Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ВОПРОС 3: Понятие рынка, виды рынка, виды и модели конкуренции. Структура бизнеса, регулирование и дерегулирование




ОТВЕТ:

Рынок – механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а так же определяет спрос на неё. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который распределяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ.

Рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Условия возникновения рынка:

1) Разделение труда, которое ведёт к специализации и обмену.

В любом многочисленном сообществе людей, никто из участников хозяйства не может жить за счёт полного самообеспечения. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию. Затем они обмениваются результатами своего труда. В начале обмен был натуральным, но с развитием обмена появились деньги, и это расширило стимулы к производству товаров, специально для продажи.

2) Самостоятельность экономических агентов.

Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Это объясняется обособленностью экономических интересов. Самостоятельность экономических агентов исторически возникает на базе частной собственности.

3) Свобода предпринимательства.

Рынок является сложным механизмом, на нём совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение сделки транзакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя или продавца и ведение с ним переговоров, на заключение контракта, а так же на контроль за его соблюдением.

 

2.

Структуру рынка можно рассматривать по различным критериям:

1) по экономическому назначению: рынок товаров и услуг, рынок промышленных товаров, сырьевой рынок, рынок труда, ценных бумаг.

2) по географическому местоположению: местный, национальный, мировой рынки.

3) по степени ограниченности конкуренции: монополия, олигополия, монопсония, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция.

4) по отраслям: автомобильный, нефтяной, машиностроительный рынки.

5) по характеру продаж: оптовый и розничный рынки.

Функции рынка:

1) Ценообразующая функция.

В результате взаимодействия продавцов и покупателей на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

2) Информационная функция.

Цена содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребляемом количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынок. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены об избытке благ по сравнению с платёжеспособным спросом.

3) Регулирующая функция.

Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии рынка, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растёт цена – сигнал к расширению производства; падает цена – сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

Посредническая функция.

Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли – продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец, со своих позиций, стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающими его покупателями.

Санирующая функция.

Рыночный механизм постоянно проводит «естественный отбор» среди участников экономической деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий и наоборот стимулирует более предприимчивые и активные.

Структуру рынка можно рассматривать по различным критериям:

1) по экономическому назначению: рынок товаров и услуг, рынок промышленных товаров, сырьевой рынок, рынок труда, ценных бумаг.

2) по географическому местоположению: местный, национальный, мировой рынки.

3) по степени ограниченности конкуренции: монополия, олигополия, монопсония, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция.

4) по отраслям: автомобильный, нефтяной, машиностроительный рынки.

5) по характеру продаж: оптовый и розничный рынки.

Конкуренция – соперничество между участниками рынка. Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая благо более высокого качества, либо по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определённого порядка, гарантирующего производство достаточного количества, качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Различают несколько видов конкуренции:

Совершенная.

Существует множества мелких фирм, производящих однородную продукцию. Доля каждой фирмы в общем объёме предложения продукции настолько мала, что она не может влиять на цену. Вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений. Нет ограничений на доступ любой фирмы и информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы и т.д.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной:

Монополия.

Одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль других фирм, практически непреодолимы.

Олигополия.

На рынке существует несколько крупных фирм, контролирующих весь рынок. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Производимая продукция может быть как однородной, так и разнородной. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на продукцию.

Монополистическая конкуренция.

Большое количество мелких фирм на рынке, предполагающих разнородную продукцию. Вход на рынок не затруднён. Товары являются разными, но взаимозаменяемыми.

Монопсония.

Вид рынка, на котором существует множество продавцов и только один покупатель, который определяет цену товара.

 

В хозяйственной деятельности участвуют хозяйственные субъекты, называющиеся экономическими агентами. К Экономическим агентам относятся домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство (органы управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации.

Отличительная черта Экономических агентов – принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственности, положение каждого Экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом, и обладают экономической властью, Определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательскими делами. Другие распоряжаются собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограничено.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществляет операции связи с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Они получают доходы предоставляя экономические факторы – рабочею силу, капитал, землю, которыми они располагают. Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а так же для создания сбережений.

Предприятия (фирмы) ,в отличии от домашних хозяйств, в основном осуществляют производительную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различают по формам собственности (частное, кооперативное и др.), размерам, масштабам производства, видам производственной деятельности.

Предприятия занимаются предпринимательской коммерческой деятельностью, цель которой прибыль. Некоммерческие организации отличаются тем, что их основная задача – непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. К ним относятся: благотворительные фонды, профсоюзы, профкомы, спортивные организации и т.д.

Государство активно вмешивается в экономическую систему, используя разные формы и методы. Оно обеспечивает законную базу для функционирования экономических агентов, кроме того, само может выступать как в роли потребителя, так и в роли производителя. Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общий национальный интерес, безопасность, производство общественных благ, способность к росту богатства страны.

Представим упрощенную схему движения товаров и доходов, продукции и денег.

 

денежные расходы на потребление

домашние хозяйства

       
   
 
предприятия (фирмы)
 

 


 
 

 

 


В данной схеме все ресурсы принадлежат домашним хозяйствам, они предоставляют рабочую силу, капитал и другие ресурсы. Домашние хозяйства предъявляют спрос и потребляют потребительские товары и услуги, они оплачивают их за счет доходов, которые получают, предоставляя в распоряжение предприятий факторы производства. Предприятия используют факторы производства в производственном процессе и поставляют готовые потребительские товары и услуги домашним хозяйствам. Движение потоков товаров и денежных средств осуществляется постоянно. Деньги движутся в направлении, противоположном движению товаров, при этом общие расходы равны общим доходам.

Усложним схему.

 

 
 
денежные расходы на потребление

 


 
 

 

 


 
 

 

 


гос. трансферты
 
 
оплата товаров и услуг

 

 


 

Государство собирает налоги и осуществляет расходы – закупает товары и услуги, выплачивает из бюджета заработную плату. Банки перераспределяют денежные средства. В этой схеме домашние хозяйства не тратят на потребление весь доход, а откладывают его часть в форме сбережений. Перераспределение сбережений через банки превращает их в инвестиции. Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в экономику. Они используются на покупку средств производства. Государство собирает налоги с домашнего хозяйства и предприятий, формируя доходную часть бюджета, а расходными статьями государственного бюджета является покупка товаров и услуг (для нужд обороны, строительство дорог, поддержание государственных предприятий и т.д.), выплата домашним хозяйствам трансфертов, т.е. безвозмездные выплаты денежных средств населению (субсидии, пособия, пенсии, стипендии). Для нормального хода кругооборота сбережения должны быть равны инвестициям.

Структура бизнеса

По формам собственности предприятия подразделяются на частные, государственные и смешанные (государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении).

По размерам предприятия подразделяются на мелкие, средние и крупные, исходя из двух основных параметров: численность занятых и объём производства.

По характеру деятельности предполагается деление на предприятия производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) или нематериальные блага (услуги).

По отраслевой принадлежности - промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные и т. д.

По доминирующему фактору производства - трудоёмкие, материалоёмкие, капиталоёмкие, наукоёмкие.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) различают следующие виды предприятий:

· Товарищества и общества

· Кооперативы

· Государственные и муниципальные унитарные предприятия

· Некоммерческие организации

· Индивидуальные предприятия

 

Хозяйственные товарищества и общества - это объединение физических и юридических лиц и капиталов для достижения общей коммерческой цели. Они возникают там, где усилий одного лица недостаточно для реализации какого-либо проекта. Существует принципиальное различие между товариществом и обществом. Товарищество - это всегда союз, объединение лиц, доверяющих друг другу, в то время как общество - это всегда объединение капиталов, и здесь не имеет значение, насколько в личностном плане друг другу симпатичны обладатели этих капиталов. Товарищества и общества могут быть следующих видов:

· Простое товарищество - возникает без образования юридического лица вследствие простого соглашения участников об объединении имущества и личного участия для достижения коммерческой цели. Участники простого товарищества не отвечают по долгам друг друга, но несут солидарную ответственность по долгам товарищества всем принадлежащим им имуществом.

· Полное товарищество (ПТ) - участники в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Управление деятельностью ПТ осуществляется по общему согласию всех участников. Полные товарищества характерны преимущественно для сельского хозяйства и сферы услуг. Это, как правило, небольшие по размерам предприятия, деятельность которых достаточно легко контролировать.

· Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по его обязательствам своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности. Данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы и следовательно - характерна для более крупных предприятий.

В товариществах требуется личное трудовое участие человека, причем участник не вправе работать в другом товариществе.

В товариществах не создаются специальные органы управления, т.к. каждый участник действует от лица товарищества. Участники по общему согласию могут возложить управленческие функции на одного из членов товарищества.

· Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - уставный капитал разделен на доли, определенные учредительными документами, и составляется из стоимости вкладов его участников; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах размеров внесенных ими вкладов. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий. В отличие от товарищества, в ООО не требуется личное трудовое участие.

· Общество с дополнительной ответственностью отличается от общества с ограниченной ответственностью лишь тем, что его участники несут ответственность по обязательствам общества не только своими вкладами, но разделяют эти обязательства пропорционально их долям в имуществе общества. Это означает, что для покрытия убытков фирмы может быть привлечено личное имущество участников.

· Акционерное общество (АО) - уставный капитал разделен на определенное число акций; участники (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Фундаментальное отличие общества с ограниченной ответственностью от акционерного общества заключается в том, что участник ООО, выходя из общества, вправе потребовать выплаты ему стоимости части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале. Акционер же таким правом не обладает, он может лишь продать или иным образом реализовать принадлежащие ему акции.
Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называется открытым.
В закрытом акционерном обществе акционеры обладают правом преимущественной покупки акций у акционеров этого общества, желающих свои акции продать. И только если никто из акционеров ЗАО купить эти акции не пожелает, они могут быть реализованы третьему лицу (т.е постороннему для общества). Существенным здесь является то обстоятельство, что акционеры закрытого АО пользуются преимуществом именно при покупке, но не иной форме отчуждения акций. Поэтому в последнее время в ЗАО получили такое распространение случаи дарения акций третьим лицам.
Отсутствие у закрытого акционерного общества права на открытую подписку выпускаемых им акций, которым обладает открытое АО, предполагает в будущем ЗАО серьезную проблему: всякому нормально развивающемуся обществу рано или поздно потребуются дополнительные инвестиции, получение которых от внешних инвесторов в закрытом АО является невозможным в силу его закрытости.
Правовая форма акционерного общества предпочтительна для крупных предприятий, где существует большая потребность в финансовых ресурсах.

Производственные кооперативы (ПК) - добровольные объединения граждан для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Членство в кооперативе требует обязательного личного трудового участия человека. Члены кооператива отвечают по обязательствам кооператива не только суммой взноса, но и несут дополнительную совместную ответственность принадлежащим им имуществом.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарной называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. В России в форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними имуществом.

Некоммерческие предприятия - предприятия, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, ассоциации и союзы).

Индивидуальные предприниматели - граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Направление государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики – процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Государственное регулирование сложилось после самого глубокого кризиса 1929 -1933г («Великая депрессия»).

 

Основные направления государственного регулирования являются:

· Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.

На государство возлагается задача по защите прав потребителей, действующих на рынке.Д/ нормального осуществления экономической деятельности субъекты должны быть защищены законодательно.

Прежде всего, должны быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, опасается ее отчуждения и ограничения своего права на нее и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.

Важную роль в правовом обеспечении имеет государственное противодействие неограниченной власти монополии. Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимается серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п. Также разработаны законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других отраслей экономики.

· Административно-правовые средства.

Эти средства нацелены на формирование основ экономического строя. Например, dсе страны с развитой рыночной экономикой обладают весьма многогранным хозяйственным правом. Ведущую роль в хозяйственном праве страны с развитой рыночной экономикой играют, в деталях регулирующие даже мелкие вопросы хозяйственной жизни. В целом в законодательстве ПРС особенно четко прописаны вопросы имущественных (владение, пользование, распоряжение, наследование, аренда, залог, банкротство и др.), рыночных (права и обязанности продавцов и покупателей, условие конкуренции, противодействие олигополии и монополии) и налоговых отношений.

К административным средствам относятся, прежде всего, различного рода разрешения (в том числе в форме соответствующих лицензий) и запреты. Также к ним относятся различного рода стандарты и нормы, которые не редко находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктов или выбросов вредных веществ в атмосферу, окружающую среду и т.д.).

Наряду с административно-правовыми используются и экономических средства: финансовые, денежно-кредитные, государственная собственность и т.д.

· Государственные финансы

Государственные средства – это средства связанные с формированием и использованием госбюджета и централизованных фондов социального страхования. Эти средства активно применяются для сглаживания циклических колебаний. Средства расходных статей государственного бюджета используются для предоставления частному бизнесу субсидий, льготных займов и гарантий по частным кредитам с целью стимулирования предпринимательской деятельности и соответственно экономического роста. Эти средства служат также источником закупок промышленной и сельскохозяйственной продукции.

· Денежно-кредитные инструменты

К ним относятся: маневрирование учетной ставкой; применение нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке.

При помощи денежно-кредитной политики государство через центральный банк влияет на объем денежной и кредитной массы, величину ссудного процента и тем самым – на темпы и пропорции воспроизводства капитала.

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)