Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реформа политической системы



2015-11-20 619 Обсуждений (0)
Реформа политической системы 0.00 из 5.00 0 оценок




Политические реформы

После двух десятилетий непоколебимой стабильности и старения партийных кадров в течение последних пяти лет произошло их массовое обновление и омоложение на всех уровнях. Из Политбюро были удалены Романов, Тихонов, Гришин, Кунаев, Алиев, Громыко, Соломенцев, Долгих. Одновременно Политбюро пополнялось руководителями, которые придерживались схожих с Горбачевым взглядов и принадлежавшим к его поколению: Шеварднадзе, Рыжковым, Зайковым, Слюньковым, Медведевым и др.

Как бы ни определялся процесс обновления политических структур – демократический централизм или бюрократическая колонизация, - он не был ни действительно радикальным, ни подлинно демократическим. Тем не менее, сопротивление перестройке оказалось достаточно серьезным для того, что бы вынудить власти вступить на путь радикальной политической реформы с целью оживить институты, которые партия некогда лишила их функций, - Советы и общественные организации. По мнению Генерального секретаря ЦК КПСС, было необходимо полностью восстановить роль Советов как органов социалистической власти и вернуть общественным организациям их первоначальное значение. Второй целью реформы было перераспределение власти, но при сохранении ведущей роли партии. Именно с этой целью были организованы выборы с участием большого числа конкурирующих между собой кандидатов, с расчетом тем самым вернуть законность партийному руководству, превратить партию в силу, способную выступать с предложениями преобразований и проводить их в жизнь.

Реформаначалась с разного рода политических и организационных мер, принятых на пленуме ЦК партии в январе 1987 г.: альтернативные выборы, тайное голосование при избрании ответственных партийных работников; выборы кандидатов на самом предприятии; введение новых форм и механизмов участия трудящихся в управлении предприятиями. Практические результаты оказались довольно скромными. Выдвижение XIX партийной конференцией важного проекта конституционной реформы стало вторым этапом политических преобразований, которое новое руководство рассматривало как решающий. Эта реформа в конечном счете привела к установлению двухуровневой представительной системы – Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, избранный из депутатов съезда, - и учреждению поста президента СССР, наделенного широкими полномочиями.Прежний верховный совет был заменен новым, постоянным органом, который насчитывал 544 члена, избранных тайнам голосованием на съезде народных депутатов, состоявшем из 2250 депутатов с пятилетним сроком полномочий. В функции съезда входило: проведение конституционных, политических, социальных и экономических реформ, а также избрание президента страны. Авторы данной реформы тем самым хотели открыть двери съезда самым решительным сторонникам перестройки; установив сильную президентскую власть в лице Генерального секретаря ЦК КПСС, законность которой отныне зависела – хотя бы косвенно – «от народного волеизъявления»42, они пытались защитить его от козней аппарата. Для Горбачева, который был избран президентом СССР 15 марта 1990 г. этот аспект был решающим, т.к. это позволяло ему преодолевать противодействие, которое оказывало Политбюро ЦК КПСС, где заседали его коллеги, далеко не всегда разделявшие политику генсека. Конституционная политика вызывала критику как консерваторов, так и радикалов, сторонников перестройки, возглавленных Б. Ельциным. Для радикалов реформа была ущербной, поскольку предложенная система не была ни прямой, ни равной и к тому же сосредотачивала слишком много власти в руках президента – Генерального секретаря ЦК КПСС. Закон оставлял возможности для различных манипуляций, что и доказал ход избирательной кампании в марте 1989 г. В отличие от Горбачева Ельцин сумел использовать к своей выгоде новую ситуацию, пойдя по демократическому пути. Избранный на всеобщих выборах, президент России смог «превзойти в отношении легитимности президента СССР, получившего свой пост из рук парламентариев, в значительной части добившихся своего положения с помощью политических манипуляций»43. В целом выборы народных депутатов в марте 1989 г. и затем весной 1990 г. означал громадный разрыв с политической практикой, установленной после 1917 г. «Все эти перемены происходили в атмосфере демократизации общественной жизни, чему способствовали выработка и принятие законов с целью учреждения «правового государства» и расцвет многочисленных «неформальных объединений»»44.

В резолюциях XIX партийной конференции говорилось о том, что право служило не обществу, а государству. Стремление преодолеть наследие сталинизма, гарантировать права граждан, желание достойно выглядеть в глазах всего мира можно считать первым аспектом к построению правового государства. Вторым, стала необходимость создания правовой базы для экономических реформ. Новое руководство осудило командно-административный стиль. Сама политика демократизации, которая привела к возникновению различных неформальных объединений, превратившая различные митинги и демонстрации в обычное явление, потребовала разработки и принятия соответствующих юридических положений и процедур. В связи с этим в 1988 – 1990 г. был принят ряд законов и указов, начата подготовка других. Среди наиболее важных были: закон о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации; постановление о периодических переаттестациях специалистов; закон о государственной безопасности; закон о прессе и средствах массовой информации; закон об общественных организациях; закон о въезде и выезде из СССР. Был начат пересмотр Основ уголовного законодательства, законодательство в отношении религии и т.д.

Итак, на XXVII съезде ЦК КПСС была предложена концепция ускорения социально-экономического развития страны, которое предполагало интенсивный путь развития. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении и активизации человеческого фактора. Однако уже с самого начала машина начала давать сбой. В экономической области, хотя и предприятия перевели на хозрасчет и самофинансирование; а также получили право не считаться с госпланом, на деле же государство по-прежнему оставалось основным заказчиком. В итоге реальных сдвигов в госсекторе не произошло. После принятия кооперативных законов, произошла фактическая легализация «теневой экономики». Частный сектор начал отмывать до 90 млд. руб. в год. В результате происходило обогащение небольшого количества населения, а большая часть была вынуждена стоять в очередях у прилавков магазинов. Тогда было решено увеличить импорт товаров за счет кредитов, но государство попало лишь в долги. В сельском хозяйстве земля по-прежнему продолжала реально принадлежать местным Советам и колхозом. Государству так и не удалось стабилизировать рынок. Проявившаяся в массах воля к раскрепощению социальной жизни, обилие комитетов, организаций, групп, народных франтов, родившихся в огне нонконформизма, «угли которого тлели в период застоя»45, все более явно указывали на ограниченность и противоречивость частичной, искаженной демократизации. Ущербность последней наиболее ярко выражалась в стремлении к сохранению однопартийной политической системы, монополии ЦК КПСС на анализ общеполитических проблем и разработку стратегических концепций. Начиная с лета 1990 г. переход к многопартийности стал вопросом, который требовал незамедлительного решения. Пониманию этого в огромной мере способствовала весенняя победа Ельцина и последовавший за ней в июле его выход на последнем, XXVIII съезде КПСС из партии. Этот демарш Ельцина был с полным основанием истолкован как первый шаг к конституированию новой массовой партии. Стало ясно, политика ускорения социально-экономического развития страны потерпела крах. Таким образом, можно сказать, что не была решена ни одна из трех поставленных задач:

- проблема политического плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизации;

- проблема создания рыночной экономики. Конечно, 20 июля 1990 г. основные положения программы «500 дней», которые предусматривали приватизацию государственной собственности и освобождение цен, были обнародованы в прессе. Но данная программа оказалась мертворожденной;

- проблема федеративного договора. 24 июля 1990 г. прессе был представлен первоначальный проект нового союзного договора, который предполагалось осенью представить на обсуждение полномочным делегациям республик. Тесно связанный с переходом к рыночной экономике, новый федеративный договор должен был расширить права республик, прежде всего заменив существовавшие центральные структуры и вертикальные связи прямыми отношениями горизонтального типа между республиками без посредничества центра. Но и здесь событиям было суждено опередить законодателей.

Более подробно:

Реформа политической системы.

Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985 года и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском пленуме ЦК).

Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой — в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

Первоначально (начиная с 1985 года) в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском пленуме ЦК КПСС 1987 года, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 года) М.С. Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе, и ставилась задача создания новой модели социализма — «социализма с человеческим лицом».

В идеологию «перестройки» были включены некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических прав человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества.

Демократизация и гласность стали выражениями новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась так же, как основа для осуществления радикальных экономических реформ.

На данном этапе «перестройки» широкое развитие получила гласность, критика «деформаций социализма» в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений. В августе 1990 года были приняты указы Президента СССР М.С. Горбачева о реабилитации жертв политических репрессий 1920-х — 1930-х годов и о возвращении советского гражданства всем, кто был его лишен с 1966 по 1988 годы.

В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В марте 1990 года была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Ее юридическое обоснование нашло отражение в Законе об общественных объединениях (1990).

В 1989—1991 годы были сформированы основные партийно-политические партии и блоки. Кризис КПСС привел к идейному расколу партии и образованию ВКП(б) (Н.А. Андреева), Российской коммунистической рабочей партии (В.А. Тюлькин), движения «Трудовая Россия» (В.И. Анпилов), Коммунистической партии РСФСР (И. Полозков, затем Г.А. Зюганов) и др. партии социал-демократического типа включали в себя: Социал-демократическую партию России (О. Румянцев, В. Шейнис), Социалистическую партию трудящихся (Л.С. Вартазарова), Народную партию свободной России (А.В. Руцкой) и др. Либеральный спектрполитических сил был представлен движением «Демократическая Россия» (Е.Т. Гайдар), Демократической партией России (Н.И. Травкин), Республиканской партией РФ (В.Н. Лысенко) и др. Фланг праворадикальных и консервативных партий был следующим: Христианско-демократическая партия России (А. Чуев), Монархическая партия, Крестьянская партия России и др. Национально-патриотические: Русский национальный собор (генерал А.Н. Стерлигов), Российский общенародный союз (С.Н. Бабурин), Либерально-демократическая партия (В.В. Жириновский) и др. Образовались радикал-националистические партии: Национально-патриотический фронт «Память» (Д.Д. Васильев), Всероссийское общественное патриотическое движение «Русское национальное единство» (А.П. Баркашов), Национально-республиканская партия (Н.Н. Лысенко) и др.

Для определения законодательной политики в стране вновь вернулись к традиции созыва Съездов народных депутатов в качестве высшего законодательного органа страны. Съезд формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). На основе закона об изменении системы выборов от 1988 года вводился принцип альтернативных выборов народных депутатов СССР. Первые альтернативные выборы проходили весной 1989 года. После этого состоялся в мае — июне 1989 года. Первый съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин.

В 1990 году в СССР был введен институт президентства. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 года избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991 года прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 года Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

Политические преобразования и неоднозначность их оценок в обществе вызвали борьбу вокруг содержания, темпов и методов реформ, сопровождавшуюся все более острой борьбой за власть.

Осенью 1988 года в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло (лидеры А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин и др.), настаивавшее на демонтаже унитарного государства. После весенних выборов 1990 года в местные Советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС — представители движения «Демократическая Россия» (лидер — Е.Т. Гайдар). 1989—1990 годы стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий.

М.С. Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. Н.Б. Ельцин был отстранен от руководства Московской парторганизацией. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии КПСС, Горбачев и его соратники не осознавали невозможность возвращения к старому. К началу 1991 года центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.



2015-11-20 619 Обсуждений (0)
Реформа политической системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реформа политической системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (619)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)