ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ»
Инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
Под эгидой Международной славянской академии
Наук, образования, искусств и культуры
Номинация:«Слово предоставляется руководителю»
Опыт управленческой деятельности по теме:
«Управление инновационной деятельностью в ДОУ
Как средство повышения качества образования»
Автор конкурсного материала:Савчук Людмила Викторовна, заведующий ДОУ, высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования Российской Федерации, Ветеран труда Российской Федерации
База реализации:Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 79 «Садко»
Адрес: 628400, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, ул. Лермонтова д. 2/1
Содержание опыта
1.
| Информационная карта…………………………………………………
|
|
2.
| Обоснование актуальности проблемы…………………………………
|
|
3.
| Теоретическая база опыта……………………………………………...
|
|
4.
| Технологическая схема опыта…………………………………............
|
|
Нормативно-правовая группа………………………………………….
|
|
Перспективно-ориентирующие………………………………………
|
|
Деятельностно-стимулирующая группа……………………………..
|
|
Информационно-коммуникативные условия…………………………
|
|
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй………………
|
|
Сотрудничество с образовательными и социокультурными учреждениями города………………………………………………..
|
|
План мероприятий с педагогами по реализации Программы развития…………………………………………………………………
|
|
5.
| Мониторинг управленческой деятельности…………………………
|
|
6.
| Демонстрация опыта в педагогическом сообществе…………………
|
|
7.
| Результативность управленческой деятельности…………………….
|
|
8.
| Внешняя экспертная оценка…………………………………………...
|
|
9.
| Заключение………………………………………………………………
|
|
10.
| Перспектива инновационной деятельности ДОУ…………………….
|
|
| Литература……………………………………………………….............
|
|
Информационная карта
Наименование номинации
| «Слово предоставляется руководителю»
|
Название конкурсного материала
| Опыт управленческой деятельности по теме: «Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования»
|
Ф.И.О. автора работы, название места работы, должность
| Савчук Людмила Викторовна, заведующий Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 79 «Садко» г. Сургута;
|
Контактные данные
| 628415, Тюменская область, ХМАО-Югра, г.Сургут, ул. Лермонтова д.2/1; тел.: 8 (3462) 46-28-05; е-mal: [email protected]
|
Обоснование актуальности конкурсного материала:
| На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. В связи с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап обучения в школе.
Инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей: увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование, для детей – учебная перегрузка. Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы. Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности.
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, научно-методических помощников, их профессиональные запросы и потребности. Творческий потенциал педагогов становятся движущей силой развития дошкольного образовательного учреждения: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников. Однако педагогическая практика свидетельствует о том, что дошкольное образовательное учреждение было недостаточно готово к отбору и оцениванию позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о том, что имеет место противоречие между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационного ДОУ и реальным состоянием инновационной деятельности, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям. Несмотря на то, что проблемы инновационной педагогической деятельности широко и прочно вошли в жизнь дошкольных образовательных учреждений, нормативного и инструктивно-управленческого обеспечения процессов обновления управленческой деятельности и методической работы в ДОУ, повышение их эффективности в условиях реализации инноваций явно недостаточно. Существующие подходы к организации методической работы на сегодняшний день является неадекватной тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги ДОУ. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДОУ в ее новое состояние – инновационное пространство ДОУ. Таким образом, осмысление всего происходящего и потребность педагогического коллектива двигаться вперёд - привело команду дошкольного учреждения № 79 «Садко» к простой управленческой идее о необходимости создания механизма, который будет оперативно, адекватно и профессионально реагировать на изменения внешней среды. Таким механизмом и стала программа перехода дошкольного учреждения на реализацию приоритетного направления деятельности - художественно-эстетическое развитие детей «От красоты к творчеству!», которая отражает систему работы в инновационном режиме.
|
Основные цели и задачи инновационного опыта:
| Цель: Создание модели инновационного художественно-эстетического образовательного пространства ДОУ как одно из условий повышения качества образования.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
1. Создание современного социокультурного пространства в ДОУ, способствующего развитию художественно-творческой личности ребёнка;
2. Обновление содержания образования художественно-эстетического воспитания дошкольников через внедрение компилятивных и авторских программ, современных образовательных технологий и творческих проектов;
3. Повышение уровня профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ.
4. Создание необходимых условий для инновационной творческой деятельности педагогов-практиков.
5. Разработка методического продукта инновации для широкого использования педагогами ДОУ.
6. Внедрение современных моделей и механизмов управления дошкольным образовательным учреждением, обеспечивающих повышение качества дошкольного образования.
7. Повышение компетентности родительского сообщества по реализации приоритета деятельности дошкольного учреждения.
|
Краткое содержание работы:
| Общая направленность представленного управленческого опыта состоит в практической организации инновационного образовательного художественно-эстетического пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе. В основе управленческого опыта лежат такие понятия, как: инновационная управленческая деятельность, инновационная методическая работа в ДОУ и т.д.
Теоретической и методологической основой представленной работы явились фундаментальные разработки общественных и зарубежных учёных, посвящённые теории управления (К.Я.Вазина, В.П.Беспалько, М.Мескон, Ф.Хелоури); управление современным дошкольным образовательным учреждением (Т.П.Колодяжной, А.А.Майер, А.Д.Шатова, С.А.Езоповой). Построение управленческого опыта основано на принципах: научность, аналитическая деятельность, демократизация, гуманизм, системный подход, перспективность, ритмичность, реалистичность поставленных целей, динамичность и принципе главного звена.
В работе представлена технологическая схема инновационной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников согласно ФГТ, подробно представлены условия, необходимые для успешной реализации инновационных процессов в ДОУ, в свою очередь структурированные в основные группы (нормативно-правовые, перспективно-ориентирующие, деятельностно-стимулирующие, информационно-коммуникативные). В конкурсном материале представлен кадровый потенциал ДОУ, материально-техническое оснащение, комплекс методических мероприятий, модель стимулирования при управлении инновациями (мотивация творческого труда), Мониторинг управленческой деятельности и целевой ориентир инновационной деятельности педагогов – социальный портрет дошкольника. Опыт инновационной деятельности был представлен на федеральном, окружном и муниципальном уровнях.
В работе представлена результативность внедрения в дошкольном учреждении модели инновационного художественно-эстетического образовательного пространства ДОУ как одного из условий повышения качества образования.
|
Результативность представленного опыта:
| Созданная система управления инновационной деятельностью в ДОУ позволила выйти на следующие результаты:
1. В ДОУ создана соответствующая требованиям научно-методическая и материально-техническая база для инновационной деятельности по приоритетному направлению;
2. Модернизировано управление качеством образования в дошкольном учреждении;
3. Качественно организованная система повышения квалификации работников позволила значительно увеличить заинтересованность педагогов в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность в организации художественно-эстетического развития дошкольников.
4. Повышен уровень квалификации педагогов на курсах:
5. Обновлено содержание образования дошкольника использованием современных технологий – педагогами учреждения разработано и внедрено в образовательную практику более 40 проектов. В настоящее время реализуется 22 проекта.
6. Опыт работы педагогического коллектива публикуется в журналах «Психолог в детском саду (2011г.)», «Образование Югры» (2008г.), «Сургутский педагогический вестник» (2009, 2012гг.), «Югорское детство» (2009, 2010, 2011, 2012гг.).
7. Педагоги активно транслирует опыт инновационной деятельности на муниципальном, окружном и федеральном уровнях:
Ø 15 педагогических проектов удостоены наград различного достоинства, некоторые из них представлены на слайде.
8. Педагогами дошкольного учреждения активно создаются персональные веб-сайты в социальной сети работников образования (12 персональных сайтов педагогов), где участники имеют возможность представить опыт инновационной деятельности.
9. Профессиональный труд педагогов отмечен следующими наградами:
Награды
| Количество педагогов
| Нагрудный знак «Почётный работник общего образования» Российской Федерации
|
| Почётная грамота Министерства образования и науки РФ
|
| Благодарственное письмо Министерства образования и науки РФ
|
| Почётная грамота Департамента образования и науки ХМАО-Югры
|
| Благодарственное письмо Департамента образования и науки ХМАО-Югры
|
| Почётная грамота департамента образования и науки Администрации г. Сургута
|
| Благодарственное письмо департамента образования и науки Администрации г. Сургута
|
| Почётные грамоты и Благодарственные письма МУ УДОУ
|
| 10. Систематизирована работа методической службы ДОУ по внедрению современных технологий согласно ФГТ;
11. Создано единое художественно-эстетическое пространство в ДОУ;
12. Качественное выполнение заказа государства и социума по подготовке к школе всесторонне развитой личности ребёнка.
| 2009-2010
| 2010-2011
| 2011-2012
| Готовность дошкольников к обучению в школе
| 100%
| 100%
| 100%
| 13. Высокая степень усвоения основной общеобразовательной программы детьми ДОУ:
| 2009-2010
| 2010-2011
| 2011-2012
| Художественно-эстетическое развитие
| 94%
| 96%
| 100%
|
14. Анализ поступления выпускников дошкольного учреждения в школы города показывает результативность инновационной работы:
Образовательные учреждения
| Учебный год
| 2009/10
| 2010/11
| 2011/12
| Общеобразовательные школы
| Кол-во
детей
|
|
|
| %
|
|
|
| Общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов
| Кол-во
детей
|
|
|
| %
|
|
|
| Гимназии и лицеи
| Кол-во
детей
|
|
|
| %
|
|
|
| Прогимназия с художественно-эстетической направленностью
| Кол-во
детей
|
|
|
| %
|
|
|
| 15. Воспитанники являются участниками, призёрами и победителями конкурсов различного уровня:
16. Создана единая система мониторинга;
17. Популяризация инновационной деятельности среди семей воспитанников позволила значительно повысить заинтересованность родителей.
| 2009-2010
| 2010-2011
| 2011-2012
| Участие родителей в инновационной деятельности
| 65%
| 75%
| 84%
| 18. Положительная динамика вовлеченности семей воспитанников:
Ø в образовательную деятельность на 28%
Ø в участия в мероприятиях дошкольного учреждения на 45%
Ø Оставшиеся 25% и 13% это деятельность на перспективу.
19. Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг художественно-эстетического цикла:
| 2009-2010
| 2010-2011
| 2011-2012
| Удовлетворённость образовательными услугами ДОУ
| 89%
| 98%
| 98%
|
20. Результатом сотрудничества дошкольного учреждения с родителями воспитанников являются публикации опыта семейного воспитания в журнале для родителей «Югорское детство»:
Дата
| Название публикации
| Автор публикации
| май 2010
| Статья «Игротека» (обобщение семейного опыта)
| Гарибова Н.П.,
педагог-психолог
| июль 2010
| Статья в рубрике «Игротека» (обобщение семейного опыта)
| Гарибова Н.П., педагог-психолог
| сентябрь 2010
| Статья в рубрике «Игротека» (обобщение семейного опыта)
| Гарибова Н.П., педагог-психолог
| октябрь- 2010
| Статья в рубрике «Игротека для родителей» «Семейные игры»
| Попова И.А., зам. зав по АХР
| ноябрь 2010
| Статья в рубрике «Игротека для родителей» «Игры на кухне»
| Кренёва Н.П.,
воспитатель
| март
| Статья «Бабушкины руки» (обобщение семейного опыта)
| Россошко Н.Н., педагог доп. образ.
| февраль-март 2012г.
| Статья в рубрике «Игротека» «Мы вместе» (обобщение семейного опыта)
| Гарибова Н.П., педагог-психолог Семья Аразовых
| апрель-май 2012г.
| Статья в рубрике «Семейные увлечения» «Вышивают все!»
| Хухорова Л.В., воспитатель
| сентябрь 2012г.
| Статья в рубрике «Поля и Вика - искусницы»
| Семья Лутенку
| 21. Подготовлен инновационный методический продукт - методическое пособие из опыта работы дошкольного учреждения «Организация работы дошкольного учреждения по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников».
22. В 2010, 2011 годах дошкольное учреждение работало в статусе городской методической площадки по темам:
23. Установлены содержательные связи с образовательными и социокультурными учреждениями города: городским театром кукол «Петрушка», детской библиотекой № 30, Сургутским художественным музеем, Прогимназией художественно-эстетического направления, Станцией юных натуралистов, Детская школа искусств; оформлены договорные отношения по приоритетному направлению и составлены планы развития взаимодействия.
24. По результатам ежегодного мониторинга деятельности образовательных учреждений г. Сургута наше дошкольное учреждение является лидером среди 50 дошкольных учреждений:
Учебные годы
| 2009-2010
| 2010-2011
| 2011-2012
| Рейтинг МБДОУ № 79 «Садко»
| 2 место
| 4 место
| 1 место
|
|
«Кто не знает, в какую гавань плыть, тому не бывает попутного ветра»
Сенека
Обоснование актуальности проблемы.
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
На современном этапе в связи с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование, для детей – учебная перегрузка. Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы. Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности.
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, научно-методических помощников, их профессиональные запросы и потребности. Творческий потенциал педагогов становятся движущей силой развития дошкольного образовательного учреждения: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников.
Однако педагогическая практика свидетельствует о том, что дошкольные образовательные учреждения недостаточно готовы к отбору и оцениванию позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о том, что имеет место противоречие между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационных ДОУ и реальным состоянием инновационной деятельности, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям. Несмотря на то, что проблемы инновационной педагогической деятельности широко и прочно вошли в жизнь дошкольных образовательных учреждений, нормативного и инструктивно-управленческого обеспечения процессов обновления управленческой деятельности и методической работы в ДОУ, повышение их эффективности в условиях реализации инноваций явно не достаточно. Существующие подходы к организации методической работы не сориентированы на процесс обновления дошкольного образования. То есть система методической работы на сегодняшний день является неадекватной тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги ДОУ. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДОУ в ее новое состояние – инновационное пространство ДОУ.
Таким образом, осмысление всего происходящего и потребность педагогического коллектива двигаться вперёд - привело команду дошкольного учреждения № 79 «Садко» к простой управленческой идее о необходимости создания механизма, который будет оперативно, адекватно и профессионально реагировать на изменения внешней среды. Таким механизмом и стала программа перехода дошкольного учреждения на реализацию приоритетного направления деятельности - художественно-эстетическое развитие детей «От красоты к творчеству!», которая отражает систему работы в инновационном режиме.
Цель: Создание модели инновационного художественно-эстетического образовательного пространства ДОУ как одно из условий повышения качества образования.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
1. Создание современного социокультурного пространства в ДОУ, способствующего развитию художественно-творческой личности ребёнка;
2. Обновление содержания образования художественно-эстетического воспитания дошкольников через внедрение компилятивных и авторских программ, современных образовательных технологий и творческих проектов;
3. Повышение уровня профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ.
4. Создание необходимых условий для инновационной творческой деятельности педагогов-практиков.
5. Разработка методического продукта инновации для широкого использования педагогами ДОУ.
6. Внедрение современных моделей и механизмов управления дошкольным образовательным учреждением, обеспечивающих повышение качества дошкольного образования.
7. Повышение компетентности родительского сообщества по реализации приоритета деятельности дошкольного учреждения.