Тема 1. Политический процесс как объект государственного управления
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Волгоградский филиал
Кафедра государственного управления и политологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине «Политические процессы и политические институты»
Направления подготовки бакалавриата 081100 «Государственное и муниципальное управление» (заочная форма обучения)
Разработчик: Морозов Илья Леонидович, доктор политических наук, доцент
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
| Протокол №______ от «___» ______________2015 г.
|
| Зав. кафедрой _
| (подпись заведующего кафедрой)
|
Волгоград 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА
| № СТР.
| Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины
|
| 1.1.
| Пояснительная записка
|
| 1.2.
| Тематический план учебной дисциплины
|
| 1.3.
| Содержание учебной дисциплины
|
| 1.4.
| Организация самостоятельной работы
|
| 1.5.
| Список литературы
|
| Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
|
| 2.1.
| Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
|
| 2.2.
| Пожелания к изучению отдельных тем курса
|
| 2.3.
| Рекомендации по работе с литературой
|
| 2.4.
| Разъяснения по работе с тестовой системой курса
|
| 2.5.
| Советы по подготовке к экзамену (зачету)
|
| Раздел 3. Учебно-методические материалы лекционного курса
|
| Раздел 4. Материалы практических заданий по темам
|
| Раздел 5. Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля
|
| Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)
|
|
РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Пояснительная записка
Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи)
| Учебная дисциплина «Политические процессы и политические институты» принадлежит к базовому компоненту дисциплин бакалавриата направления «Государственное и муниципальное управление». Данная дисциплина продолжает формирование знаний и навыков, а так же развитее компетенций, полученных студентами во время изучения дисциплины «Политология».
Изучение данной учебной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как «Политология», «Социология», «Государственная политика в сфере региональной безопасности», «Государственная политика в сфере международной безопасности».
Учебная дисциплина опирается на такие ранее изученные дисциплины, как «История», «Культурология», «Философия».
Для изучения дисциплины необходимы знания в области истории государственного и муниципального управления, политической и экономической истории и теории культуры России.
Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для подготовки к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской, консультационной, управленческой, организационной работе.
Курс изучения дисциплины «Политические процессы и политические институты» включает в себя: теоретическую часть, в которой изложены методологические подходы к изучению современных политических институтов и процессов, проанализирован используемый понятийный аппарат, исследованы структурные, культурные и политические корни институционального дизайна; сравнительно-эмпирическую часть, сфокусированную на изучении политических институтов и их влияния на экономическую практику в России и зарубежных. При этом значительное внимание уделено сравнению политических институтов, существующих в мировой практике с институтами современной России. Концептуальная новизна курса состоит в том, что анализ деятельности политических институтов осуществлен через призму основных проблем современного социально-экономического развития и дан в сравнительном мировом контексте. В курсе широко использованы труды политологов, политическая публицистика, справочные материалы, Интернет-ресурсы.
| Соответствие учебной программы требованиям ГОС (ФГОС)
|
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (Федерального государственного образовательного стандарта) по направлению 081100 Государственное и муниципальное управление. Степень (квалификация) - бакалавр.
| Цель и задачи учебной дисциплины
|
Целью учебной дисциплины «Политические институты и политические процессы» является формирование у студентов систематизированных концептуальных представлений о феноменах политики, политических процессах, основных политических институтах, а также развитие навыков теоретико-аналитического применения категориального аппарата политической науки.
В ходе ее достижения решаются задачи:
- формирование у студентов научно-теоретических представлений о закономерностях и механизмах политических процессов;
- развитие навыков самостоятельного методологически обоснованного теоретического анализа и осмысления современных политических явлений и процессов;
- создание методологического фундамента для последующего грамотного применения современных методов и технологий политологии в управлении социально-экономическими процессами.
| Требования к результатам обучения
|
Студент должен знать:
- определение политического процесса, его структуру и уровни;
- понятие политического института, классификацию политических институтов;
- понятие государственного управления, государственное управление политическим процессом;
- современные методы исследования политических процессов и институтов;
- современные переходные процессы в политической системе (транзитология);
- особенности политического процесса современной России;
- информационное сопровождение политического процесса, современное своеобразие освещения политических событий, деятельности органов государственной власти;
- современные СМИ как инструмент государственного управления;
- функции СМИ в политике особенности их воздействия на сознание человека;
- основные принципы информационной безопасности государства в условиях глобализации;
- проблемы обеспечения информационной безопасности России;
- государство как базовый политический институт, определение и признаки государства, теории происхождения государств;
- формы правления и виды территориальных устройств современных государств;
- тенденции эволюции современных государств;
- понятие и структуру гражданского общества, формы взаимодействия гражданского общества и государства;
- определение политической партии как политического института, происхождение и историческое развитие партий, типы партий и партийных систем, особенности партийной системы современной России;
- политический конфликт как процесс – понятие, структуру и типологию;
- принципы урегулирования политических конфликтов, управление конфликтами, переговоры.
Студент должен уметь:
- самостоятельно с научных позиций анализировать и оценивать события политической жизни;
- различать рациональное и эмоциональное в политических суждениях;
- вырабатывать политические решения;
- давать экспертную оценку тем или иным политическим событиям, решениям, субъектам;
- прогнозировать политические процессы;
- разрабатывать теоретическое обоснование прикладных политических проектов.
Студент должен владеть:
- навыками целостного подхода к анализу политики;
- навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении.
Студент должен обладать следующими компетенциями(ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4):
- пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
- пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
- владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
- использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4).
| Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность.
| Учебная дисциплина «Политические процессы и политические институты» изучается группой БкУЗ-400 в течение 7 и 8 семестров включает 14 аудиторных часов (8 лекционных часов и 6 часов практических занятий) и 100 часов самостоятельной работы, составляет 2 ЗЭТ. Изучение дисциплины заканчивается выполнением письменной контрольной работы и зачётом в 8 семестре.
Форма проверки развития (степени овладения)компетенциивключает в себя интерактивные виды работы со студенческой аудиторией направленные на оценку таких параметров, как:
- активность на семинарских занятиях, использованию дополнительных источников и литературы;
- контрольные срезы;
- результаты самостоятельной работы;
- оригинальность концепции;
- достаточность аргументации;
- широта привлеченных источников;
- интенсивность и качественный уровень взаимодействия с преподавателем;
- качество работы в группе.
| 1.2. Тематический план учебной дисциплины «Политические процессы и политические институты» (114 час.)
Наименование тем
| Количество часов
| Лек
| Лаб
| Пр
| СРС
| Всего
| Заочная форма обучения
| 7 семестр
| 1. Политический процесс и государственная политика
|
| -
|
|
|
| 2. Политические институты в системе государственного управления
|
| -
| -
|
|
| 8 семестр
| 3. Информационное сопровождение политического процесса
|
| -
|
|
|
| 4. Политический конфликт как процесс
|
| -
|
|
|
| Контрольная работа
|
|
|
|
| +
| Зачёт
| | | | | +
| Итого
|
| -
|
|
|
(2 ЗЕ)
| 1.3. Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Политический процесс как объект государственного управления
Понятие политического процесса. Подходы к изучению политического процесса. Содержание и структура политического процесса. Этапы политического процесса. Политический процесс «западного» и «восточного» типов, переходные типы политического процесса. Политический процесс в России и его специфика. Политический стиль. Национальный стиль политики как технология принятия решений. Государственная политика и технология формирования политических курсов. Циклическая модель политического процесса. Политическая модернизация и развитие, кризисы политического развития. Административная реформа в Российской Федерации.
Читайте также: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы
|