может опуститься ниже уровня W1, которая является равновесной при совокупном спросе на труд LD1 (в этом случае LD1 пересечет кривую LS на уровне полной занятости L’). Пусть произошло снижение LD, в результате чего сокращается спрос на труд и кривая LD1 переместится в LD2. В отличие от неоклассической точки зрения это не приведет к изменению W1 в результате чего занятость упадет до L1, что соответствует количеству труда на которой предъявляется спрос при величине заработной платы W1.

W

LS

 
 


W1

 

LD2 LD1

 

L1 L’ L

Рис. 3.10 – Равновесие на рынке труда в кейнсианской модели

 

Поскольку занятость оказывается ниже L’, то объем выпуска будет меньше величины Q при полной занятости. Кроме того, так как величина W неизменна, то предприниматели не могут уменьшить издержки производства, значит, в этой ситуации снижение цен вряд ли произойдет. В результате кривая AS имеет L образный вид (рис. 3.11).

Уровень цен ниже P1 не приемлем для производителей, так как он определяется издержками, куда входят заработная плата, а она не может быть ниже W1.

Кривая совокупного спроса имеет нормальный вид.

Если совокупный спрос снизится, то кривая AD1 сместится в AD2. Это вызовет понижение спроса на труд и смещение кривой в LD2, занятость падает до Q1, что соответствует новой точке равновесия на товарном рынке в условиях частичной занятости (А1).

Р AS

P3 А3

P1 A2 А1 АD3

AD1

AD2

 

Q1 Q’ Q

 

Рис. 3.11 – Равновесие на товарном рынке в кейнсианской модели

 

Будет ли точка равновесия соответствовать уровню полной занятости или нет, с точки зрения Кейнса, зависит от уровня совокупных расходов (AE) – кейнсианской интерпретации совокупного спроса (AD) в условиях постоянных цен, зарплаты и процентных ставок. Кейнс подразделял AE на 3 составные части:

· расходы на потребление,

· инвестиционные расходы,

· государственные расходы.

Это очень похоже на составные части AD. Действительно, разница между терминами спрос и совокупные расходы незначительна: и AE, и AD означает желание покупателя из всех секторов экономики приобрести товары и услуги на рынке товаров. Поэтому AE можно рассматривать как AD в кейнсианской модели неизменных цен, заработной платы и процентных ставок.

По мнению Дж. М. Кейнса, расходы на потребление, или просто потребление (С) является функцией располагаемого дохода потребителей:

С = f (DI).

С ростом (уменьшением) располагаемого дохода потребление растет (снижается).

Принципиальным положением теории потребления Дж. М. Кейнса является так называемый «основной психологический закон», согласно которому при изменениях располагаемого дохода на величину rDI приращение потребления (rС) всегда меньше. То есть, rС/rDI всегда меньше 1. Это отношение называется предельной склонностью к потреблению:

.

Часть располагаемого дохода, которая не идет на потребление сберегается, изменение величины сбережения в зависимости от изменения дохода выражает такое понятие, как предельная склонность к сбережению:

.

MPS = 1 – MPC, так как

rDI = rS + rC,

,

1 = МРС + МРS.

Дж М. Кейнс также полагал, что существуют автономные (экзогенные) переменные, оказывающие влияния на потребление. Он считал, что можно сделать численную оценку изменения потребления под воздействием экзогенных переменных и обозначил такой прирост символом С. То есть, формула потребления Кейнс имеет вид:

С = С + МРС × DI.

Графически функция потребления представлена на рисунке 3.12.

С

С

 

       
 
 
   


С

 

DI

Рис. 3.12 – Функция потребления в кейнсианской модели




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (930)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)