Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ТЕМА IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII ВВ.)




ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К РУБЕЖНОМУ КОНТРОЛЮ № 3

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

(Медицинский институт, специальности: лечебное дело, педиатрия, фармация)

Курс, 2012-2013 гг.

 

Рекомендации для подготовки к рубежному контролю:

1. Прежде, чем рассматривать историко-философские вопросы, уясните для себя содержание основных философских терминов и категорий (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Для этого рекомендую воспользоваться КРАТКИМ СЛОВАРЕМ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

2. Попробовать ответить на вопросы на основе записей лекций. Это касается, прежде всего, заданий, где нужно установить соответствие между авторами и названиями написанных ими произведений. Имейте в виду, что одному автору могут принадлежать несколько произведений.

3. Прорешайте задания тестового практикума в разделах:

Раздел первый. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

Тема IV. Классификация философского знания

Раздел второй. История философии.

Тема IV. Философия Нового времени

Тема V. Немецкая классическая философия

Раздел третий. Философские проблемы

Все задания, где упоминается марксизм.



4. Просмотрите Ильина по соответствующим разделам. Обратите внимание на Главу 19 (взгляды В.И. Ленина на проблему материи и отражения).

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

ТЕМА IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII ВВ.)

· Каковы хронологические рамки западноевропейской философии Нового времени?

· Какие основные периоды можно выделить в истории философии Нового времени?

· Какими хронологическими рамками ограничен период Просвещения в западноевропейской философии Нового времени?

· Какими хронологическими рамками ограничен период немецкой классической философии в западноевропейской философии Нового времени?

· С какой областью научного знания была связана «коперникианская революция» XVI-XVII вв., и кто, помимо Н. Коперника, внес вклад в развитие этой революции?

· Какие положения космологии Клавдия Птолемея были пересмотрены Н. Коперником, и каковы были собственные взгляды Коперника по этому вопросу?

· Почему математическая гипотеза Н. Коперника вызвала негативную реакцию, как со стороны Ватикана, так и со стороны М.Лютера?

· Какие положения космологии Клавдия Птолемея были опровергнуты открытиямиИ. Кеплера, и каковы были собственные взгляды Кеплера по этому вопросу?

· Какие положения перипатетической космологии были опровергнуты эмпирическими исследованиями Г. Галилея, и каковы были его собственные воззрения по этому вопросу?

· Какие положения механики И. Ньютона опровергли физические аргументы Аристотеля в пользу признания существования небесных сфер и отсутствия вращения Земли вокруг своей оси?

· В чем состояло антисхоластическое и антидогматическое значение результатов «коперникианской революции»?

· Какой европейский философ считается родоначальником эмпиризма в философии Нового времени?

· Какой европейский философ считается родоначальником рационализма в философии Нового времени?

· Какой европейский философ считается родоначальником субъективного идеализма в философии Нового времени?

· Какая проблема гносеологии была центральной в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта?

· К какому направлению в гносеологии Нового времени принадлежал Ф. Бэкон?

· К какому разделу философии Ф.Бэкона относится его учение об «идолах»?

· Каково общее содержание Ф. Бэкона об «идолах»?

· Каково содержание понятия «идолы рода» в философии Ф. Бэкона?

· Каково содержание понятия «идолы пещеры» в философии Ф. Бэкона?

· Каково содержание понятия «идолы рынка» в философии Ф. Бэкона?

· Каково содержание понятия «идолы театра» в философии Ф. Бэкона?

· Каково содержание знаменитого афоризма Ф. Бэкона «Знание-сила» применительно к задачам и целям науки?

· На какой идеал научности ориентировался Ф. Бэкон при разработке своего универсального метода познания, и какое название получил его метод?

· Какая форма логического вывода была положена в основание метода познания Ф. Бэкона?

· Какие условия, по мнению Ф. Бэкона, должны были способствовать повышению уровня вероятности вывода на основе его метода?

· Каково общее содержание произведения Ф. Бэкона «Новая Атлантида», и к какому жанру философской литературы следует отнести это произведение?

· Прообразом какой формы организации научного знания в Западной Европе явился Дом Соломона, описанный Ф. Бэконом в «Новой Атлантиде?

· К какому направлению в гносеологии Нового времени принадлежал Р. Декарт?

· Каким образом Р. Декарт реализует свою программу «очищения разума»?

· Какой род претензий Р. Декарт предъявляет чувственному познанию, и какой аргумент в пользу рационального познания он выдвигает?

· На какой идеал научности ориентировался Р. Декарт при разработке своего универсального метода познания, и какое название получил его метод?

· В чем состоит путь истинного познания по Р. Декарту, и с какими актами мышления связан этот путь познания?

· Чем декартовское понимание дедукции отличается от определения этой формы умозаключения в формальной логике?

· Какие суждения Р. Декарта предшествовали его выводу «Cogito ergo sum»?

· Каковы основные правила метода познания Р. Декарта?

· Каково содержание первого правила метода познания Р. Декарта?

· Каково содержание аналитического правила метода познания Р. Декарта?

· Каково содержание правила энумерации метода познания Р. Декарта?

· К какому направлению в гносеологии Нового времени принадлежал Д. Локк?

· Какое положение гносеологии Р. Декарта явилось предметом критики со стороны Д. Локка?

· Какое исходное положение своей гносеологии Д. Локк иллюстрирует с помощью образа «tabula rasa»?

· С помощью какого учения Д. Локк доказывал конструктивную способность человеческого сознания, и каково основное содержание этого учения?

· Какие виды «идей» выделял Д. Локк?

· Какую проблему решал Д. Локк с помощью учения о теории «первичных» и «вторичных» качеств?

· Взгляды какого философа Нового времени И. Кант признавал «скандалом для философии», и в чем состояла скандальность этих взглядов?

· Какое значение в онтологии Д. Беркли имеет принцип «esse est percipi», и как он соотносится с понятием «солипсизм»?

· В чем состоит агностицизм Д. Юма?

· Что является центральным предметом критики Д.Юма применительно к постулатам современного ему научного знания?

· Каким образом Д. Юм доказывает субъективность идеи причинности?

· Какой род заблуждений людей Д. Юм иллюстрирует с помощью притчи о «легковерной курице»; и что, согласно Д. Юму, является причиной для возникновения этого заблуждения?

· Кого из философов Нового времени следует отнести к сторонникам принципа монизма в онтологии?

· Кого из философов Нового времени следует отнести к сторонникам принципа дуализма в онтологии?

· Кого из философов Нового времени следует отнести к сторонникам принципа плюрализма в онтологии?

· Кого из философов Нового времени следует отнести к сторонникам принципа пантеизма в онтологии?

· Кто из философов Нового времени впервые выступил с идеей развития мира?

· Какой вариант решения проблемы субстанции в Новое время был предложен Р. Декартом?

· Какие атрибуты субстанций выделял Р. Декарт?

· Как называлась проблема, возникшая в связи с онтологическим дуализмом Р.Декарта, и каково ее общее содержание?

· Каково общее содержание теории психофизического взаимодействия в философии Р. Декарта?

· Как называлось философское направление, возникшее в западноевропейской философии под влиянием идей Р. Декарта, и кто был представителем этого направления?

· Каково общее содержание теории психофизического параллелизма в философии окказионализма?

· Какую проблему была призвана решать теория «двух часов» А. Гейлинкса, и каково общее содержание этой теории?

· Какой вариант решения проблемы субстанции в Новое время был предложен Б. Спинозой?

· Какие атрибуты субстанции выделял Б. Спинозы?

· Что в онтологии Б. Спинозы означает понятие «модус»?

· Почему онтологию Б. Спинозы можно рассматривать как новоевропейский вариант панпсихизма?

· Что в онтологии Г. Лейбница является субстанциональной основой бытия мира?

· Какие виды монад выделяет Г. Лейбниц?

·Каким образом, согласно взглядам Г. Лейбница, происходит развития мира в сторону всё более высоких и совершенных образований?

· Кто из философов Нового времени считается родоначальником политического абсолютизма?

· Кто из философов Нового времени считается родоначальником политического либерализма?

· Какие центральные понятия использовали философы XVII-XVIII вв. при создании теорий, объясняющих возникновение государства, права, морали?

· Каково содержание понятия «общественный договор»?

· Какие идеи являются универсальными для различных модификаций теории общественного договора?

· Какие стадии в развитии общества выделял Т. Гоббс, и как терминологически обозначить эти стадии?

· Что имел в виду Т. Гоббс, когда утверждал, что «Начало гражданского общества – во взаимном страхе»?

· Как терминологически обозначить модель взаимоотношений государства и общества, которую обосновывает Т. Гоббс, икаков основной принцип этой модели?

· Как терминологически обозначить модель взаимоотношений государства и общества, которую обосновывает Д. Локк, икаков основной принцип этой модели?

· Что означает принцип laissez-faire в контексте либеральной доктрины взаимодествия общества и государства?

· В чем состоит принципиальное различие взглядов Ж. Кондорсе и Ж.Ж. Руссо по вопросу о направленности исторического процесса?

· Как Ж. Кондорсе оценивал содержание и направленность истории человечества, и какой критерий он использует для этой оценки?

· Что, по мнению Ж. Кондорсе, является движущей силой развития общества?

· Что, по мнению Ж. Кондорсе, является препятствием к развитию общества?

· Какова была позиция Вольтера по отношению к католической церкви?

·Каков идеологический смысл высказывания Вольтера «Если бы Бога не было, то его следовало бы придумать»?

· Как Ж.-Ж. Руссо оценивал содержание и направленность истории человечества, и какой критерий он использует для этой оценки?

· В чем Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей?

· В чем состоял утопизм взглядов Ж.-Ж. Руссо в вопросе о преодолении кризиса современной ему цивилизации?

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (457)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)