Методы диагностики внимания
Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей дошкольного возраста с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и распределение. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по представленным здесь методикам, относящимся к вниманию (методика 3 и 4), можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка и в сводную ведомость результатов обследования.
Методика 3. “Найди и вычеркни” Методика предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис.3 или рис. 4. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведро, мяч, цветок, флажок или треугольник, кружок, полукруг, квадрат и т.д.
Инструкция:“Сейчас мы поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов, Когда я скажу “начинай”, ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать эти предметы нужно до тех пор, пока я не скажу “стоп”. В это время ты должен остановиться и показать тот предмет, который ты увидел последним. После того, как я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу “начинай”. Ты снова продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу “конец”. На этом наша игра завершится, и я скажу тебе, кто выиграл”. Процедура обследования:по данной методике ребенок работает 2.5 мин., в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек.) ему говорят “стоп” и “начинай”. Экспериментатор дает задание ребенку зачеркивать какие-либо два разных предмета, например: звездочку и домик, или елочку и ведро, или что-либо др. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. Обработка и оценка результатов:при обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин., т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развития у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости: где: S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка; N - количество изображений предметов на рис.3 (4), просмотренных ребенком за время работы; t - время работы; n - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки данных по приведенной выше формуле определяется шесть показателей, один для всего времени работы по методике (2,5 мин.), а остальные - для каждого 30-сек. интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30. Показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной шкале следующим образом: 10 баллов - показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла. 8-9 баллов- показатель S находится в интервале 1,00 - 1,25 балла. 6-7 баллов- показатель S находится в интервале 0,76 - 1,00 балла. 4-5 баллов- показатель S находится в интервале 0,51 - 0,75 балла. 2-3 балла- показатель S находится в интервале 0,24 - 0,50 балла. 0-1 балл- показатель S находится в интервале 0,00 - 0,23 балла. Выводы об уровне развития внимания: 10 баллов- продуктивность и устойчивость внимания очень высокая. 8-9 баллов- продуктивность и устойчивость внимания высокая. 4-7 баллов- продуктивность и устойчивость внимания средняя. 2-3 балла- продуктивность и устойчивость внимания низкая. 0-1 балл- продуктивность и устойчивость внимания очень низкая.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения методики, можно построить график, на основе которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. Подробнее см. Немов Р.С. Психология: Учебник...: В 3 кн. - Кн.3: Психодиагностика.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.- С.76-79.
Методика 4. “Проставь значки” Методика предназначена для оценки переключения и распределения внимания. Ребенку показывают рис. 5 и объясняют, как с ним работать. Суть задания заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Рис. 5. Лист к методике «Проставь значки».
Инструкция:может быть представлена в игровой форме, см. подобную инструкцию к предыдущей методике 3. Процедура обследования:Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение 2 минут по команде “начинай” и прекращает работу по команде “стоп”. Обработка и оценка результатов:общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле:
где: S - показатель переключения и распределения внимания; N - количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение 2 минут; n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно поставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками геометрические фигуры. Оценка результатов: 10 баллов - показатель S у ребенка выше, чем 1,00 балла. 8-9 баллов- показатель S находится в интервале 0,76 - 1,00 балла. 5-7 баллов- показатель S находится в интервале 0,51 - 0,75 балла. 3-4 баллов- показатель S находится в интервале 0,25 - 0,50 балла. 0-2 балла- показатель S находится в интервале 0,00 - 0,24 балла.
Выводы об уровне развития переключения и распределения внимания: 10 баллов- очень высокий. 8-9 баллов- высокий. 5-7 баллов- средний. 3-4 баллов- низкий. 0-2 балла- очень низкий.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1381)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |