Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научный руководитель - Дамдынчап В.М., к.и.н., доцент кафедрыотчественной истории



2015-11-20 688 Обсуждений (0)
Научный руководитель - Дамдынчап В.М., к.и.н., доцент кафедрыотчественной истории 0.00 из 5.00 0 оценок




Хоомей — один из пяти основных стилей тувинского народного горлового пения. Для наименования именно тувинской техники звукоизвлечения используется научный термин — хоректээр (петь грудью). Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две, а иногда даже три ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное многоголосное соло.

Как объект научного изучения хоомей привлекает внимание, в первую очередь, необычностью своего звучания. Этим обстоятельством, видимо, объясняется и то, что многие исследования посвящены изучению именно акустических параметров горлового пения - работы А. Банина и В. Ложкина Транг Квонг Хая, Ганджи Суми и др. [1].

Хоомей как целостная, реально функционирующая художественная традиция, так или иначе, сопутствовала всему развитию тувинского народа, выражая самую суть его исторического бытия и духовного своеобразия. Поэтому вполне понятен интерес к нему и историков, и этнографов. Не ослабевает интерес к хоомею и со стороны филологов-фольклористов. Живое бытование древних мифов, сказок, легенд, эпоса, отражающих термины и сюжеты о хоомее, выступает, по мнению З.Б. Самдан [7], одним из устных свидетельств древности происхождения хоомея. Лингвистами оживленно обсуждается народная терминология по хоомею, а также соответствия относящихся сюда наименований в других тюркских (и нетюркских) языках. Усилия, затрачиваемые на объяснение происхождения этих терминов, способны, как считает Б.И. Татаринцев [9], пролить определенный свет и на происхождение самого хоомея. Особый интерес для ученых представлял всегда и медицинский аспект изучения горлового пения, связанный с рассмотрением физиологического механизма гортани тувинских певцов. Такие исследования предпринимались ранее Б. Черновым и В. Масловым Новосибирске, Транг Квонг Хаем во Франции и учеными-медиками из Америки [3].

Наиболее полное и всестороннее освещение проблемы горлового пения получили в музыковедческих работах последних лет Зои Кыргыс. Монография З.К. Кыргыс «Тувинское горловое пение» [5] представляет собой первое специальное и всестороннее исследование уникального искусства горлового пения тувинцев. Это серьезный научный труд, результат многолетних полевых исследований автора, большого энтузиаста и подвижника, посвятившего свою жизнь не только научному изучению этого явления традиционного искусства, но и внесшего большой практический вклад в дело возрождения и популяризации горлового пения, получившего сегодня большое признание во всем мире. Впервые в истории изучения тувинского горлового пения З.К. Кыргыс вводит и новый термин «хоректээр». Надо признать, что применение термина «хоомей», использующегося в качестве как видового (как названия одного из стилей), так и родового названия (как обозначения этого искусства в целом) вносит определенную путаницу.

Стиль хоомей можно рассматривать как исходный, или базовый стиль в бытовании хоректээр. Хоомейжи старшего и младшего поколения повторяют общеизвестное тувинское выражение о том, что хоомей – отец или праотец всех других стилей. Большинство музыкантов отдает предпочтение именно этому стилю из-за относительно удобного звукоизвлечения в среднем регистре.

В героических сказаниях хоомей предстает как обычное, прочно вошедшее в жизнь музыкальное явление. Например, “богатырь певец исполняет хоомей, подобно тысяче человек, от его пения содрогаются земля и небо, рушатся вершины гор”, хотя оно максимально гиперболизировано, тем не менее, сказителем сравнительная сила звукоизвлечения описана очень точно. В связи с этим здесь уместно привести тонкое замечание Б.И. Татаринцева, исследовавшего горловое пение в тувинском эпосе. Он отмечал: "Дорожное богатырское горловое пение характеризуется однотипными устойчивыми эпитетами ындынныг, ыянгылыг, сырынныг «жалобный, заунывный, протяжный», что, по-видимому, характеризует нелегкое душевное состояние героя-богатыря". Исследователь дает один из вариантов лирического сказания о Хан-Хулюке. У его героя после исполнения им подобного пения «тоскующая грудь расширяется, стесненная мысль удлиняется». Так он впервые отметил основную функцию этого стиля.[9]

У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией.

Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей».

Тувинский стильсыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр – свистеть. Есть существительное сыгыт (свист). Есть предание (по данным З.К.Кыргыс) о том, что стиль сыгыт возник от подражания звуку тетивы лука. В рамках самого стиля сыгыт, помимо классического варианта его мелодически развитого образца, исполнители, например, Геннадий Тумат, также воспроизводят разного рода звукоподражательные импровизации, типа киштээр (ржание лошади).

Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы – причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой связи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании.

Наименование стиляэзенгилээр происходит от слова эзенги – стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки.

При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.

Эзенгилээр имеет свои ритмические, тембровые и интонационные особенности, представляя собой самостоятельный стиль. В памяти знатоков старины стиль эзенгилээр и теперь полностью сохранил свое значение и продолжает широко бытовать.

Сам стиль, как предполагают некоторые исследователи, вероятно, возник сравнительно недавно. Возникновение подобного стиля было возможно не ранее конца 1 тыс. н.э., когда ощутимое воздействие на мелодии могло оказать появление в сбруе коня стремени.

Можно полагать, что стиль эзенгилээр формировался позже стиля сыгыт, и бесспорно развивался на его основе и в постоянном с ним взаимодействии.

Если сравнить эзенгилээр со стилем сыгыт, нетрудно заметить, что манера исполнения эзенгилээр отличается неторопливым распеванием, отчетливым скандированием. Отличительная особенность стиля заключается в периодическом выпуске воздуха через нос на резком двойном вдохе.

Название стиляборбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» - перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.

Борбаннадыр интонационно родственен стилю хоомей. Мелодический зачин с приемом хоректээр извлекается с тем же положением губ, сомкнутых почти вплотную.

В стиле борбаннадыр более важным моментом является механизм звукоизвлечения, особенно звуковые манипуляции, нежели устойчивые мелодические обороты, как в стиле хоомей. Равноправное сосуществование борбаннадыр со стилем хоомей можно расценивать как проявление особенностей раннефольклорной традиции, которой свойственна органическая связь мелодического выражения

В отличие от стиля приемов исполнения хоректээр в стиле хоомей, исполняемого в пределах одного дыхания, исполнение борбаннадыр всегда прерывистое. Причем значительно меньше используется процесс дыхания.

Стиль борбаннадыр поется традиционно одиночно, так как исполнители привносят свои индивидуальные штрихи в форме свободного ритмического их интонирования. Так как стиль этот имеет свою структуру, отдельный механизм звукоизвлечения, характерную тембровую окраску, он входит в число основных самостоятельных стилей. Его исполнение не требует обязательного присутствия другого стиля. Борбаннадыр представляет отдельный механизм звукоизвлечения, который можно синтезировать при желании певца для украшения мелодии с другими стилями. Например, существуют борбаннадыр сыгыта, борбаннадыр каргыраа, борбаннадыр хоомея.

Наряду с развитыми стилями существуют субстили, которые отличаются тонкими техническими нюансами исполнения, включаются в основу звукообразования, обогащая ее структуру.

Современные субстили

Киштээр – подражание ржанию лошади

Хову каргыраазы – степное каргыраа

Даг каргыраазы - горное каргыраа

Думчук каргыраазы – носовое каргыраа

Ойдупаа каргыраазы - каргыраа певца Ойдупаа

Буга каргыраазы – каргыраа подражание реву быка

Кашпал каргыраазы - каргыраа ущелья

Кожагар каргыраазы - сопочное каргыраа

Уянгылаар – исполнение в духе заунывного жалостливого пения;

Дамырактаар – подражание ручейку;

Сирленнедир – дребезжащий;

Бырланнадыр – используется для украшения сольного двухголосия.

Думчуктаар – импровизация;

Деспен борбан – хоомей-перекат

Древние субстили

Эрги хоомей – древний хоомей

Буга хоомей – хоомей подражание реву быка

Опей хоомей – колыбельный хоомей

Деспен хоомей - хоомей звукоподражания стуку конских снаряжений во время верховой езды

Кумзаттаар - плач-причитание

Чыландык - подражание пению птиц

Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках тувинского народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий.

 

Литература:

  1. Банин А.А. Об акустических особенностях тувинского «сольного двухголосия» / А.А. Банин, В.Н.Ложкин // VIII Всесоюзная акустическая конференция.— М. 1973
  2. Будегечиева Т.Б. Горловое пение в системе народной культуры тувинцев / Т.Б. Будегечиева // Мелодии «Хоомея»: материалы I Международного симпозиума «Хоомей-92».— Кызыл, 1994.— С. 95-100.
  3. Дмитриев Л.Б. Тайна тувинского «дуэта» или свойство гортани человека формировать механизм аэродинамического свиста / Л.Б. Дмитриев, Б.П. Чернов, В.Т. Маслов.— Новосибирск, 1992; Юго Замп и Транг Квонг Хай. «Гармоническое пение», фильм 38 мин.— Французское этномузыковедческое общество, 1989; Рентгенологические исследования, проведенные в госпитале им. Рузвельта (США), 1995.
  4. Каррутерс Д. Неведомая Монголия и Урянхайский фай / Д. Каррутерс— Петроград, 1914.
  5. Кыргыс З.К. Тувинское горловое пение / З.К. Кыргыс. — Новосибирск, 2002.
  6. Кыргыс З. К. «Хоомей — жемчужина Тувы», Кызыл, 1992 г.
  7. Самдан З.Б. Хоомей в фольклоре тувинцев/ З.Б. Самдан // Мелодии хоомея:. материалы I Международного симпозиума «Хоомей-92».— Кызыл, 1994.
  8. Сузукей В.Ю. Бурдонно-обертоновая основа традиционного инструментального музицирования тувинцев / В.Ю. Сузукей.— Кызыл, 1993.
  9. Татаринцев Б.И. Тувинское горловое пение. Проблемы происхождения / Б.И. Татаринцев. Кызыл, 1998.

 



2015-11-20 688 Обсуждений (0)
Научный руководитель - Дамдынчап В.М., к.и.н., доцент кафедрыотчественной истории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научный руководитель - Дамдынчап В.М., к.и.н., доцент кафедрыотчественной истории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (688)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)