Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Руководитель филиала ФНМЦ им. Л.В. Занкова



2015-11-20 504 Обсуждений (0)
Руководитель филиала ФНМЦ им. Л.В. Занкова 0.00 из 5.00 0 оценок




Доклад подготовила

Ильина В.П.

Руководитель филиала ФНМЦ им. Л.В. Занкова

(г. Воскресенск, Московская область)

 

История системы общего развития школьника тесно связана с научной биографией ее основного создателя – виднейшего советского ученого в области педагогики, психологии и дефектологии Леонида Владимировича Занкова (1901 – 1977).

Л.В. Занков – создатель научной школы по решению проблемы соотношения обучения и развития, разработчик теории и практики педагогической системы, приоритетом которой является общее развитие каждого ребенка.

Научный путь Л.В. Занкова начался в аспирантуре МГУ, где он обучался с 1922 по 1934 г. под руководством Л.С. Выготского, затем исследование под его же руководством проблем памяти в Экспериментальном дефектологическом институте. Здесь закладываются основы методологических взглядов Л.В. Занкова. Он начинает заниматься вопросами взаимоотношения педагогики и психологии, зависимости развития психики от обучения и преломления внешних воздействий через внутренние условия, через индивидуальные возможности ребенка. На этой основе сложилось его убеждение в том, что теоретические положения могут быть только следствием анализа достоверных научных фактов.

В 1951 году он переходит в НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР и переключается на исследования в области общей педагогики. В педагогику ученый пришел с серьезным багажом научных знаний о ребенке, со сформировавшимися взглядами на методы психологических и педагогических исследований, на целесообразные способы обучения. В институте Л.В. Занков возглавляет лабораторию экспериментальной дидактики (впоследствии «воспитания и развития», затем «обучения и развития»), особенностью которой явилось то, что на всех этапах в нее входили специалисты разного профиля – педагоги, психологи, физиологи, дефектологи. Такое содружество позволило изучать глубинные процессы, происходящие в ребенке в процессе обучения, обнаруживать индивидуальные особенности, с тем чтобы педагогическое вмешательство дало простор для развития сильных сторон личности, не навредив при этом здоровью детей.

С сотрудниками лаборатории Л.В. Занков исследовал тему «Взаимодействие слова учителя и средств наглядности в обучении». К научному обоснованию педагогических норм, – делает вывод Л.В. Занков, – нужно идти через раскрытие внутренней связи между применяемыми педагогическими способами и их результатами. Для этого «надо обязательно изучить процессы усвоения знаний и навыков – то, что происходит в голове учащегося при применении учителем такого-то способа и приема». Так впервые ставится вопрос о включении в состав педагогического исследования психологических методов изучения ребенка. Тем самым осуществляется поворот в понимании характера связи между педагогикой и психологией.

Следующий вывод: педагогические исследования слабо ориентированы на преобразование, на перестройку практики обучения и воспитания. Выдвигается тезис: для педагогических исследований «главное заключается в том, чтобы органически объединить в исследованиях создание новых способов обучения и раскрытие объективных законов, которым подчиняется их применение». Так делается первый шаг к утверждению подлинной роли эксперимента в педагогическом исследовании.

Выявленные формы сочетания слова учителя и наглядности нашли отражение в учебниках по педагогике, послужили дальнейшему освещению принципа наглядности в обучении и, следовательно, совершенствованию практики подготовке учителей.

В 1957 году Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории приступили к исследованию проблемы «Обучение и развитие». Этому исследованию ученый посвятил последние двадцать лет своей жизни, сейчас над этой проблемой продолжают работать его ученики и последователи.

Проблема обучения и развития не была новой в педагогике и психологии. Теоретическое обоснование ведущей роли обучения в развитии принадлежит Л.С. Выготскому. Заслуга Л.В. Занкова состоит в том, что он поставил решение проблемы соотношения обучения и развития на экспериментальную основу, на фундамент достоверных фактических данных.

Задача исследования заключалась в том, чтобы раскрыть характер объективной закономерной связи между построением обучения и ходом общего развития младших школьников. Метод исследования, его организация, направленность обеспечивали соединение теоретических и прикладных его результатов. Впервые в мировой практике педагогический эксперимент охватывал обучение в целом, а не какие-то его отдельные стороны.

В ходе этого исследования сформировалась новая система начального обучения, высокоэффективная для общего развития младших школьников. В практике школы установлены принципиально новые отношения между целью и средствами обучения. Основная цель - достижение оптимального общего развития каждого школьника. Знания, умения и навыки становятся средствами достижения этой цели. Доказано, что новое целеполагание требует кардинального преобразования всей образовательной системы: соответствующих дидактических принципов, другого подхода к отбору и структурированию содержания образования и к организации процесса обучения, изменений характера отношений «ученик – учитель – родители» и изучения результативности. Только когда вся образовательная система будет приведена в соответствие с ее целью, можно рассчитывать на оптимальный для ученика результат в общем развитии и в усвоении знаний умений и навыков.

Этим и занимался в 1963 – 1967 гг. коллектив авторов под руководством и при непосредственном участии Л.В. Занкова. Были выпущены книги с описанием методологии нового типа обучения, разработаны первые экспериментальные учебники для начальной школы по русскому языку, чтению, математике, затем и естествознанию, написаны первые методические пояснения, создана система оценки эффективности обучения с точки зрения его влияния не только на усвоение знаний, но и на общее развитие учащихся.

В 1977 году Л.В. Занкова не стало.

Лишь 1993 году Министерство образования России организовало Федеральный научно- методический центр им. Л.В. Занкова, ядро которого составили непосредственные ученики Л.В. Занкова (И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, М.В. Зверева, Н.В. Нечаева, А.В. Полякова, Г.С. Ригина, З.И. Романовская, И.П. Товпинец, Н.А. Цирулик, Н.Я. Чутко) и его последователи (К.С. Белорусец, А.Н. Казаков, Т.Н. Проснякова, В.Ю. Свиридова, Т.В. Смирнова, С.Г. Яковлева и др.)

В 1991 – 1993 гг. был издан полный комплект нового (второго) поколения пробных учебников для трехлетней начальной школы. Учебники разошлись миллионным тиражом, что свидетельствует о востребованности системы.

С 1996 года система общего развития школьника (Л.В. Занкова) признана Коллегией Министерства образования в качестве государственной образовательной развивающей системы обучения.

В 1997 – 2000 гг. вышел полный учебно-методический комплект стабильных учебников для общеобразовательной трехлетней начальной школы.

В 2001 – 2004 гг. Федеральным экспертным советом были утверждены учебно- методические комплекты по всем учебным предметам для четырехлетней начальной школы. УМК по обучению грамоте, по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру стали победителями конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого НФПК – Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ.

За время своего существования система показала высокую эффективность в школах разных типов, при обучении детей с 7 лет в четырехлетней и трехлетней начальной школе, при их обучении с 6 лет в четырехлетней начальной школе. Проверка системы в столь разных условиях обучения доказывает независимость ее методологических основ как от возраста обучаемых, так и от сроков обучения в начальных классах. Требуется лишь корректировка учебно-методических комплектов на основе изучения изменившихся условий.

В период возрождения системы исследовались и продолжают исследоваться проблемы учебника; методической системы; формирования общеучебных умений и навыков в зависимости от организации учебной деятельности; развития коммуникативной грамотности школьника; системы диагностирования стартового уровня поступающих в школу детей, а также система лонгитюдного изучения учителем результативности в развитии ученика и усвоении программных требований на протяжении всей начальной школы, что стало основой организации безотметочного обучения. Сотрудниками ФНМЦ организовано исследование особенностей реализации системы в основном звене школы, созданы УМК для 5 и 6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению, которые также стали победителями конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого НФПК и МО РФ. Для педагогических вузов и средних учебных заведений создано учебное пособие «Основы системы общего развития Л.В. Занкова». Всего за время работы коллектива опубликовано более 500 работ.

В настоящее время система признана широкой общественностью России, она используется в Белоруссии, на Украине, в отдельных школах Казахстана, Молдавии, Узбекистана. Налажены творческие связи с педагогическими коллективами школ города Бостона (США), Тель-Авива (Израиль), Брисбена (Австралия); открыты более 70 региональных филиалов ФНМЦ им. Л.В. Занкова и Объединения профессионалов, содействующих системе Л.В. Занкова; организована очная и очно-заочная подготовка и переподготовка работников образования всех категорий; издается журнал «Практика образования», регулярно проводятся конференции, конкурсы учителей, интеллектуальные марафоны для учеников.

В 2006 г. Филиал ФНМЦ им. Л.В. Занкова открывается при МОУ «Гимназия №1» (г. Воскресенск, Московской области) на базе которого проводится первый региональный научно-практический семинар-конференция, на котором обсуждаются актуальные проблемы реализации системы Л.В. Занкова в современных условиях.

Этот филиал считает своей задачей анализ, обобщение, систематизацию и популяризацию эффективных способов реализации системы Л.В. Занкова, найденных и апробированных учителями региона в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Таким образом можно утверждать, что эксперимент, инициированный Л.В. Занковым, продолжается и даёт свои плодотворные эффективные практико-ориентированные результаты. Система продолжает развиваться во благо образования новых поколений граждан России.

Будущее системы связано с познанием и педагогическим осмыслением индивидуальных особенностей школьников, с осмыслением методологических основ системы применительно к обучению дошкольников и взрослых.

 

Хроника конференций, проведённых на базе филиала ФНМЦ им Л.В. Занкова при МОУ «Гимназия №1» (г. Воскресенск, Московская область)

Аксёнов А.А.,



2015-11-20 504 Обсуждений (0)
Руководитель филиала ФНМЦ им. Л.В. Занкова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Руководитель филиала ФНМЦ им. Л.В. Занкова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)