Обзорные ГЭК по дисциплине «Цены и ценообразование» - 2011г
Вопрос 62. Ценообразование в условиях рыночной экономики.
Ценообразование –наука, изучающая процессы формирования, закономерности движения и использования цен. Принято рассматривать два подхода к формированию цен: производственный (затратный) и рыночный. Для централизованно управляемой плановой экономики России (1930-1991гг.) была характерная твердая единая цена на подавляющее большинство товаров. Дифференциация государственных цен допускалась только по поясам, в пределах пояса цены были едиными. Государственный комитет цен СССР разрабатывал и утверждал многокомпозиционные прейскурантные цены, такие цены назывались фиксированными. Цены на часть продуктов утверждались на местах: товары местного производства или на товары второстепенной важности. В пределах региона цены были едиными. Продукты сельского хозяйства для непосредственного потребления (например, молоко, овощи) на колхозных рынках реализовывались по свободным ценам, а хлеб повсеместно отпускался по твердым фиксированным ценам. Т.о., подавляющая масса и средств производства, и предметов потребления была охвачена плановым ценообразованием. Форма планового ценообразования может быть представлена в общем виде суммой двух элементов: Плановая цена = Затраты нормативные + Минимальная прибыль с учетом оценки экономического эффекта для потребителя. Т.о, плановая цена – это затратная цена. В обстановке смешанной экономики рыночное ценообразование призвано эластично сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Это дает возможность государству с помощью цен определять и реализовывать приоритеты экономического развития. Объективно необходимы государственное регулирование и контроль за ценами с целью прекращения падения производства, создания стимулов для товаропроизводителей, увеличения доходов за счет наращивания производства, а не цен. В условиях рыночной экономики для предприятий и отдельных предпринимателей особенно актуальной стала проблема формирования цен на производимую ими продукцию, выполняемые работы и оказываемые услуги. В рыночной экономике затратное ценообразование также имеет место, но с некоторой модификацией, ее можно представить формулой: Цена = Фактические затраты + нормальная прибыль Затратный подход опирается на связь цен с факторами производства в целом и главным фактором – трудом, при этом типична формулировка –«Цена– денежное выражение стоимости товара». Однако для рыночной экономики характерно более совершенное коммерческое ценообразование, при этом точкой отсчета служат не затраты, а «рыночная стоимость» или «цена безразличия», т.е. идеальная цена, сформированная рынком на усредненный товар данной группы товаров, доступный потребителю, удовлетворяющий потребность в нем по существенным параметрам. С ней вынуждены считаться и продавцы, и покупатели. В рамках рыночного подхода принято определение – «Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе обмена». Ценность –это значимость (польза) продукта, услуги, фактора производства для потребителя. В основе цены лежат два объективных экономических закона: 1. «Цена – денежное выражение стоимости (ценности)» продукта, услуги, фактора производства в процессе обмена, т.е. закон, выражающий динамику снижения затрат; 2. «Закон роста потребительской стоимости», выражающий изменение результата (продукта) труда, удовлетворяющего человеческие потребности. Действуя одновременно, эти законы создают базу цены. Цены и ценообразование в своем единстве составляют ценовой механизм. Ядро современной развитой рыночной экономики составляютсвободные рыночные цены.Они способствуют подержанию основных народнохозяйственных пропорций, определяют производителей, устраняют неэффективные звенья, повышают гибкость экономии, культивируют инициативу, хозяйственную предприимчивость и профессионализм.Товарооборот на практике исчисляется по выручке от продаж, на основе рыночных цен. Рыночная цена – этосумма денег, которую покупатель добровольно платит продавцу, чтобы приобрести единицу товара, работы или услуг, при условии, что оба они являются независимыми сторонами и руководствуются только коммерческими соображениями. Коммерческие соображения – это возмещение затрат и получение прибыли продавцом, а также удовлетворение экономических потребностей покупателем. Ценообразующие факторы. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке. Вместе с тем, маркетинговые цели и издержки фирмы служат лишь приблизительными ориентирами для определения цен на товары или услуги. На решения руководства фирмы в области ценообразования оказывают влияние многие внутренние и внешние факторы. Ценообразующие факторы по характеру, уровню и сфере действия могут быть разграничены на 5 групп (в т.ч. и на мировом рынке): 1) Общеэкономические – действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации: экономический цикл, состояние совокупного спроса и предложения, инфляции; 2) Конкретно экономические – определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации: издержки, прибыль, налоги и сборы, предложение и спрос на конкретные товар или услугу с учетом взаимозаменямости; потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность. 3) Специфические - действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность, эксплуатационные расходы, комплексность, гарантии и условия сервиса. 4) Специальные – связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование, валютный курс. 5) Внеэкономические: политические, военные, религиозные, этнические и др. Общеэкономические критерии в свою очередь разделяются на внутренние (зависящие от самого производителя, от деятельности его руководства и коллектива), и внешние (не зависящие от фирмы). К внутренним критериям можно отнести: • рекламу (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем цена товаров производителя выше); • специфику производимой продукции (чем выше степень ее обработки, чем уникальнее качество, тем цена выше); • особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость; товары массового производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену); • рыночную стратегию и тактику производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов); • специфику жизненного цикла продукции; • мобильность производственного процесса; • длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя; • организацию сервиса при продаже и в последующем периоде; • объем рынка; • имидж производителя как на внутреннем, так и на внешнем рынке. К внешним критериям обычно относят следующее: • политическая стабильность страны — производителя и государств, где происходит сбыт продукции фирмы; • отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, материальных финансовых); • характер регулирования экономики государством; • уровень и динамика инфляции; • объем и отличительные черты существующего и перспективного покупательного спроса; • наличие и уровень конкуренции между производителями однородной продукции. Субъекты торговой деятельности. Непосредственными творцами ценообразования являются субъекты торговой деятельности, которые осуществляют реализацию товаров по рыночным ценам и получаютденежную выручку от реализации (продаж).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |