Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Теория сравнительных преимуществ и ее модификации




А.Смит сформулировал идею, что благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного ими золота, сколько от их способности производить конечные товары и услуги. Согласно теории абсолютных преимуществ, международная торговля является выгодной в случае, если 2 страны торгуют такими товарами, которые каждая страна производит с меньшими издержками, чем страна-партнер. Страны экспортируют товары, в производстве которых они имеют абсолютное преимущество, и импортируют товары, преимущество в производстве которых принадлежит их торговым партнерам.

Д.Рикардо открыл закон сравнительного преимущества и ввел в оборот понятие «альтернативной цены». Альтернативная цена представляет собой рабочее время, необходимое для производства одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства другого товара. Закон сравнительного преимущества: страны специализируются на производстве тех товаров, альтернативная цена которых ниже, т.е. которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами. При этом торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой стране.



На протяжении многих десятилетий теория сравнительных преимуществ оставалась преобладающей теорией, объясняющей международную торговлю. Однако эта теория носит абстрактный характер и поэтому не учитывает многих явлений, оказывающих непосредственное влияние на развитие внешней торговли.

В начале XX века шведские экономисты Э.Хекшер и Б.Олин, объясняя структуру международной торговли, доказали, что источником различия в сравнительных издержках на продукт в разных странах является соотношение факторов производства.Для объяснения этой теории используются понятия «фактороинтенсивность» и «факторонасыщенность». Фактороинтенсивность товара – показатель, определяющий относительные затраты факторов производства на создание определенного товара.Факторонасыщенность страны – показатель, определяющий относительную обеспеченность страны факторами производства; определяется через относительные цены каждого из факторов производства или через абсолютные размеры факторов производства. В соответствии с теорией Хекшера-Олина, каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она использует относительный недостаток факторов производства.

Среди многочисленных исследований, посвященных практической проверке положений и выводов теории Хекшера-Олина, наиболее известно исследование американского экономиста В.Леонтьева, выполненное в 1953 г. (так называемый парадокс Леонтьева). В результате проведенных расчетов выяснилось, что вопреки теории Хекшера-Олина трудоизбыточные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, а капиталоизбыточные - трудоемкую. Более тонкие исследования, учитывающие квалификационный состав рабочей силы и охватывающие большее количество стран и факторов производства, в основном подтвердили теорию Хекшера-Олина. Поэтому парадокс Леонтьева надо рассматривать как предупреждение от прямолинейного использования теоретических исследований на практике.

Интернационализация производства и глобализация мировой экономики привели к совершенно новым явлениям в сфере внешней торговли. Эти явления ведут к созданию новых теорий международной торговли.

Теории первого направления развивают принципы классических теорий, распространяя их на большее количество товаров, стран и факторов производства; доказывают, что, несмотря на увеличение количества переменных, основные положения классических теорий остаются справедливыми. Теории второго направления изучают отдельные стороны международной торговли, которые по каким-то причинам остались не объясненными классическими теориями. Теории третьего направления полностью отрицают классические теории, объявляя их устаревшими, и предлагают собственное объяснение международной торговли.


 

Рекомендуемая литература

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф.. Макроэкономика: учебник – М., 2006.

2. Вечканов Г., Вечканова Г. Макроэкономика. – СПб., 2004.

3. Гальперин В.М., Гребенников, П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. – СПб., 2007.

4. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – СПб., 2008.

5. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика /Пер. с англ. – М., 1997.

6. Киселева Е.А. Макроэкономика: курс лекций. – М., 2007.

7. Курс экономической теории: учебник. / Под ред. А.В.Сидоровича. – М., 2007.

8. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. / Пер. с англ. – М., 1992.

9. Макроэкономика: теория и российская практика / Под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю. Юданова. – М., 2007.

10. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие. – М., 2007.

11. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика / Пер. с англ. – М., 1997.

12. Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учеб. пособие / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.. 2008.

13. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес-школ: учебник. – М., 2005.

14. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича – СПб., 2006.

15. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева – М., 2005.

16. Экономическая теория: учебник / Под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М., 2007.

 

P        




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (399)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)