Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ПРИЛОЖЕНИЕ 3. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ




 

ESSE EST PERCIPI [лат. существовать - значит быть воспринимаемым] – центральный принцип онтологии Д. Беркли, согласно которому вещь существует ровно настолько, насколько существует ее образ в сознании индивидуального субъекта. Данный принцип основывается на утверждении Д. Беркли, что единственно достоверным знанием субъекта является знание об идеях, находящихся в его сознании. Утверждать, что за пределами сознания существуют объекты, инициирующие появление идей в сознании, означает выход за пределы достоверного знания. Таким образом, Д. Беркли формулирует радикальную доктрину субъективного идеализма, последовательное развитие которой неизбежно ведет к солипсизму.

LAISSEZ-FAIRE [франц. позвольте делать) - экономическая доктрина, отстаивающая принципы невмешательства государства в экономику. Впервые обоснована в работах экономистов классической школы, в частности, в труде А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

АБСОЛЮТИЗМ - в политическом смысле есть форма правления, при которой верховная власть не ограничивается конституцией. Абсолютизм был в европейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIII столетий господствующею государственною формою, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Эта государственная форма достигла апогея своего развития при французском короле Людовике XIV, систематически осуществлявшем свое знаменитое "L'Etat c'est moi" (Государство - это я).



АГНОСТИЦИЗМ [греч. а - отрицательная приставка + gnosis – знание, agnostos - недоступный познанию] - философское учение, утверждающее непознаваемость мира. Термин «А.» был введен в 1869 англ. естествоиспытателем Т. Гексли, однако сомнения в способности человека познать окружающие его вещи были выражены уже античными софистами и скептиками. Крупнейшими представителями А. в философии Нового времени считаются Д. Юм и И. Кант. Кант признает, что вне и независимо от нас существует внешний мир, который, воздействуя на наши органы чувств, порождает в нас ощущения. Этот мир Кант называет «вещью в себе». «Вещь в себе» - источник и причина наших ощущений, но это все, что мы можем сказать о ней. Ощущения упорядочиваются и составляют с помощью категорий рассудка те или иные представления о предметах - «вещи для нас», как называет их Кант. Но вопрос о том, похожи «вещи для нас» на «вещь-в-себе», или, иначе говоря, наши представления о предметах внешнего мира на сами эти предметы, не имеет решения. Допустим, мы едим вишни. Мы ощущаем алый цвет вишни, ее сочность, мягкость, кисло-сладкий вкус. Все это наши субъективные переживания, которые наш рассудок объединяет в целостный предмет, называемый «вишня». Но похожа ли эта сконструированная нами «вишня» на предмет, породивший в нас соответствующие ощущения? Для ответа на этот вопрос нужно было бы сравнить наш образ вишни с реальностью. Однако человек не способен увидеть «мир сам по себе» по себе, он видит его только через призму своей чувственности. Грубо говоря, решить этот вопрос мог бы лишь наблюдатель, способный видеть образы вещей в нашем сознании и сами вещи. Но человек не является таким наблюдателем, поэтому человек никогда не сможет узнать, каков мир сам по себе. Это рассуждение Канта подвергалось критике многими философами. В частности, К. Маркс указал на то, что сравнение нашего представления о мире с самим миром осуществляется в практической деятельности и успех нашей практики как раз и свидетельствует о том, что мы, в общем, имеем правильное представление о предметах и явлениях окружающего мира. Вместе с тем А. Юма и Канта оказал громадное влияние на философию 19—20 столетий. После Канта каждый уже четко проводит грань между нашим представлением о мире и самим по себе внешним миром. Как филос. учение А. внутренне противоречив и непоследователен, однако его важная заслуга перед философией состоит в том, что он нанес сокрушительный удар по «наивному реализму» — вере в то, что внешний мир таков, каким мы его себе представляем.

АКЦИДЕНЦИЯ [лат. accidentia - случай, случайность] - философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, атрибутивного, которое может быть элиминировано без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи). Впервые понятие А. употреблено Аристотелем в "Метафизике" и "Физике", затем — Порфирием, разделившим А. на "отделимые" (человеческий сон) и "неотделимые" (цвет кожи у человека).

АНИМИЗМ [лат. anima, animus - душа, дух] – система представлений об особой силе, существующей в теле человека и животного, (иногда и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. С этими представлениями связано учение о реинкарнации (переселении душ), а также существование души в загробном мире.

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА – в «Критике чистого разума» И. Канта — противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. В своем учении о разуме как высшей познавательной способности Кант вводит понятие «идей разума». Разум, создавая идеи, «доводит синтез до степени, превышающей всякий возможный опыт. Кант говорит, что существуют три «трансцендентные идеи» разума: космологическая (мир как целое), психологическая (душа как безусловное единство всех душевных явлений и процессов) и теологическая (идея о Боге как о безусловной причине всего сущего и мыслимого вообще). Когда разум ставит вопрос о мире в целом, возникают антиномии (см. АНТИНОМИЯ). В случае с космологической идеей одинаково может быть доказано, что мир вечен или что он имеет начало; что мир бесконечен или что он заключен в определенные границы и т.д. Поскольку данные идеи не опираются на опыт, найти единственно правильный ответ невозможно.

АНТИНОМИЯ [греч. antinomia - противоречие закона самому себе] - логически невоз-можное соединение двух противоречащих друг другу высказываний относительно одного и того же предмета мысли. Примером может служить вариант А., предложенный англий-ским философом Б. Расселом. Представим, что совет какой-то деревни так определил обя-занности парикмахера: брить всех мужчин деревни, которые не бреются сами, и только этих мужчин. Должен ли он брить самого себя? Если да, то он будет относиться к тем, кто бреется сам, а тех, кто бреется сам, он не должен брить. Если нет, он будет принадлежать к тем, кто не бреется сам, и, значит, он должен будет брить себя. Т.о., этот парикмахер бреет себя в том и только том случае, когда он не бреет себя. Это, разумеется, невозмож-но.

АПРИОРИ [лат. a priori, букв. - из предшествующего] - философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии И. Канта. Во введении к "Критике чистого разума", говоря о происхождении наших знаний, Кант писал: «...хотя все наше познание и начинается с опыта, вместе с опытом, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта». Кант считал, что возбуждая чувственность, вещи пробуждают одновременно и некую внутреннюю активность человеческого познания, поэтому даже опытное знание «складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой...». Кант различал априорные формы чувственности - пространство и время, и априорные формы рассудка - чистые рассудочные понятия или категории, разделенные им на 4 класса: количества, качества, модальности и отношения. Априорные формы чувственности и рассудка организуют, придают связность и упорядоченность хаотическому знанию, полученному из опыта с помощью чувств.

АССОЦИАЦИЯ [лат. associatio – соединение] - связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, представлениями, чувствами, идеями и т.д.), состоящая в том, что одно из психических явлений влечет за собой другое.

АТРИБУТ [лат. attribuo - придаю, наделяю] - неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Еще Аристотель отличал постоянный А. от случайных, преходящих состояний, так называемых акциденций. Декарт рассматривал А. как основное свойство субстанции. Важнейшим А. телесной субстанции в учении Декарта является протяженность, а А. духовной субстанции является мышление. Философы - материалисты 18 в. важнейшими А. материи считали протяженность и движение. А. материи в диалектико-материалистической философии признаются движение, пространство, время, а также системность и отражение. Термин А. употребляется и в современной философии (философская антропология, неотомизм, персонализм и др.).

БЛАГОДАТЬ (харизма) [греч. χάρις (charisma), лат.gratia] - нетварная Божественная сила, в которой Бог являет Себя человеку, а человек с ее помощью преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обожения. Б. – это дар для человека от Бога, подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его спасения. Проявлением такой благодати является прощение грехов для верующих в Иисуса Христа. Иногда под благодатью подразумевается также действие Бога, изменяющее сердце человека.

БОГОСЛО́ВИЕ АПОФАТИ́ЧЕСКОЕ [греч. αποφατικος - отрицающий], или негативная теология – богословский метод, заключающийся в выражении сущности Божественного путем последовательного отрицания всех возможных его определений как несоизмеримых ему, познании Бога через понимание того, чем Он не является. В противоположность положительным определениям утверждаются отрицательные: начиная, например, с «безгрешный», «бесконечный», «бессмертный» и заканчивая «ничто».

БОГОСЛОВИЕ КАТАФАТИЧЕСКОЕ [греч. καταφατικός - утверждающий] или позитивная теология – богословский метод, постулирующая познание Бога через понимание того, чем, или вернее, кем Он является. Более сложный характер в органической природе имеет психическое отражение, выражающее способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа. Развитие психического отражения осуществлялось в процессе длительной биологической эволюции и прошло ряд ступеней. Возникновение простейшей нервной системы и органов чувств обусловило появление элементарной сенсорной психики. Дальнейшее усложнение коры головного мозга привело к отражению животными целостности вещей и возникновению перцептивной психики. Совершенствование форм психического отражения действительности послужило важнейшим фактором морфофизиологического прогресса (появление центральной и периферической нервной системы) на пути к становлению сознания.

БЫТИЕ – онтологическая понятие (категория),служащая для обозначения полноты и единства всех сторон реальности. В этом значении оно частично совпадает с понятием «универсум», т.е. связанного «единства многого». Бытие, как предельно общая абстрак-ция, объединяет по признаку существования самые различные вещи и явления: как материальные (предметы и процессы природы), так и идеальные (содержание и состояния человеческой психики), поэтому может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее». Бытие как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому небытию (ничто). Современная философия рассматривает бытие как единую систему. Вместе с тем бытие может быть разделено на виды (слои, сферы) реальности. Выделение видов бытия зависит от того, к какому философскому направлению принадлежит тот или иной философ. Представители объективного идеализма выделяют: объективно-идеальное бытие (Бог, Абсолютный Дух), объективно-материальное бытие (природа, материя); субъективно-идеальное бытие (сознание единичного человеческого индивида). Представители материализма выделяют: объективно-материальное бытие (природа, материя), субъективно-идеальное бытие (сознание единичного человеческого индивида). Представители субъективного идеализма выделяют: субъективно-идеальное бытие (сознание единичного человеческого индивида). Как самостоятельное понятие, Б. возникает в ранней древнегреческой философии, в учении элеатов (Парменид). Проблемы Б. изучает философская дисциплина «онтология».

ВОСПРИЯТИЕ — одна из форм индивидуального чувственного познания человека, сущность которой состоит в воссоздании целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает как результат синтеза и интерпретации всех конкретных актов ощущения отдельных свойств воспринимаемого объекта. Единство процесса В. и фиксации его результата определяются устройством объекта как целостной системы, разрешающими возможностями органов чувств, способностью мозга к интерпретационному синтезу и практическим опытом человека. В практической жизни часто встречаются объекты В., которые локализуются в сознании очень быстро, для более редких случаев нужно более продолжительное время для узнавания и сравнения с известными моделями. Новые объекты требуют для создания в психике новых моделей, и их В. в качестве новых объектов увеличивает эмпирический опыт. Человеческое В. неизмеримо богаче ощущений. Оно способно создавать целостный образ объекта, пропуская поток ощущений через врожденные познавательные структуры и, тем самым, упорядочивая его. В. относится к уровню индивидуальной психики, являясь сложной системой, в которой происходит взаимодействие врожденных познавательных способностей с окружающей средой в процессе становления, воспитания, социализации личности. Прямолинейный эмпиризм, отрицающий врожденность некоторых познаватель-ных способностей, опровергается достижениями современной науки.

ВРЕМЯ (см. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ)

ГЕНОТЕИЗМ (ЭТНОТЕИЗМ) [греч. hen - одно + theos - бог] - одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что, признавая существование множества богов, данное племя или объединение племен считало непосредственно своим покровителем лишь одного из них и поклонялось исключительно ему. Это порождало специфическое представление о союзе данной этнической группы с определенным богом и о двухстороннем «избранничестве». Такого рода представления нашли свое выражение в ряде книг Ветхого завета, где народ Израиля и один из богов по имени Яхве вступают в отношения договора, «завета».

ГИЛОЗОИЗМ – [греч. hyle - вещество, материя и zoe – жизнь] - философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой. Термин Г. был введен Кедвортом в 1678 для обозначения ранних греческих философских концепций, признающих одушевленность всеобщим свойством макро- и микрокосма (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Социокультурные истоки Г. уходят корнями в особенности культуры ранних традиционных обществ и Запада, и Востока, рассматривающих природу как единый целостный живой организм. Г. был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. под влиянием концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природы. Так, Бруно утверждал, что мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция, находится во всех без исключения вещах, составляя их движущее начало. Появление концепций Г. в философии Нового времени связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и мышления, сознания у человека. Так, Спиноза признавал мышление свойством, присущим всей природе, атрибутом материи. Положение о всеобщей чувствительности материи защищают и отстаивают французские материалисты 18 в. (Дидро, Робине, Кабанис). Г. противостоял поискам оснований психики и сознания в особой надприродной, нематериальной, духовной субстанции. В то же время Г. отвергает и механистические представления о косной, "мертвой" материи и виталистические утверждения о существовании особой "жизненной силы", определяющей способность к ощущениям у живых существ. Г. подготавливает почву для становления эволюционных представлений о чувствительности, психике, разуме. Г. в противоположность механицизму, характерному для метафизического материализма, снимает противопоставление инертной материи внешней силе, приводящей ее в состояние движения. В понимании сознания, психики человека и животных Г. (приписывающий всей материи способность ощущать) являл собой наивную попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире.

ДЕДУКЦИЯ (см. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ)

ДЕИЗМ [лат. Deus - бог] - религиозно-философское учение, распространенное в 17-18 вв., признающее Бога творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и общества.

ДОГМАТ религиозный [от греч. dogma (dogmatos)] - основное положение в религиозном вероучении, принимаемое на веру и не подлежащее критике.

ЕРЕСЬ религиозная [от греч. hairesis - выбор] - сознательный отклонение от церковного догмата веры (полное неприятие или иная трактовка).

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – один из основных законов диалектики в онтологии и гносеологии Г. Гегеля и диалектического материализма, выражающий источник самодвижения и развития явлений природы и социально-исторической действительности, а также выступающий и как всеобщий закон познания. Суть этого закона состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные моменты, стороны и тенденции, взаимоотношение которых, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целое и качественно определенное, а с другой – составляет внутренний импульс ее изменения, развития, превращения в новое качество.

ЗАКОН ИСКЛЮЧЁННОГО ТРЕТЬЕГО (лат. «tertium non datur», то есть «третьего не дано») - закон формальной логики, состоящий в том, что из двух высказываний — «А» или «не-А» — одно обязательно является истинным, то есть два суждения, одно из которых является отрицанием другого, не могут быть одновременно ложными (либо истинными), одно из них необходимо истинно (либо ложно). Впервые закон исключенного третьего был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «Равным образом не может быть ничего посредине между двумя противоречащими друг другу суждениями, но об одном одно необходимо либо утверждать, либо отрицать».

ЗАКОН НЕПРОТИВОРЕЧИЯ (ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ) - закон формальной логики, который гласит, что два несовместимых (противоречащих либо противоположных) суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере, одно из них необходимо ложно. Впервые закон непротиворечия был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе (совместно, одновременно) было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле» ("Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же»).

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ – один из основных законов диалектики в онтологии и гносеологии Г. Гегеля и диалектического материализма, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновение нового и относительное повторение некоторых моментов старого. Согласно З. о.о. развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий: исходное состояние объекта; его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание; превращение этой противоположности в свою противоположность. Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали, где развитие, как бы повторяет уже пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на более высоком уровне. При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль — как цепь циклов.

ЗАКОН ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ (ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО) - один из основных законов диалектики в онтологии и гносеологии диалектического материализма, раскрывающий один из наиболее общих механизмов развития в природе, обществе и познании. Этот закон сформулирован Ф. Энгельсом в результате интерпретации логики Г. Гегеля и философских работ К. Маркса. Согласно этому закону, изменение качества (специфики, природы) данной вещи или явления, т.е. переход от старого качества к новому совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной величины, или границы меры. Формой этого перехода является скачок, содержанием которого является сложное переплетение двух процессов - исчезновение (уничтожение) старого качества и возникновение нового, а также установление существенно нового единства качественных и количественных характеристик изменяющегося объекта.

ЗАКОН ТОЖДЕСТВА - закон формальной логики, согласно которому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле. Мысль о предмете должна иметь определённое, устойчивое содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Впервые закон тождества был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «…иметь не одно значение - значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет (определенных) значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности - и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить (каждый раз) что-нибудь одно».

ИДЕАЛ НАУЧНОСТИ - система познавательных ценностей и норм и основанных на них требований, предъявляемых к результатам научно-познавательной деятельности. При всем разнообразии подходов к определению классического И.н. важнейшие формы его выражения сочетаются с некоторыми конкретными образцами науки. Реально в истории в качестве важнейших форм воплощения принципов научности выступали математика, естествознание (преимущественно физика), гуманитарные науки. Соответственно, основными формами выражения классического И.н. являлись: математический И.н., физический И.н., гуманитарный И.н. Каждый из выделенных И.н. имеет в своей основе базисную познавательную ориентацию, определяющую характер задаваемых бытию вопросов, особую комбинацию методов, приемов и процедур для получения ответов на эти вопросы.

ИДЕАЛ НАУЧНОСТИ (гуманитарный) – одна из форм классического И.н. В центре внимания сторонников гуманитарного И.н. - активная роль субъекта в познавательном процессе и оценке его результатов. Сторонники гуманитарного И.н. настаивают на более широкой трактовке самого субъекта познания. Под субъектом познания они понимают не только «носителя разума», но человека во всем богатстве его способностей и возможностей, со всеми его чувствами, желаниями и интересами. Роль субъекта, согласно взглядам сторонников гуманитарного И.н., не сводится только к участию в познавательном процессе как таковом, но распространяется также на оценку познавательных результатов. Другими словами, такие субъективные факторы, как интересы, потребности, цели входят в определенной степени в сами стандарты оценки научности гуманитарного знания.

ИДЕАЛ НАУЧНОСТИ (математический) – одна из форм классического И.н. В математическом И.н. на передний план выдвигаются такие познавательные ценности как логическая ясность, строго дедуктивный характер, возможность получения непротиворечивых результатов путем логического вывода из основных посылок, выраженных в аксиомах.

ИДЕАЛ НАУЧНОСТИ (физический) – одна из форм классического И.н. В физическом И.н. центральная роль отводится эмпирическому базису. По сравнению с математическим типом знания, где допустимы любые логически возможные аксиомы, физическая аксиоматика имеет эмпирический характер. Физическое знание рассматривается как гипотетикое и имеющее вероятностный характер. Ценность, научность гипотезы определяется здесь прежде всего плодотворностью ее прогностической силы, открываемыми ею возможностями предвидения новых фактов и явлений.

ИНДУКЦИЯ (см. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ)

ИНТУИЦИЯ [лат. intuitio – созерцание]. В истории философии можно выделить следующие основные трактовки И.: 1) И. как интеллигибельное явление, внечувственное восприятие особой (не тождественной эмпирической) действительности (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Николай Кузанский); 2) И. как высший вид интеллектуального познания, достижения нового знания непосредственным, не опирающимся на доказательство усмотрением ума (Декарт, Спиноза, Лейбниц); 3) И. как непосредственное чувственное восприятие мира (Кант); 4) И. как мистическая целостность проникновения в глубины индивидуального сознания, постижение сущности «Я», воли, жизни, экзистенции и т.п. (Фихте, Шеллинг, Бергсон, Гуссерль, Лосский, представители экзистенциализма, неотомизма, реализма, прагматизма). Современные исследователи проблемы И., независимо от их мировоззренческой ориентации, едины в том, что И. возможна на основе бессознательного и может получить рациональное объяснение в рамках теории бессознательного. И. понимается в широком и узком смысле слова. В широком смысле И. - связующее звено между бессознательным и сознанием, тот момент во взаимодействии субъекта и объекта, который, хотя сам и не осознается, приводит к переходу тех или иных элементов из области бессознательного психического в область сознания. В таком понимании И. - не дар, присущий отдельным индивидам. Она свойственна каждому человеку, но в зависимости от индивидуального опыта, знаний, интересов, потребностей, целей, которые ставит перед собой человек, задач, которые он решает, и условий, в которых находится, проявляется по-разному. У одних И. проявляется при решении повседневных бытовых вопросов, у других она приводит к оригинальным решениям, изобретением, открытиям. В последнем случае налицо творческая И. (или И. в узком смысле слова). Творческая И. - такой момент во взаимодействии субъекта и объекта, который, будучи неосознаваем, приводит к качественно новому, не имевшему места ранее и не вытекающему непосредственно из внешних воздействий в данный момент знанию. Это направляемая осознаваемой субъектом познавательной задачей активность бессознательного. В истории философии имеет место разделение И. на чувственную и рациональную. Однако такое разделение чисто условно. И. представляет собой единый, целостный процесс, в котором выделяются два уровня. Первый, чувственный уровень - это такой момент во взаимодействии субъекта и объекта, когда субъект осознает наличие у себя определенного эмоционального состояния без ярко выраженного предметного содержания данного состояния. Второй уровень - интеллектуальный. Он возникает на основе первого, являясь его продолжением. Если первый уровень И. - своего рода предчувствие, то интеллектуальный уровень приводит к объективации субъективного, появлению в области субъективной реальности четкого предметного содержания сознания. Интеллектуальный уровень И. не имеет самостоятельного, внечувственного уровня, существования, в то время как последний может проявляться и сам по себе. Это объясняется тем, что эмоция как первичная форма субъективного, предшествует субъективному в форме восприятий и понятий. Следовательно, чувственный уровень И., как момент во взаимодействии субъекта и объекта, предшествует интеллектуальному уровню. В этой связи следует различать предчувствие и предвидение. Предчувствие базируется на чувственной И., предвидение - на интеллектуальной. Чем тоньше психофизиологическая организация личности, чем устойчивее ее интересы, больше опыт и знания, чем актуальнее задачи, которые необходимо ей решать, тем адекватнее предчувствие и интуитивное предвидение данной личности.

ИСТИНА - адекватное отражение действительности. Одно из важнейших теоретико-познавательных понятий, т.к. весь процесс познания окружающего нас мира направлен на достижение И., которая выступает как результат познания. Противоположным понятию И. является понятие «заблуждение». И. является оценкой высказываний, т.е. она присуща особого рода языковым конструкциям — повествовательным предложениям естественного языка или их аналогам в формализованных языках. Это связано с тем, что именно в повествовательных предложениях фиксируется наше знание о мире, мы судим о том, что есть и чего нет, утверждаем или отрицаем наличие определенного положения дел. В конечном итоге именно наши утверждения и характеризуются как истинные. Поэтому оценка И. неприменима к вопросительным и побудительным предложениям, т.к. они не содержат утверждений. По этой же причине она неприменима к понятийным конструкциям языка, нашим чувственным данным, хотя они и являются формами отражения мира. Тем более эта характеристика неприменима к объектам, процессам и явлениям самой действительности. Однако она применима к теориям, т.к. последние являются множествами высказываний. Основная трактовка понятия И. называется корреспондентской [лат. correspondentia - соответствие] или классической концепцией И. Впервые в явной форме она была сформулирована Аристотелем. Согласно этой концепции, высказывание считается истинным, если то положение дел, существование которого утверждается (или отрицается) в высказывании, имеет место (соответственно, отсутствует) в мире. При этом понятие мира трактуется очень широко. Это не только объективный, внешний по отношению к нам мир, наполненный реальными вещами, но и любое другое множество объектов — абстрактных, идеальных и даже выдуманных нами фантастических или литературных персонажей. И., таким образом, трактуется как отношение, существующее между миром (в уточненном выше смысле) и воспроизводящим его высказыванием. Если предполагается, что мир воспроизводится так, как он существует сам по себе, независимо от познающего субъекта, то говорят об объективной И. Достижение объективной И. является главной задачей всех наук. В случае, когда это воспроизведение предполагает ту или иную ссылку на субъекта познания, т.е. на зависимость от его личных пристрастий, желаний и мнений, то говорят о субъективной И. Если воспроизведение мира предполагает его моделирование посредством введения абстрактных и идеальных объектов — чисел, геометрических фигур, функций, идеальных газов, материальных точек, абсолютно упругих тел и т.д., — то говорят об И. в модели. Если при установлении истинности некоторого высказывания отвлекаются от тех средств, с помощью которых эта истинность устанавливается, то говорят об И. в себе, если же эти средства четко фиксируются, то говорят о конструктивной И. Говоря об И. как адекватном отражении действительности, необходимо иметь в виду, что существует различная степень такой адекватности. В этой связи различают абсолютную И. и относительную И. Наши теоретические построения являются относительно истинными, если при их создании используются те или иные огрубляющие реальное положение дел абстракции и идеализации. Все остальные концепции И. тесно связаны с применяемыми методами обоснования истинности высказываний, являются вспомогательными и служат в конечном итоге для нахождения объективной И. Сюда относятся концепции прагматической [греч. pragma – дело, действие] И. — высказывание считается истинным, если его практическое использование ведет к достижению цели; когерентной [лат. coherence - самосогласованность] И. - высказывание является истинным, если оно логически дедуцируется из исходных постулатов (аксиом) некоторой непротиворечивой теории; конвенциональной И.— высказывание истинно на основе принятых соглашений (определений). Следует отметить, что эти концепции, а также те понятия И., которые вводятся ниже, тесно переплетены друг с другом и являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими.

КАРТЕЗИАНСТВО [от Cartesius - латинизированного имени Р. Декарта] - направление в истории западноевропейской философии, идеи которого восходят к Декарту. В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции: к материалистическому монизму (Б. Спиноза) и к идеалистическому окказионализму (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш). Для последней было характерно предельно чёткое разделением мира на две самостоятельные (независимые) субстанции - протяжённую (лат. res extensa) и мыслящую (лат. res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в отличие от теории психофизического взаимодействия Декарта решалась на основе теории психофизического параллелизма. Б. Спиноза решал проблему признанием субстанций Декарта атрибутами одной субстанции. Критика непоследовательности Декарта со стороны окказионалистовпривела к возникновению теории психофизического параллелизма.

ЛИБЕРАЛИЗМ [лат. liberalis – свободный] - социально-политическое учение и общественное движение, основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества. Впервые либералами назвали группу людей, готовивших текст конституции в Испании (1812). В Европе понятие Л. связано с классическими теориями английских политэкономов, в которых развивалась мысль о невмешательстве государства в экономику. Л. выступал за развитие личной инициативы индивидов, свободу торговли, свободное ценообразование и оплату труда, которые образуются в процессе конкуренции между товаропроизводителя-ми на рынке. В Новое время с идеями либерализма выступил Д. Локк в Англии, просвети-тели – во Франции. Политическое кредо Л.: правовое государстве, конституционное правление, основанное на разделении исполнительной, законодательной и судебной власти, неотъемлемые права человека на свободу слова, вероисповедания, объединения в политические организации. Главным принципом Л. является не абсолютная свобода вообще (ни одна форма правления не допускает абсолютной свободы, - писал Д. Локк), а максимальная свобода мыслить, исповедовать любую религию, высказывать и обсуждать личные взгляды, организовываться в партии, заниматься предпринимательской деятельностью, продавать товары (в том числе собственный труд) и получать вознаграждение, выбирать себе правителей, а также новую форму государственного устройства, если наличная противоречит свободному развитию общества. Согласно взглядам Локка и Руссо, человек обладает естественным правом на максимальную свободу, и государство обязано ее защищать, в равной мере как люди вправе защищать свою свободу от государства. Маркс разбил всю историю человечества на четыре формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная). Вся история человечества рассматривалась им как переход с одной ступени на другую по восходящей линии, т.е. по линии прогресса. Коренной причиной перехода от одной стадии общественной эволюции к другой является несоответствие между возросшими к концу первой производительными силами и сохраняющимся типом производственных отношений. Итогом развития является переход к коммунистической О. Э. ф. [лат. communis – общий], основанной на полном равенстве и общественной собственности на средства производства. Такая формация, согласно работам основоположников марксизма, предполагает наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на классы, упразднение государства, изменение функций и постепенное отмирание денег. По мнению классиков марксизма, в коммунистическом обществе реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!».




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)