Значение социологии и ее задачи
Объект и предмет познания. Объект социологии
Объект
познания
|
|
| Предмет познания
|
|
|
|
|
|
| P
| P
| P
| Все науки в целом (в сумме) изучают объективную реальность, характеризующуюся бесконечным разнообразием явлений и процессов.
| Однако каждая наука изучает:
| 1)
| 2)
| 3)
|
| P
| P
| P
| P
| Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» и греческого «logos», то есть дословно:
|
|
|
|
| Следует подчеркнуть, что общество является объектом и многих других наук (правовых, политических, исторических, экономических и т.п.). Все они объединены в одну группу - общественные науки. Причем каждая общественная наука привносит свою специфику в понимание категории «общество».
| Общество
|
|
|
|
|
| Другими словами, общество -
|
|
|
|
|
Предмет социологии
Предмет социологии определить сложней, поскольку ученые имеют самые разные точки зрения по поводу его содержания и называют в его качестве:
|
|
|
|
| Такое многообразие подходов к пониманию предмета социологии можно объяснить,
| во-первых,
| во-вторых,
| в-третьих,
| в-четвертых,
| Один из ведущих российских социологов В.А. Ядов соединил в своем определении предмета социологии многие из перечисленных выше категорий: «Социология - это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения».
| В последнее время большинство ученых сходится во мнении, что ключевыми понятиями при определении предмета социологии являются:
| T T
|
Предмет
социологии
|
|
|
|
| Рассмотрим базовые категории предмета социологии подробнее.
|
Социальные общности
|
|
|
|
|
| Социальные общности охватывают все возможные состояния и формы бытия человеческих индивидов в системе социальных взаимоотношений и взаимосвязей, обмена деятельностью. Они весьма многочисленны и разнообразны. Принято выделять следующие типы (или уровни) социальных общностей:
| 1)
| P
| 2)
| P
|
| 3)
| P
|
| 4)
| P
|
| 5)
| P
| 6)
| P
|
| 7)
| P
|
| Социология изучает:
| а)
| б)
| в)
| г)
|
|
| Термин «общность» следует понимать не только как группу, но и как исторически определенную коллективность.
|
| Общность означает не только совокупность индивидов, но и их отношения, проявляющиеся в совместной деятельности и организованные посредством социальных институтов, указывает на нечто общее, стабильную связь, взаимодействие.
| Категория «социальные отношения» является весьма многозначной, прежде всего из-за сложности понятия «социальное», которое является очень важным в социологии.
| Термин «социальное» возник для
|
|
|
| Исследователи предлагают два подхода к определению «социального» - широкий и узкий (в социальных науках очень часто используются два соответствующих уровня анализа и трактовки понятий).
| В широком смысле
|
| в узком
|
|
|
| Российская социологическая энциклопедия: «Социальное - как совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества, интегрированная в совместной деятельности индивидами или их группами в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам в общественной жизни».
|
«Социальное»
|
|
|
| Вслед за «социальным», «социальные отношения» тоже понимаются в двух контекстах - в широком и в узком.
| В широком смысле слова под социальными понимаются все отношения между людьми - и экономические, и политические, и идеологические, и психологические, т.е.
|
|
|
| По поводу социальных отношений в узком смысле слова тоже нет общепринятой позиции среди социологов. В основном определения соц. отношений сводятся к трем типам:
| 1)
| P
|
|
| 2)
| P
|
|
| 3)
| P
|
|
|
|
|
|
|
| Социальные отношения (в узком смысле слова)
|
|
|
| Социальные отношения в определенном смысле характерны для всех других видов общественных отношений (экономических, политических, религиозных и т.д.), поскольку в соответствующих сферах существует неравенство и возникают соответствующие отношения.
| Включённость социального во все другие виды общественных отношений свидетельствует об его известном примате. И в этом смысле «социальное» есть категория фундаментальная, основополагающая, а не просто выражение аспекта других связей и социальных отношений в обществе.
| Социология
|
|
|
| При этом социальные отношения и социальные общности неразрывно связаны между собой, поскольку
|
|
| | | | | | |
Значение социологии и ее задачи
П. Бергер: «Социологическое знание необходимо любому, кто действует в обществе».
|
|
| П. Сорокин говорил: «Важность явлений человеческого взаимодействия следует хотя бы из того, что мы в изучении их кровно и эгоистически заинтересованы. Знание этих явлений нам нужно прежде всего с точки зрения практической. Поскольку наука была и остается одним из орудий в борьбе за существование, постольку это значение она сохраняет и в области изучения человеческих взаимоотношений. Короче - практическая важность изучения явлений человеческого взаимодействия несомненна».
| Специфика социологии состоит в том, что
|
|
|
| П. Бергер: «Очарование социологии заключается в том, что, приняв ее перспективу, мы начинаем видеть мир, в котором прожили всю свою жизнь, в ином свете».
| P
Если в качестве объекта изучения взять студенческую группу, курс или факультет, то экономисты будут исследовать доходы и расходы учащихся и их семей, материальные источники существования, оплаты обучения; юристы - формальные права и обязанности студентов, их правовую грамотность; демографы - половозрастную структуру, состав семей, их миграционную историю, образовательный уровень родителей; психологи - особенности психики студентов - память, интеллект, эмоциональный настрой, общительность, темперамент, мотивы поведения и т.п.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Любое событие в мире, каждое принимаемое решение затрагивает социальные интересы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Социология призвана
|
|
| Приведем точку зрения Нейла Смелзера, считающего, что социологические знания оказывают на общество воздействие следующим образом:
| а)
|
| б)
|
| в)
|
| г)
|
| Любое общество, развивая какую-либо науку, надеется на определенную отдачу, практический результат. Существует три условия преобразовательной практики в обществе:
| а)
| б)
| в)
| Выполнению этих условий служит социология.
| Отсюда вытекают и три основные задачи (или требования) социологии:
| 1.
|
| 2.
|
| 3.
|
| Кроме задач, социология (как и любая другая наука) выполняет ряд функций. Наиболее традиционно выделение трех функций: познавательной, практической и идеологической. Но практическая функция имеет самостоятельные направления, поэтому ее иногда подразделяют на несколько функций. Рассмотрим их содержание.
| Познавательная функция
|
|
| Соц. теории дают ответы на многие животрепещущие проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира. Эмпирические социолог. исследования также активно участвуют в научном познании закономерностей социального развития, давая актуальную и всестороннюю информацию о фактическом состоянии дел.
| Практическая функция социологии тесно связана с познавательной. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социология дает конкретную информацию, необходимую для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. В данном случае можно выделить следующие «подфункции»:
| - прогностическая
| P
|
|
|
| - функция социального проектирования и конструирования
| P
|
|
| - организационно-технологическая
| P
|
|
|
| - управленческая
| P
|
|
|
|
| - инструментальная
| P
|
|
|
| Идеологическая функция
|
|
|
| Социология помогает глубже раскрыть закономерности развития общества, служит делу идейного воспитания и просвещения граждан, помогает людям сознательно выполнять свои трудовые и общественные функции. Кроме того, социолог является носителем определенной идеологии, вольно или невольно выражая интересы тех или иных социальных групп, ибо
|
|
|
Читайте также:
©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы
|