Начало 14 века- начало 17 века
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви.
Антропоцентризм
Под термином «ренессансный гуманизм» (классический гуманизм) понимается европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса, возникшее во Флоренции в середине XIV века и просуществовавшее на территории За-падной Европы до середины XVI века. Ренессансный гуманизм явился первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени.
В обиходе XIV в. использовалось понятие studia humanitatis, которым ранние гуманисты обозначали комплекс образовательных дисциплин, составными частями которого были грамматика, риторика, поэтика, история и этика (моральная философия). Этот термин они заимствовали у Цицерона, который понимал под ним воскрешение на римской почве греческой образованности. Позднее, в середине XV в. возникло понятие «гуманист» (итал. humanista): так называли тех, кто посвящал себя изучению и преподаванию studia humanitatis.
В Ренессанс царила идея окультуривания, «возделывания» души путем изучения античных авторов, способность через гуманистические занятия осуществить и выявить все возможности, заложенные природой в индивидууме. Гуарино Веронезе писал: «нет ничего более пригодного и подобающего для приобретения добродетелей и благонравия, чем усердное чтение ученых античных писателей».
Человек, обладающий добродетелью
В отличие от христианства, для которого добродетели были теологическими (вера, надежда, милосердие), гуманисты исходили из положений античной этики, выделяя вслед за Аристотелем два рода добродетелей: • нравственные (доброта, мужество, щедрость, великодушие, справедливость, дружественность) • умственные (мудрость, благоразумие, способность к науке и искусству) Наличие этих добродетелей, по мнению Альберти, является гарантией счастья
Флоренция, середина 14 века
Данте Алигьери
У человека двойственная природа — смертная и бессмертная. По сути 2 вида блаженства: земное, проявление добродетели и смерть, постижение воли Бодьей
Франческо Петрарка
Теология — не дело людея, человек должен обсуждать земное, а небожители — небесное.
Реабилитация духовного и телесного начала, а именно поиск черт, присущих Богу.
Качества человека: разум и умение творить, человек продолжает на земле творения Бога.
Устройство человеческого тела свидетельствует о его красоте и целесообразности, наилучшим образом приспособленных к осуществлению деяния и познания, в которых и заключено главное предназначение человека: восклицает гуманист. Как удивительны, например, его руки, эти «живые орудия», способные ко всякой работе! Человек — это разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное.
Эпикуреизм
Центральным принципом во взглядах Раймонди является признание равноправия духовного и телесного начал в человеке. Поскольку и духовное, и телесное в человеке имеет одинаково божественный характер, то при определении высшего блага или счастья человека должно быть положено единство души и тела. Телесное не должно быть приносимо в жертву духовному; внеземное блаженство не требует отказа от осуществимого на земле человеческого блаженства.
Она предстает как результат самостоятельной творческой деятельности человека, а не навсегда данной. Человеческое совершенство не дано, а достижимо.
Исключил Бога из сфер общества, политики; все возникло естественным путем, а не божественным; мир неизменен как и природа.
Естественный ход событий, люди объединились в целях самозащиты и выбрали самого храброго, и сделали его главным.
Единственная форма общественного сознания, обеспечивающая единство народа и государства.
Цель оправдывает средства.
утопия
Платон и его «Государство»
Существование частной собственности
Рост мануфактур, рост суконного производства из овечьей шерсти и, тем самым, увеличение пастбищ с овцами, больше, чем людей.
У всех фактически не было никакой собственности, нет денег.
Отвращение к деньгам, делали ночные вазы, или же использовали при необходимости в войнах
Республика утопийцев, как большая семья, главное здесь — свободный труд!
Во главе — Метафизик (Солнце), в помощь ему 3 принципа бытия — Мудрость(наука), Любовь(деторождени и все остальное) и Мощь(военное дело).
Метафизик — первосвященник, высшие долж лица — священнослужители.
Жрецы соединяют в браке женщин и мужчин для создания детей, бесплодные становятся общими женами.
Они пытаются создать идеальное государство с божественным вмешательством.
Город Виттенберг, протест от князей и городов Священной Римской империи
Развращенность римского клира при его поездке в Рим, постоянно был в состоянии ощущения греха. Критикует догмы христианства.
Он утверждал это потому, что разум дает сомнение, а какая будет Вера, если есть сомнения? Если человек сомневается, если его Разум жаждет проверить, узнать, опровергнуть или подтвердить, он пытается получить дополнительные знания, знания дают уверенность, уверенность убивает страх. А какая тогда будет вера, если нет страха перед Адом, Страшным судом, Гневом Божьим?
Проблема соотношения Бога и мира
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |