Основная ценность средств обучения в коррекционно-образовательном процессе
Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств. Поэтому необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания. Любой учебный предмет характеризуется большим разнообразием содержания. Это обстоятельство вызывает необходимость применения при его усвоении различных и в каждом отдельном случае специфических приемов и средств обучения, бесконечного варьирования способов их сочетания. Принимая во внимание тот факт, что содержание должно быть усвоено детьми с тем или иным отклонением в развитии, спектр и комбинации приемов и средств обучения приобретают особое своеобразие. Средства обучения должны соответствовать принципам специального образования. В связи с этим ценность использования того или иного средства определяется тем, - насколько оно делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся, учитывает их познавательные возможности на различных возрастных этапах; - обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала; - приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков систематической работы по самостоятельному приобретению знаний; - предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы, дифференцированного подхода к обучению; - содействует развитию речи, мышления; - обеспечивает деятельностную, наглядно-практическую основу освоения материала; - обеспечивает коррекционно-компенсирующую направленность обучения; содействует развитию знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации; - ведет не только к усвоению знаний и формированию способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие личности. В системе специального образования значимую роль играет достаточный уровень восприятия обучающимися учебного материала, который обеспечивается оптимальным выбором средств реализации коррекционно-образовательного процесса. Решая вопрос о средствах обучения, педагог должен исходить из содержания материала. Наличия у учащихся необходимого опыта и знаний, а также учитывать особенности детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач. К средствам коррекционно-образовательного обучения относятся: живое слово учителя; виды искусства; наглядные пособия; печатная продукция; собственная деятельность детей; педагогические ситуации; природная среда; окружающая обстановка; технические средства обучения. Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Выделяют следующие функции средств обучения в коррекционно-образовательном процессе: компенсаторную; адаптивную; информативную; интегративную; инструментальную. Компенсаторная функция предполагает оптимизацию процесса обучения, уменьшение затраты сил и времени, здоровья учителя и учеников. Адаптивная функция предполагает обеспечение благоприятных условий протекания процесса обучения, организации демонстраций, самостоятельных работ. Информативная функция способствует получению более точной и полной информации об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствует повышению уровня обученности. В интегративной функции средства обучения позволяют рассматривать объект и как часть, и как целое, и реализуются при комплексоном обучении. Инструментальная функция направлена на грамотное, безопасное, рациональное выполнение различных видов деятельности учителя и ученика, способствует воспитанию культуры умственного труда. Все функции средств обучения тесно взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на учебный процесс, обеспечивая его рациональную организацию и компетентное управление. Существуют требования к использованию средств обучения: - соответствие целям и задачам; - доступность для восприятия и понимания; - достаточность в своем количестве и качестве; - своевременность относительно содержания занятия; - безопасность. Виды речи Специальное образование в работе с детьми широко использует такое средство, как разные виды речи. Слово учителя - важнейшее средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, основной инструмент воспитывающего и обучающего воздействия ученика для его личностного, интеллектуального и деятельностного развития. Поэтому к речи педагога, работающего в системе специального образования, в силу специфики контингента обучаемых предъявляются особые требования. Словесная речь должна быть внятной, четкой и грамотной. Педагог должен иметь хорошую дикцию, обладать умением импровизировать и способствовать активации речи у учащихся, обладать бездефектным произношением, умением строить краткие и точные фразы. В специальном образовании используются такие средства, как дактильная и жестовая речь. Дактильная речь осуществляется использованием ручной азбуки, когда каждая буква изображается при помощи пальцев и называется дактилемой. Буквы складываются в слова, слова во фразы и получаются целостные речевые единицы. При передаче сообщения глухонемому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения "считывает" передаваемую информацию. Такой вид речи используется в обучении глухих детей, так же как и жестовая речь, в которой слова изображаются жестами. Жестовая речь имеет две разновидности: калькирующая и разговорная. Калькирующая жестовая речь имеет особое строение, где каждый жест эквивалентен слову, порядок жестов такой же, как и порядок слов в предложении. Существует также разговорная жестовая речь, она часто используется в неформальном неофициальном межличностном общении людей с нормальным слухом. Существует средство, помогающее людям с нарушениями слуха воспринимать информацию с помощью зрения. Видеть говорящего важно для восприятия его речи, поэтому орган зрения помогает органу слуха. Зрительное восприятие устной речи, или, как его принято называть, "чтение с лица", или чтение с губ используется в качестве средства упрощающего процесс восприятия информации и для глухих служит частичной компенсацией отсутствующего слуха. Пиктографическое (символьное) письмо выступает средством общения с лицами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1600)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |