Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


К.п.н., доцент кафедры психологии,



2015-11-20 559 Обсуждений (0)
К.п.н., доцент кафедры психологии, 0.00 из 5.00 0 оценок




Научный руководитель

МОУ «гимназия №1»

(г. Воскресенск, Московская область)

 

I.

12 мая 2006 года состоялась конференция, приуроченная к 105-летию со дня рождения выдающегося педагога и психолога Леонида Владимировича Занкова. по теме: «Организация развивающей личностно-ориентированной среды для детей младшего школьного возраста как вариант развития системы Л.В. Занкова».

Современные приоритеты развития образования исходят от познавательной потребности конкретной личности. Личностно-ориентированный подход признаёт ученика субъектом процесса собственного развития. Субъектность личности предполагает потребность самостоятельного и инициативного поиска и решения задач различного рода. Принцип активности признаётся ведущим при организации обучения (А.Н. Леонтьев).

Первую целостную концепцию и связанную с ней технологию обучения, реализующие современные педагогические принципы были разработаны в экспериментальной лаборатории Л.В. Занкова. Разрабатываемые сегодня технологические основы личностно-ориентированного обучения преемственны разработкам, появившимся ранее в трудах авторов и практиков педагогики сотрудничества, в том числе и Л.В. Занкова.

Целью проводимой конференции было научное обобщение и оценка передового опыта учителей, работающих в русле развивающего обучения. На конференции были поставлены и обсуждены проблемы поиска технологических основ развивающей личностно-ориентированной среды как специально организованных условий становления самостоятельного, активного, конструктивного, творческого человека.

В конференции приняли участие учителя гимназии №1, а также учителя МОУ СОШ № 26 (г. Воскресенск, Московской области)

Участниками конференции говорилось о концепции системы развивающего обучения Л.В. Занкова, её целях, принципах, особенностях организации педагогического процесса, конструктивных и перспективных идеях. Учителям «занковцам» удалось проанализировать и обсудить методические приёмы, применяемые в практике развивающего обучения, учебники и способы работы с ними.

Важное место было отдано обсуждению технологии занковского урока как особого творческого взаимодействия учителя и учащихся, в процессе которого учитель руководит процессом познания учащихся, ставит проблемные задачи, стимулирует познавательную активность детей, применяет «коллизии» и наполняет жизнь школьников радостью открытий. Было отмечено, что потребность познания – врождённое качество всех людей, их не надо заставлять обращать внимание, наблюдать, исследовать и выражать по-своему интересующее, надо только показать ребёнку, что это и есть процесс познания, это здорово. Нужно просто проявить интерес к познанию ребёнка. И тогда он будет устремляться своею мыслью, и в безбрежные просторы космоса, и в пучины океанов, и в тайны чисел, слова, жизни. Разный взгляд на одни и те же вещи отражает индивидуальность людей. Личностно-ориентированный характер обучения предполагает учет и уважение к различным точкам зрения, тем более в нашем относительном мире, где пока никому не удаётся ткнуть пальцем в абсолютную истину. Уроки, построенные по системе Занкова, включают много заданий, имеющих несколько правильных ответов, которые можно выполнить по-разному. Различия поощряются и изучаются, а не преследуются.

Конференция, проведённая 12 мая 2006 года в гимназии № 1 г. Воскресенска показала высокую заинтересованность учителей, долгое время работающих по системе Л.В. Занкова. Они высказались за то, чтобы такие конференции проводились регулярно, поскольку они полезны для профессиональной рефлексии педагогов, повышения эффективности их труда. Коллеги получили опыт обсуждения своих профессиональных проблем, наметили пути взаимодействия и взаимной помощи. Кроме того, конференция дала возможность проанализировать систему Занкова в целом и отдельные её приёмы в частности, определить актуальные направления научных исследований в русле развивающего обучения.

По материалам и мотивам конференции был издан «Информационный бюллетень № 1» и распространён по школам региона. Экземпляр «Информационного бюллетеня» был отправлен в Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова.

 

II.

16 мая 2007г. на базе гимназии состоялась Вторая региональная научно-практическая конференция филиала ФНМЦ им. Л.В. Занкова по теме: «Условия эффективной реализации принципов развивающего обучения Л.В. Занкова».

В конференции приняли участие учителя «занковцы», работающие в гимназии № 1 и МОУ СОШ № 26 (г. Воскресенска, Московской области).

Конференция была нацелена на постановку и решение проблем реализации принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Поставленная проблема очень актуальна в связи с тем, что принципы развивающего обучения были, к сожалению, сформулированы тезисно, и до сих пор не достаточно осмыслены современными педагогами, тогда как от правильной реализации этих принципов зависит эффективность системы обучения. На практике зачастую наблюдается механическое исполнение Занковских принципов без их осмысления.

- Обучение должно быть трудным, но посильным для освоения ребёнком в зоне ближайшего развития.

- Обучение должно проводиться быстрым темпом.

- Приоритет теоретических знаний

- Процесс обучения должен быть осознаваем детьми

- Обучать всех, как сильных, так и слабых.

В соответствии с принципами развивающего обучения Л.В. Занкова обучение – есть живой процесс взаимодействия учителя и учащихся, пронизанный духом познания и изменения себя в результате интериоризации осмысленных знаний, отношений в мире и обществе. Ребёнок познаёт мир с восторгом от постоянного открытия нового, как Архимед в ванне, всё время крича свою «эврику». Система Занкова – это ньютоновское яблоко, запускающее бесконечный процесс открытия всё новых и новых закономерностей мира, в который пришёл ребёнок, в индивидуальном сознании этого ребёнка. И конечно этот процесс должен протекать быстро, осмысленно и сознательно, устремлённо к доступным для ученика индивидуальным вершинам познания.

В программу конференции вошли выступления учителей, демонстрации методических средств реализации принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова, дискуссии.

 

III.

15 мая 2008г. состоялась Третья межрегиональная научно-практическая конференция ФНМЦ им. Л.В. Занкова по теме: «Развивающая система Л.В. Занкова в свете современных целей образования».

На этой конференции расширилось количество представленных школ. В обсуждении проблем реализации системы развивающего обучения Л.В. Занкова приняли участие учителя МОУ «Гимназия №1», МОУ СОШ №26, МОУ «Лицей №22» - г. Воскресенск, Московской области и МОУ «Гимназия №5» - г. Коломна, Московской области. Кроме этого, в конференции принял участие старейший исследователь системы Л.В. Занкова, лично знавший и работающий под руководством Л.В. Занкова, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России Горностаев Пётр Васильевич.

Целью этой конференции было определение значения системы Л.В. Занкова в современной системе образования.

В ходе своей работы, участники конференции отметили пророческий дар Леонида Владимировича Занкова – человека, в 50-ых годах прошлого века поставившего проблемы сегодняшнего дня. Занков говорил и писал о многомерности знания, о недопустимости диктата единственно верной точки зрения. Он один из первых в советской стране с тоталитарным строем стал внедрять идеи диалогов и полилогов в процесс массового школьного обучения, а процесс эмоционально-личностного принятия знания учащимися считать едва ли не важнейшим принципом развивающей педагогики. Можно говорить, что Л.В. Занков заложил основы технологии личностно-ориентированного обучения, признающегося сегодня государственным направлением развития образования.

Задачи можно решать по-разному, разными способами. И каждый из этих способов может иметь место, не исключает и не подавляет другие. Понявший это младший школьник защитит своё сознание от идей фашизма, религиозного и идейного экстремизма – одних из актуальнейших проблем современного общества.

В системе развивающего обучения, наконец-то, освобождается учитель! К нему предъявляется требование: «Твори!», или ты работаешь не по системе Занкова. Не может учитель научить тому, во что сам не верит. А свободный, творящий вместе со своими учениками учитель, предоставляет свободу ребёнку и учит его нести за неё ответственность. Учитель на уроке предоставляет право ученику проявить себя, выразить своё мнение, самому проверить его, оценивать свои возможности и способности и поэтому действовать более эффективно.

 

Темы конференций, проводимых в филиале ФНМЦ им Л.В. Занкова при МОУ «Гимназия №1» (г. Воскресенск, Московская область) и их содержание были связаны между собой, но на каждой конференции ставились свои акценты, рассматривались определённые проблемы реализации системы Занкова. Филиал ФНМЦ им Л.В. Занкова планирует продолжать традицию конференций.

 

Современные приоритеты системы образования России и система обучения Л.В. Занкова

Старилова Л.В.

МОУ «Гимназия №1»

(г. Воскресенск, Московская область)

 

Пятьдесят лет назад Л.В. Занков сформулировал образовательную цель: построить личностно-ориентированное развивающее обучение. Он выстроил целостную систему обучения и воплотил её в практику. Особенность этой системы – в сочетании человеческого фактора, заботы о состоянии души участников учебного процесса с чёткой и ясной методической разработкой.

В Пояснительной записке к Государственному стандарту начального образования говорится: «Начальное общее образование призвано помочь реализовывать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка». Таким образом, система общего развития ребёнка (Л.В. Занкова) подошла к XXI веку подготовленной к вызову времени и требованиям к образованию.

Мы живём в эпоху, когда мир переходит от индустриального общества к информационному. Новая эпоха уже сформулировала свой социально-педагогический заказ. Ей нужны люди, несущие индивидуальную ответственность за свои поступки и судьбы цивилизации.

Современные выпускники должны обладать способностью к творческой, аналитической деятельности, коммуникативной грамотностью, способностью к саморазвитию. Чтобы этими качествами обладали выпускники школы, именно на их развитие должна быть нацелена вся образовательная система. Но, к сожалению, система образования преимущественно функционирует в режиме выполнения вчерашнего заказа индустриального общества. Традиционной системе образования свойственна триада: послушание, повторение и подражание.

Под руководством Леонида Владимировича Занкова было проведено исследование и возникла новая педагогическая система, альтернативная традиционной. В первые в мировой практике были не только сформулированы соответствующие новой культурно-исторической эпохе цель обучения и дидактические принципы, но и доказана высокая эффективность их реализации на практике.

Ещё в середине прошлого века учёного интересовало то, что стало широко обсуждаться только в последнее время в психолого-педагогической и философской литературе. Информационная культура предполагает гибкость, конвергентность мышления. Умение понять новое, вписать его в свою деятельность, отказавшись от уже существующего стереотипа, составляет особенность типа современного мышления. Диалогичность и теснейшая коммуникация на всех уровнях – ещё одна особенность информационной культуры. Современная культура подчёркивает уникальность человека, она ориентирована на человеческую самоценность.

Личность человека, его чувства, ум и способности становятся предметом научного изучения. Если раньше акцент делался на явлениях сознания, рациональности и правилах, то теперь большой интерес проявляется к области эмоционального, чувственного, интуитивного.

Чтобы произошло созревание личности, от педагога требуются такие качества, как тепло, свет и умение ждать. Но в педагогике до сих пор популярны идеи поэтапного формирования самостоятельной деятельности, умственных действий и тому подобные словосочетания, главное слово в которых – «формирование». Доминирует абсолютная вера во всемогущество внешнего воздействия.

Л.В. Занков писал в своей книге «Обучение и развитие»: Для нашего подхода к методике в высшей степени характерно преодоление одностороннего интеллектуализма и тесно связанного с ним формализма». «Построение экспериментального обучения выходит за пределы дидактики и методики обучения в их привычном понимании. Именно то, что выходит за эти пределы, явилось одним из важнейших условий эффективности обучения: развитие нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формирование духовных потребностей, в частности внутреннего побуждения к учению. Личность растёт и крепнет в условиях многогранной, содержательной жизни школьника: и в учебной, и во внеклассной работе, в условиях дружеских отношений, полных уважения и внимания между учителем и детьми».

Исследование выявило высокую действенную роль такой методики, которая затрагивает эмоционально-волевую сферу школьника, его духовные потребности, тем самым активизируя внутренние факторы развития. Только на основе новых знаний о человеке можно развивать нашу педагогическую систему, цель которой – работа над общим развитием каждого ребёнка, над развитием его ума, воли, чувств, нравственных представлений – над целостным развитием личности.

Приблизиться к достижению этой цели можно только в ходе междисциплинарного, интегративного, целостного исследования – таким и отдаётся предпочтение в современных исследованиях в разных научных областях. Именно таким – междисциплинарным, целостным – было исследование, которое в 1957 году развернул Л.В. Занков.

Междисциплинарный, целостный характер исследования проявился, во-первых, в интеграции эксперимента, теории и практики. Впервые исследовательская цель через эксперимент была доведена до практической её реализации. Во-вторых, целостный междисциплинарный характер исследования проявился в том, что оно проводилось на стыке нескольких наук, занимающихся изучением ребёнка: педагогики, психологии, физиологии, дефектологии. Это и стало основанием изначально подходить к изучению

целостно, строить обучение, которое создаёт условия для развития как логического, рационального, так и интуитивного, иррационального, включая личностный компонент.

 



2015-11-20 559 Обсуждений (0)
К.п.н., доцент кафедры психологии, 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: К.п.н., доцент кафедры психологии,

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (559)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)