Методика 11. Вопросник Басса-Дарки (состояние агрессии)
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристику. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности, от почти полного отсутствия до его предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к кооперации и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, т. к. сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом “злонамеренной активности”. Однако само по себе деструктивное поведение “злонамеренностью” не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основные типа: 1) мотивационная агрессия, как самоценность и 2) инструментальная агрессия, как средство (учитывая, что та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления мотивационной агрессии. Одной из таких диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.
А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: 1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Процедура обследования: Ответы испытуемых регистрируются на меточных картах или бланках ответов. Вводная инструкция: сейчас Вам будет предложено ответить на ряд вопросов, на которые Вы должны ответить только "да" (+) или "нет" (-). Вопросы касаются некоторых личностных черт Вашего поведения или характера. "Правильных" или "неправильных" ответов здесь быть не может, поэтому не старайтесь долго их обдумывать или советоваться с товарищами - отвечайте исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлению о самом себе. Все задания выполняются по порядку, пропускать вопросы нельзя. Метки, в виде "+" или "-", ставятся в регистрационном бланке под цифрой номера вопроса. Если Вы ошиблись, не чиркайте в регистрационном листе. Поставьте правильный ответ в соответствующей графе и обведите кружочком. Если у кого-либо возникли вопросы - поднимите руку. Текст опросника 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. 2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 4. Если меня не попросят по хорошему, я не выполню просьбы. 5. Я не всегда получаю то, что положено. 6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. 7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. 8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. 9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. 10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. 11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. 12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. 13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. 14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. 15. Я часто бываю не согласен с людьми. 16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. 17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. 18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. 19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. 20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор. 21. Меня немного огорчает моя судьба. 22. Я думаю, что многие люди не любят меня. 23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. 24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. 25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. 26. Я не способен на грубые шутки. 27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. 28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. 29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. 30. Довольно многие люди завидуют мне. 31. Я требую, чтобы люди уважали меня. 32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. 33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу. 34. Я никогда не бываю мрачен от злости 35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. 36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. 37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть. 38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. 39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к “сильным” выражениям. 40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. 41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. 42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. 43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием. 44. Нет люде, которых бы я по-настоящему ненавидел. 45. Мой принцип: “Никогда не доверять чужакам”. 46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю. 47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. 48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. 49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. 50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. 51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить. 52. Я всегда думая о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. 53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. 54. Неудачи огорчают меня. 55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие. 56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшую мне под руку вещь и ломал ее. 57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. 58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. 59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю. 60. Я ругаюсь только со злости. 61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. 62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее. 63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу. 64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. 65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить. 66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. 67. Я часто думаю, что жил неправильно. 68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. 69. Я не огорчаюсь из-за мелочей. 70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. 71. Я часто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. 72. В последнее время я стал занудой. 73. В споре я часто повышаю голос. 74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям. 75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. Ключи к опроснику: 1. Физическая агрессия: “да” = 1, “нет”= 0; 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68; “нет” = 1, “да” = 0; 7, 9; 2. Косвенная агрессия: “да” = 1, “нет” = 0; 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; “нет” = 1, “да” = 0; 26, 49; 3. Раздражение: “да” = 1, “нет” = 0; 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; “нет” = 1, “да” = 0; 11, 35, 69; 4. Негативизм: “да” = 1, “нет” = 0; 4, 12, 20, 28; “нет” = 1, “да = 0; 36; 5. Обида: “да” = 1, “нет” - 0; 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58; 6. Подозрительность: “да” = 1, “нет” = 0; 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; “нет” = 1, “да” = 0; 33, 66, 74, 75; 7. Вербальная агрессия: “да” = 1, “нет” = 0; 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; “нет” = 1, “да” = 0; 33, 66, 74, 75; 8. Чувство вины: “да” = 1, “нет” = 0; 5, 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67; Индекс враждебности включает в себя 5-ю и 6-ю шкалы, а индекс агрессивности (прямой или косвенной) включает шкалы 1, 3, 7-ю. Нормой агрессивности является величина ее индекса равная 21±4, а враждебности — 6,5 - 7±3. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками (психодиагностики психических состояний (Кэттелл, Спилбергер, К. Леонгард и т.д.).
Методика 12. Тест МЛО “Адаптивность” Многоуровневый личностный опросник (МЛО) "Адаптивность" разработан Маклаковым А.Г. и Чермяниным С.В. (1992). Он предназначен для изучения адаптационных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик личности, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется использовать для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности. Результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений ("годен" - "не годен") до подробной личностной типологической характеристики. Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды и новым условиям деятельности. Эффективность адаптации в значительной степени зависит, как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки каждого человека. Однако можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме. Степень соответствия этому "интервалу" психической и поведенческой нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющийся важнейшей интегральной характеристикой психического развития. Характеристику личностного адаптационного потенциала можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности. Поведенческая регуляция (ПР) - это понятие характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей, потребность в общении, принципы построения контакта, групповая идентификация, соблюдение морально-нравственных норм. Все выделенные структурные элементы отражают взаимосвязь с потребностями, мотивами, эмоциональным фоном настроения, самоосознанием, "я-концепцией" и др. Система регуляции - это сложное социально-психологическое образование и интеграция всех ее уровней в единый комплекс обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения. Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал - КП) человека являются следующей составляющей личностного адаптационного потенциала. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности. Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения (моральная нормативность - МН), обеспечивающих способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения. Таким образом, данный тест оценивает адаптационные возможности индивида, исходя из особенностей не только психологического, но и нравственного развития, что позволило практически объединить в одном тесте теоретические положения различных психологических школ относительно проблемы адаптации. Многоуровневый личностный опросник (МЛО) "Адаптивность" состоит из 165 вопросов и имеет следующие основные шкалы: - "достоверность" (Д); - "личностный адаптационный потенциал" (ЛАП); - "поведенческая регуляция" (ПР); - "коммуникативный потенциал" (КП); - "моральная нормативность" (МН). Тест имеет 4-е структурных уровня (см. рис.12), что позволяет получить информацию различного объема и характера. Шкалы 2-го, 3-го и 4-го уровня конструктивно связаны между собой. Шкалы 1-го уровня являются самостоятельными и соответствуют базовым шкалам MMPI, позволяя получить типологические характеристики личности, определить акцентуации характера.
Четвертый уровень
--------------------------------------------------------------------------------------- Третий уровень
--------------------------------------------------------------------------------------- Второй уровень
--------------------------------------------------------------------------------------- Первый уровень
Рис.12. Структура теста МЛО "Адаптивность"
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1346)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |